11:20 



Зал ожидания с платными телевизорами на автобусной станции Лос-Анджелеса. 1969

@темы: история транспорта, история бытовой техники

11:18 



Зал отдыха самолёта Boeing-747, 70-е

@темы: самолеты

10:47 

Утерянное искусство письма на паутине

Кто бы мог подумать, что тонкие – тонкие, шелковистые нити паутины могут быть сплетены в холст, достаточно сильный, чтобы выдержать абразивные удары кисти художника? Но 100 картин, сохранившиеся сегодня в музеях и в руках частных коллекционеров, свидетельствуют об этом невероятно хитроумном, трудоемком ремесле, который практиковали австрийские монахи Тирольских Альп в XVI веке.


дальше здесь tiina.livejournal.com/10533399.html

@темы: картины

09:58 

25.03.2018 в 19:02
Пишет Sindani:

25.03.2018 в 18:30
Пишет N.K.V.D.:

ОРУЖИЕ ДЖЕНТЛЬМЕНА

С незапамятных времен, трость являлась неизменным атрибутом мужского костюма человека из высшего общества, да и среди мещан трость не была редкостью, однако это был не только символом власти, атрибутом элегантности, подражания или моды… это было еще и оружием.

Читать дальше


URL записи

URL записи

@темы: 19 век, история оружия, Дэн

21:40 



Карта происхождения пород собак.
На три страны – Великобританию, Германию и Францию приходится 40% всех выведенных пород. На Европу – 80%

via

@темы: звери, карты

15:52 

Бытующее кое у кого представление о том, что рыцарские турниры появились из судебных поединков, не совсем верно. Да, в средние века в Европе (а на самом деле во многих культурах - и задолго до них, и за границами Европы) существовал обычай решать споры (имущественные, семейные, общественные) с помощью "божьего суда". Базировалась сия процедура на "презумпции виновности" - обвиненый в каком-либо проступке или преступлении должен был доказать свою невиновность, сделав что-то, что обычно сделать нельзя, и что удасться лишь с помощью божественного вмешательства, ибо "он всегда за правду". Называлась сия процерура ордалией (от лат. ordalium - суд) и обычно проводилась двумя способами - "водой и огнем". В первом случае испытуемый должен был достать небольшой предмет (обычно кольцо) из котелка с кипящей водой (про кидание связываемым в воду, и "если всплыл - добить, если утонул - молодец, был прав" - это "немного не то") голыми руками. Во втором - пройти сквозь огонь, либо же пронести голыми, опять же, руками кусок раскаленного железа. Естественно, что руки в обоих случаях сильно страдали "в процессе", и результат ордалии определяли спустя время, за которое раны должны были зажить, от этого и зависел приговор.

Так вот, связь ордалии с мордобоем поединком была непосредственной - "нести железо" или "пытаться водой" должны были неполноценные и слабые (старики и женщины), а здоровым мужикам вместо них обычно назначали судебный поединок ("божий суд"), победитель в котором и объявлялся невиновным (а проигравший нес наказание - как минимум за клевету, если был истцом). У древних скандинавов из этого обычая выросла традиция хольмганга ("прогулки на остров") - любой (свободный) мужчина мог вызвать любого (свободного) мужчину на бой, устраиваемый либо на пустом островке, либо на огороженной площадке (отсюда и название). Победитель получал то, на что заявлял претензию - обычно имущество, а тот, кто отказывался от хольмганга, подвергался "общественному позору" и не мог далее жить как полноценный участник общины, становясь отверженным (нидингом). Явный "перекрен", который этот обычай давал сильным, наглым и бессовестным мордоворотам, с самых ранних времен заставлял конунгов сурово ограничивать условия хольмганга, а то и вовсе его запрещать. Множество хольмгангов описано в скандинавских сагах, а относительно "русов" арабские авторы Х века писали о схожем обычае под названием "поле", когда недовольные приговором вождя по делу спорщики могли решить конфликт поединком. Русские летописи описывают "поля" в XI-XII веках.
больше здесь qebedo.livejournal.com/tag/%D0%98%D0%B3%D1%80%D...

@темы: средние века, история оружия

15:27 


@темы: иллюзии

14:40 

Здесь будут ссылки на все материалы по второй экспедиции в Гранитные города Улахан-Сис, которая состоялась в конце августа 2017-го года. А также галерея избранных фотографий. Уникальный останцовый ландшафт находится в заполярной Якутии в междуречье Индигирки и Алазеи. Впервые представлен миру в 2016-м году, по итогам успешной исследовательской экспедиции. История открытия здесь.

