12:36 

"Знакомство Аль-Мутамида с Румайкийей тоже было романтичным. Как-то он гулял по берегу реки Гвадалкивир вместе со своим другом, поэтом и политиком Ибн Аммаром, и мужчины перебрасывались поэтическими экспромтами. Вдруг Ибн Аммар замешкался и не смог подхватить строчку друга. И Аль-Мутамид услышал нежный женский голос, который изящно продолжил его рифмы. Он оглянулся и увидел рабыню – погонщицу ослов. Принц влюбился в нее с первого взгляда и упросил хозяина продать ему девушку. Румайкийю уступили задешево – она была плохой работницей, слишком витала в облаках и увлекалась сочинением стихов. Брак оказался очень удачным: он любил всю жизнь лишь ее, не заводя гарема. А когда его свергли, Румайкийя последовала за мужем в ссылку."
.......................
" Наиболее популярным эмиром Севильи из династии Аббадидов был эмир аль-Мутамид (1040—1095), ставший в средневековой и даже новой арабской литературе идеалом рыцаря.

При аль-Мутамиде, щедром меценате и любителе изящной словесности, Севилья становится средоточием культурной и литературной жизни Андалусии. Любимой женой севильского эмира была христианская невольница Итимад, которую он выкупил, прельщенный прежде всего ее поэтическим талантом. Об эмире Севильи еще при его жизни было сложено множество легенд, так же как и о его друге Ибн Аммаре, история предательства которого изложена в нескольких исторических испанских романсах, воспевающих подвиги испанских и мавританских рыцарей."

@темы: исторические россказни

12:34 



Чайное деревцо (thеа, Линнея) составляетъ одинъ общій видъ и нигде не акклиматизировалось еще вполне, кроме Китая и Японіи. Въ торговле чай делится на 5 сортовъ: 1) байховый или черный (со включеніемъ цвѣточнаго); 2) желтый; 3) зеленый; 4) кирпичный и 5) Пуэрь-ча, называемый въ Сибири «пурча». Китайцы называютъ чайное деревцо «Ча», листъ его «Ча-ѣ». Изъ этого слова, пограничные Маньжуры сделали «чае» и передали его русскимъ. Въ Китаѣ чай распространенъ съ глубокой древности. Уже въ конце VIII века по Р. X., при династіи Тянь, говорится о немъ въ китайскихъ летописяхъ. Въ Европу чай вывезенъ англичанами и голландцами въ начале XVII столѣтія и продавался сперва въ аптекахъ, какъ лекарство. Почти въ то же время, а именно въ 1038 году, чай вывезенъ въ первый разъ и въ Москву русскимъ посольствомъ, бывшимъ у Алтынъ-Хана. Чайное деревцо разводится въ Китае на огромномъ пространстве между 23° и 31° сев. шар. отъ Шань-Си до Куан-Тонга и до Юнь-Няня включительно, т. е. почти отъ южнаго океана до Тибета.( Читать дальше... )

@темы: пьем и будем пить

11:29 

Как утверждается, эта карта 1763 г. была сделана в качестве копии с другой карты, созданной в 1418 г. — во времена, когда выдающийся китайский мореплаватель Чжэн Хэ совершил кругосветное плавание с флотилией из 300 деревянных кораблей (фото: Frederic J. B)


В январе 2006 года информационные агентства мира распространили очередную «сенсационную новость»: обнаружена древняя китайская карта, которая в очередной раз ставит под вопрос первенство Колумба в открытии Америки и которую китайский коллекционер Лю Ган приобрел в 2001 году в антикварном магазине в Шанхае за пятьсот долларов. Карта датируется 1763 годом, но имеет надпись: «Карту сию нарисовал Мо Йи Тонг, подданный династии Цин, в правление императора Гун Ли в 1763 году по оригиналу карты 1418 года»! Это на 74 года раньше прибытия Колумба в Новый Свет, однако на китайской карте уже изображены обе Америки. Причем оба побережья — и западное, и восточное (см. снимок выше).

В очередной раз всплыли жаркие споры о том, кто же должен считаться «открывателем Америки». Версию, что первыми до Нового Света добрались китайцы, рьяно отстаивает американский историк, капитан ВМФ США в отставке Гэвин Менциес, автор книги «1421: год освоения Америки Китаем». По его мнению, они даже совершили кругосветное путешествие в 1421-1423 годах.