Мордор 2017

Якутский Маньпупунёр

Тьмутаракань



1.


( Ещё фото... )

@темы: пейзажи

14:13 

25.03.2018 в 11:35
Пишет Sindani:

25.03.2018 в 00:15
Пишет Даумантас:

о важности контекста
Встречаем мы, значитца, на просторах тырнета цитату:

1808. «Дозволено русским подданным свободных состояний покупать и выменивать киргизских детей, которые потом, при достижении 25-летнего возраста делаются свободными. Так березовские казаки покупали девочек у остяков по 20 копеек, а мальчиков по 25 коп.»

И сразу чувствуете? Чувствуете, как всколыхнулось что-то внутри? Как невольно потянулась рука к маузеру клеймить и предавать позору? Я только уточню во избежание путаницы, что под «киргизами» здесь подразумеваются казахи. Тонкости терминологии того времени.

А теперь, внимание, контекст:

«Положение киргиз в первое десятилетие XIX столетия было таково, что они, несмотря ни на какие стеснительные меры, вынуждены были продавать детей. В то время, когда русские были стеснены пограничным начальством в приеме на воспитание киргизских детей, татары и хивинцы их везде свободно покупали, а на оренбургском меновом дворе и в других местах пограничной линии открылся особый вид торговли киргизскими детьми. Князь Волконский, увидав ненормальное положение, донес об этом императору Александру I и ходатайствовал, чтобы хивинцам было запрещено покупать киргизских детей, а взамен того просил разрешить свободную покупку их всем желающим русским подданным, особенно же магометанам, для чего полагал необходимым командировать в Оренбург опытных мулл, чтобы они увещевали киргиз, по их бедственному положению, переселяться в селения Европейской России, где проживают магометане. Последствием этого ходатайства было издание высочайшего указа, от 23 мая 1808 года, которым запрещалось хивинцам покупать киргизских детей и дозволено приобретать их за деньги или посредством мены на товары всем русским подданным, но с тем, чтобы, по достижении 25-летнего возраста, они были совершенно свободны от всех обязательств по отношению к лицам, их купившим. Затем они могли быть причисляемы к тем обществам, где имели жительство, и если приняли христианство, то общества обязывались давать таким всевозможное пособие. Наблюдение за переселением киргиз и покупкой детей было возложено на Пограничную комиссию, а ближайшим образом на директора Оренбургской таможни коллежского советника Величко, которому было приказано присутствовать в Пограничной комиссии с правами члена и заведовать всею перепискою по переселению киргиз в Россию и по продаже и покупке киргизских детей. В октябре того же года Величко произвел на меновом дворе у хивинцев обыск, при чем им было найдено 7 киргизских девиц, в возрасте от 10 до 16 лет; мальчиков не найдено. Хивинцы приобретали девочек преимущественно потому, что приезжали в Россию для торговых дел на продолжительное время без семейств, а, во-вторых, по отправке их в Хиву, могли получить большие выгоды, чем от мальчиков, так как на Востоке женщин, вследствие многоженства, всегда было меньше, чем мужчин, и покупка жен обходилась недешево. Из означенных девиц три были взяты русскими и обращены в православие, а четыре Сарептским евангелическим братством и обращены в лютеранство. Хивинцам за 7 девиц уплачено 385 рублей».



Легким движением руки брюки превращаются... превращаются брюки...

URL записи

URL записи

@темы: детский вопрос, 19 век

13:49 

12:29 



Моравские сюжеты - "Южная Моравия"

@темы: пейзажи

11:34 

Когда я ещё вела историю английской литературы в РГГУ, решила я как-то освежить семинар по Томасу Мэлори сравнением с Теннисоном. Всё просто: дала группе задание сравнить историю Девы из Асталота, как она рассказана у Мэлори, с балладой Теннисона The Lady of Shalott.
Мне казалось очевидным превосходство оригинального рассказа над версией Теннисона. У Мэлори - внятно рассказанная история человеческих отношений и нравственной победы героини над Ланселотом, удивительно современно решённая тема женского достоинства и автономии (Татьяна Ларина на фоне Девы из Асталата выглядит затюканной овечкой). Героиня делает свой выбор и проживает свою судьбу до конца, не склоняясь перед внешними обстоятельствами. Сюжет завершается всеобщим восхищением её личностью: все рыцари Круглого стола оплакивают её и торжественно хоронят. У Теннисона же ясная история отвергнутой любви превратилась в декадентскую невнятицу: какая-то башня, какая-то пряжа, какое-то проклятие, запрещающее смотреть из окна... героиня без всяких видимых причин бежит к реке, ложится в лодку и умирает - надо полагать, под действием проклятия.
Каково же было моё удивление, когда студентки единодушно отдали предпочтение Теннисону. Я не могла понять, почему. Сейчас я, кажется, понимаю: настоящий средневековый рассказ Мэлори был для них недостаточно "средневековым", недостаточно фэнтезийным. В их представлении, старина должна быть туманной, мистической и таинственной. steblya-kam.livejournal.com/258495.html