В доказательство историк приводит факты, что первые европейские исследователи Америки писали, что индейцы сажают рис, разводят китайских кур и пользуются изделиями из фарфора

( Читать запись полностью » )

@темы: карты, кладовка мифов

11:18 

На рубеже XIX-XX веков Владимир Прохорович Амалицкий, русский геолог и палеонтолог, действуя вопреки бытовавшим в русской научной среде мнениям, открыл на территории Архангельской губернии уникальную фауну поздне-пермских позвоночных животных. Зверьков из этой и похожих фаун до сих пор продолжают описывать в количествах, но часть - и немалую - естественно, описал сам Амалицкий. И одно из найденных существ он назвал в честь жены - Анны Петровны, которая, как настоящая "жена декабриста", отправилась за мужем на севера Российской Империи, где копала, сортировала находки, а в промежутках, надо полагать, мыла, зашивала, готовила и т.п., короче, была весьма полезным сотрудником экспедиции. И Владимир Прохорович очередного тероцефала назвал Anna petri. А если вспомнить, что фамилия автора обязательно указывается после названия, то получилось вообще полное имя - Anna perti Amalitzky.
Описание, кстати, вышло посмертное не только для тероцефала - сам Амалицкий умер в 1917, а статью с описанием этого и других пермских ящеров издали в 1922. Позже род переописали как Annatherapsidus - таким образом он стал не самой Анной (как именем собственным), а ее личным терапсидом.
При жизни терапсид Анны был величиной с крупную собаку, приземистый, с широкой приплюснутой головой. Полагают, что он часто и охотно плавал и ел главным образом рыбу (и всякую другую живность, которую мог найти и поймать в воде). Его близкие родственники, как полагают, имели во рту ядовитые железы, но аннатерапсид в этом пока не замечен - на его клыках желобки для яда не найдены.

annatherapsidus(1)
Сиеста: в теплый полдень аннатерапсид дремлет на поваленном в воду дереве.

batworker.livejournal.com/352237.html

@темы: имена

09:49 

Читал тут седьмую серию "Красного Хогвартса" от уважаемого vad_nes, и запнулся на подписи к фотографии Гайдара. "Адъютант командующего охраны обороны всех железных дорог" - что-то тут, думаю, не так, зачем охранять оборону железных дорог. Написал тёзке, то бишь автору - оказывается, это написано рукой самого Гайдара на обороте фотографии, правда лет через десять. Ну что делать, начал копать.




@темы: 20 век: Россия и вокруг нее

16:21 

14.06.2018 в 15:35
Пишет Sindani:

14.06.2018 в 15:03
Пишет N.K.V.D.:

"Бабочки" 3-го кавалерийского полка волонтеров Нью-Джерси


Вероятно, самой необычной униформой из всех имеющихся у конных федеральных частей армии САСШ была форма, выданная 3-му кавалерийскому полку штата Нью-Джерси. Она состояла из гусарской куртки с галунами, кепи без козырька и плаща с капюшоном ("тальмы").
Неудивительно, что получившие такой странный "гибрид" европейской военной формы уроженцы Нью-Джерси были прозваны "бабочками", когда они вошли в состав кавалерийского корпуса Потомакской армии в 1864 году.
читать дальше

URL записи

URL записи

@темы: 19 век, СшА, история одежды

10:39 

Снимок.JPG


Это ответ всем скептикам, желающим увидеть неприязнь королевы к Меган

Герцогиня Сассекская совершит поездку на королевском поезде с главой государства. Без принца Гарри. Она проведет ночь на локомотиве, прежде чем присоединится к Ее Величеству в Чешире завтра.