@темы: писательское, книги

09:19 

Читаю это я вчера "Землю мертвецов" про приключения Ватсона во первой мировой войне и малость офигеваю.

во первых, автор почему-то сделал Холмса, вот токо што бодро скакавшего Олтемонтом (вы ж помните?), дряхлым стариком, который без посторонней помощи существовать не может и разваливается прям на глазах. и постоянно подчеркивает: старик, старик, старик.

а во вторых, когда в тексте первый раз помянули Болонью (при том, что действие происходит в районе Ипра) я подумала: ну мало ли, перекинули часть откуда-то из Италии... Однако потом эта Болонья начала поминаться с регулярным постоянством, слишком частым для столь далекой географии, и я заподозрила неладное. И только в последней или предпоследней главе до меня дошло: Булонь же! Булонь!!!:apstenu:

а общее впечатление от романа: замах на рубль, удар на копейку

@темы: книги, ШХ

08:57 

Caes. Heist. IV, 77. Один рыцарь исповедался священнику во множестве грехов. Тот наложил на него епитимью, которую рыцарь не смог выдержать, и так было раз за разом. Наконец священник говорит: "Этак мы никуда не продвинемся. Есть вообще что-то, что ты в состоянии соблюсти?" Рыцарь: "О да! на моей земле есть яблонька с такими горькими и отвратными плодами, что я никак не могу их есть. Если вы рассудите за благо, предпишите мне в покаяние, чтоб я никогда не ел ее яблок". Священник: "Прекрасно, за все грехи твои я предписываю, чтобы ты никогда не ел от плода ее".
Ушел рыцарь, считая эту епитимью мелочью. Каждый раз, выходя со своего двора или входя к себе, он видел эту яблоню, и нечистый, набивший руку кормить людей яблоками, разнимал его хуже некуда. В один прекрасный день рыцарь, разглядывая ее, ощутил такое неописуемое желание натрескаться этим мантетом, что подошел к яблоне и, то протягивая руку, то отдергивая ее, целый день мучился противоположными устремлениями, пока наконец от изнурения не упал под ней замертво.
(там несколько однотипных историй подряд, но эта - самая феерическая)

Caes. Heist. VI. 2. Один синьор, сосед цистерцианской обители, неизменно выказывал ей враждебность и притеснял ее, как мог. Однажды он похитил большую часть монастырского скота. Монахи принялись совещаться, кому идти в замок упрашивать господина; аббат отказался, другие тоже; решили отправить одного монаха, простодушного старика. Его призывают в совет, рассказывают, что надобно; он соглашается пойти, а перед уходом спрашивает: "Если будут отдавать только часть, принимать или нет?" Аббат ему: "Прими все, что будут давать, во имя Господне; лучше что-то, чем ничего". Он идет в замок, возвещает причину своего прихода; господин, потешаясь над ним, велит обождать решения до конца трапезы и сажает его за стол отобедать. Подают мясо; монах ест; господин смотрит. По окончании трапезы господин спрашивает: скажи, у вас в обители едят мясо? - Нет, никогда. - А когда вы из нее выходите? - Тоже. - Так чего ж ты ел? - Аббат, посылая меня, - говорит монах, - велел брать все, что отдадут из нашего скота, и ни от чего не отказываться; а как я уразумел, что это мясо - от нашей скотины и что мне тут не дадут ничего, кроме того, что можно унести на зубах, то я и ел из послушания и чтоб не уйти пусту. - Слыша это, господин говорит: обожди, я посоветуюсь с женой. Идет к ней, пересказывает все случившееся и прибавляет: "Боюсь, близко мне отмщение Божие, коли мужа такого простодушия и такой праведности я выпровожу с отказом". Жена с ним соглашается. Господин идет к монаху и говорит: "Ради твоей добродетели я верну вашему монастырю весь отнятый доныне скот, все былые убытки возмещу и наперед вас не потревожу". Старик, всячески его благодаря, отбыл в радости домой и принес аббату и братии нежданную весть. С той поры они жили в мире.