Давайте заглянем в 150-летний поезд, путешествующий из прошлого в настоящее.
( Читать дальше... )

от Шано: чё-то мне раньше казалось, что словом локомотив называют паровоз, а не поезд

@темы: ж/д

08:56 

Самыми главными были законодательная реформа и крестьянский вопрос. О «Своде Законов» поговорим чуть позже, пока что рассмотрим проблему крепостного права. Но не вакууме, а сравнив в решениями, которые были проведены в той же Пруссии. Почему в России начала XIX века крепостное право было проблемой?
Все дело в аграрном перенаселении. Для обработки уже распаханных земель и нормальной на них жизни вполне бы хватило населения времен Екатерины II (на 1796 год - около 37 миллионов человек). На 1835 год население России составляло примерно 48 миллионов человек, то есть лишние 11 миллионов надо было либо как-то расселять, либо повышать урожайность земли, чтобы нормально прокормить. Поскольку этого не делалось – положение начало ухудшаться у всех крестьян, и начала снижаться та самая пресловутая производительность труда, о которой нынче так любят говорить.
Приведу абсурдный пример, который выявит всю глубину проблемы. Для того, чтобы поезд доехал из пункта «А» в пункт «Б» можно либо поставить паровоз, 2 машиниста и 2 кочегара, либо… толкать его руками, силами, допустим, с помощью 1000 человек. Результат тот же самый – поезд же доехал до цели назначения, правда? В первом случае у нас заняты 4 человека из 1000, а 996 человек – безработные, лишние рты, которых надо либо кормить, либо уморить. Во втором случае – все при деле, только эффективность такого труда околонулевая.
читать дальше george-rooke.livejournal.com/810900.html

@темы: 19 век, деньги

08:51 

...Уже в 1817 году главный правитель российско-американских колоний в Америке, в донесении своем от 6/18 ноября, писал следующее:

«Что касается до земледелия (в колонии Росс), принужденным нахожусь уничтожить приятные идеи, которыми, судя по свойству климата, в отдаленности себя утешать можно. Первая, непреоборимая в теперешнее время преграда состоит в неимении рук. Промышленники, которые высылаются из Ситхи, за исключением немногих, из худых худшие, непривыкшие в России к трудам; тем менее можно ожидать от них усилий в таком месте, где они слишком уверены, что житье их временное и что для них довольно занятий. Алеутам работы сии также [53] несвойственны, и нужны продолжительные примеры, дабы склонить их к новым занятиям, при которых Российско-Американская Компания лишится выгод, проистекающих от промыслов.

Желая усердно всевозможной пользы Компании, почитаю себе обязанностию предложить мысли мои как и чем пособиться. Российско-Американская Компания, или кто-нибудь из патриотов, соучаствующих в оной и во всеобщем добре, могут, кажется, купить по крайней мере до двадцати пяти семейств крестьянских, которым, за переселение в Америку, куда их доставят при транспортах из С.-Петербурга, дать свободу и обязать заниматься земледелием около крепости Росс. Взаимною помощию можно будет им завестись строением. Компания поможет им скотом и семенами, и года через два станет получать от них платеж повинностей соразмерных и по установленным ценам хлеба.
Читать дальше...

@темы: 19 век, СшА

08:45 

Я думаю, эту историю все знают, но пусть будет.
Собственно два голландских мастера в Швеции - Хенрик Хайбертсоон и Аренд де Гроот, подрядились построить для короля Швеции Густава-Адольфа два малых (128-фут) и два больших (134.5-фут) корабля. "Васа" изначально - это как раз малый 128-футовый корабль. Контракт на постройку был подписан осенью 1624 года.
Но в 1628 году в битве под Оливой шведы потеряли два корабля, потом еще один в Данцигской бухте, а чуть ранее, в 1625 году в Рижском заливе от шторма были потеряны еще 10 кораблей. Поэтому король решил пересмотреть задание. Теперь ему срочно потребовалось 4 больших корабля, но проблема была в том, что голландские мастера уже подготовили материалы на малый корабль. Хайбертсоон отказался менять проект, но вскоре он заболел и был отстранен от постройки.
Начальником постройки стал будущий капитан корабля Сефинг Хандсон, а реально заканчивала постройку... жена Хенрика Хайберсоона, Маргарет.
Дальше - больше. читать дальше george-rooke.livejournal.com/811124.html

@темы: "Титаник" и др.

08:38 

История американского фаст-фуда имеет в некотором роде весьма себе героическую историю. Во время Первой мировой войны организация американской Армии спасения, выполняя задачи по психологической работе с солдатами, нашла себя в изготовлении обычных пончиков. Так как волонтеры этой христианской организации состояли в большинстве своем из девушек, то и название они получили соответствующее: "девочка-пончик" (англ.- Doughnut girls).

Читать дальше...