roman-shmarakov.livejournal.com/

@темы: средние века, исторические россказни

19:16 

Иван Сухоплюев в брошюре «Октябрины» (1925) настоятельно советовал:
«Вместо того чтобы назвать своего сына Камнем (Петром), родители могут назвать его Радием, что-
бы именем своего сына постоянно напоминать о научных открытиях, связанных с радием. Чтобы напом-
нить о смычке рабочих и крестьян, о смычке города и села, родители могут назвать своего сына “Моло-
том” или “Серпом”. <…> Из новых мужских имен встречаются напоминающие о природе: Лес, Луч, Оке-
ан; напоминающие о работе – Гудок; встречаются имена: Динамит, Орел, Красный, Пурпур, Красноцвет.
<…> В ознаменование полного разрыва с религиозным дурманом и полного отречения от религии – Ате-
ист, Незаможник (?), Трибун, Народосын, Авангард, Красарм, Перекоп, Бастилий… Новорожденным
девочкам дают следующие революционные имена: <…> Энгелина (в честь Ф.Энгельса), Рева, Октя-
брина, Баррикада, Коммуна, Серпина, Правда, Марсельеза, Парижкомма, Милиция… <…> Родители,
избирая своим детям революционные имена, заранее дают торжественное обещание, что они будут
воспитывать своих детей в полном разрыве с буржуазными предрассудками…»



К началу 30-х встретить в программке концерта экзотические имена Вероники
Ля-Туш, Миры Марр, Ринны Тэрьян, Миры Эльстон и им подобных становится почти
невозможно.

Максим Кравчинский. Песни и развлечения эпохи НЭПа

@темы: фамилии, имена

18:35 


@темы: птички

14:25 

13:07 

В лаборатории с дневной песчанкой происходит нечто странное. Если накормить ее стандартной едой, которой потчуют всех лабораторных грызунов, она тут же начинает жиреть, заболевает диабетом и тихонько помирает. Причина кроется в гене Pdx1. Он жизненно необходим для нормальной физиологии и имеется у всех позвоночных животных. Однако его долгое время не могли найти у песчанок. Все потому, что вместе с десятками других генов он входит в состав темной ДНК – недавно открытой потайной части генома, о которой мало что известно. Меж тем темная ДНК может быть широко распространена в природе и даже оказывать влияние на эволюцию. 🤔 Возможно, она есть даже у тебя. Темная ДНК


@темы: генетика и генеалогия, медицина

13:07 




Трансвааль, Трансвааль, страна моя,
Горишь ты вся в огне!
Под деревом развесистым
Задумчив бур сидел.

- О чем задумался, детина,
О чем горюешь, седина?
- Горюю я по родине,
И жаль мне край родной.

Сынов всех девять у меня,
Троих уж нет в живых,
А за свободу борются
Шесть юных остальных.
( Читать дальше... )




От Шано: вот очень часто, когда про начало века читаешь - эта песня упоминается.

@темы: история музыки, 20 век: Россия и вокруг нее

12:59 

Долгие века "белая легенда" (да и "черная" тоже) о крестовых походах рисовала картину монохромного Армагеддона - рыцари-христиане прибыли в захваченные мусульманами земли и начали "бицца нинажисть" супротив "языческих паганцев", как белый лебедь против черного. Однако в реальности у бабуси всегда живут четыре гуся - белый, черный и два серых (потому что пропорции реальности надо соблюдать в точности), это еще монах Мендель доказал. Ближний Восток не был ни окончательно исламизирован к XII веку, ни даже окончательно подчинен сельджуками. В 1071 году знатный армянин на византийской службе Филарет Вараджнуни (ака Вахрам[ий]), бывший доместиком схол Востока (главнокомандующим), отказался признавать власть императора Михаила VII Дуки Парапинака и объявил себя независимым владетелем и начал "собирать под руку" все мелкие армянские княжества на границе Византии и империи сельджуков. Ему удалось создать обширное государство в Киликии и северных Сирии и Месопотамии со столицей в Антиохии, а также успешно отбиваться от мусульманских набегов. Византийцы вынуждены были признать его, даровав сперва титул севаста ("ассоциированного члена императорской семьи";), а потом и августа (соправителя), посему государство и получило у историков название царство Филарета Вараджнуни.


Царство Филарета Вараджнуни (посередь)

( Читать дальше... )

@темы: средние века

На тихом перекрестке

главная