@темы: история кухни

08:35 

для большинства крупного дворянства, безвыездно проживавшего в Петербурге, более выгодной формой использования подневольного крестьянского труда являлся оброк. С течением времени он сильно возрос в своем размере. К 1760-м годам он достиг 5 руб. (в переводе на деньги 1850 г.), а к 1790-м годам - 7 руб. 50 коп. К 50-м годам следующего столетия оброк возрос в среднем до 10-12 руб.
Между тем, повышая оброк, помещик отнюдь не заботился об увеличении площади крестьянской земли. В имении помещика Позднякова крестьяне платили в 1827 г. 6 руб. сер. оброка, имея по 2 гектара пахотной земли. В начале 50-х годов крестьяне платили уже 9 руб. сер., при уменьшении душевого надела на 1/2 га. В 1859 г. те же крестьяне платили по 24 руб. сер. в год. george-rooke.livejournal.com/811739.html

@темы: 19 век, деньги

08:21 

08:16 

14.06.2018 в 07:22
Пишет З. ГорынычЪ:

Позор на мои седины! Не знал!((((
Игорь Кротов

Девушки никогда не встречали гостей хлебом-солью!!!
Это полное искажение русской народной традиции.



Пришло время для очередного разоблачения в сфере русской культуры. На этот раз я предлагаю по-новому взглянуть на одну из самых известных традиционных церемоний русского народа - подношение гостям хлеба-соли. Ещё и поэтому наша страна считается самой гостеприимной, радушной, щедрой и, как у нас говорят, - хлебосольной державой. Сама эта церемония, конечно же, имеет за собой очень древнюю, не только русскую, но общеславянскую традицию почитания хлеба.
Эта хлебосольная церемония не раз была описана различными иностранными путешественниками, посетившими нашу страну в стародавние времена.
В отличие от многих других наших церемоний, эта церемония, на первый взгляд, не претерпела каких-то глобальных изменений. Вроде бы всё выглядит как всегда: девушка или группа девушек в нелепых псевдорусских костюмах преподносят гостям на нелепом полотенце хлеб и соль (стоит отметить мимоходом, что все эти наряды - один страшнее и инороднее другого).
Многие так уж шибко привыкли к этому тысячекратно виденному действу, что воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Но, если взглянуть на него по-новому взглядом исследователя, заручившись поддержкой летописных и изобразительных источников, то можно увидеть вопиющее искажение аутентичной традиции нашего народа. И дело здесь даже не в марсианских псевдорусских костюмах хлебосольных девушек (хотя это тоже, по сути, плевок в сторону народной традиции). А в том, что вообще-то не девушки должны были подносить гостям хлеб и соль, а старики: глава дома, староста поселения, глава края. Так было издавна заведено на Руси. Старинные дореволюционные фотографии и картины это правило «железно» подтверждают: нет в запечатлённых на них хлебосольных церемониях девушек даже рядом.
Потому, что ни девушка, ни женщина не должна была преподносить хлеб гостям и производить с хлебом какие либо иные действия «на людях».
С самых древнейших времён только глава дома - «большак»- мог распределять пищу среди родичей. Это касалось, прежде всего, хлеба. Отсюда обычай: самый старший мужчина в доме, разрезая хлебную буханку, наделял каждого члена семьи его долей. Только он имел право взаимодействовать с хлебом и солью за столом. А так же - он самый первый приступал к трапезе.
Вот, что пишут на этот счёт авторитетные исследователи:
«В подобных обычаях проявляется основной смысл традиционного застолья: приобщение к «доле», воплощенной в обрядовых напитках и пище и отведенной всем членам данного социума, родовой общины, включая и предков, роль которых исполняли посторонние и странники (эта их роль проявляется и в раздаче пищи и напитков во время поминовения у дома и на кладбище), а нередко и священник».
И. А. Морозов «Обычаи, верования, магия связанные с началом и завершением трапезы».

«Хлеб обычно выпекался без соли, так как он предназначался не только живым, но и мертвым. Такой хлеб имел более высокий статус, чем хлеб с солью (Лаврентьева 1992: 52–53). Солить могли уже испеченный хлеб. Так делалось потому, что соленый хлеб — пища людей. Такой хлеб нельзя предлагать предкам. В поминальные (праздничные) дни и в день похорон хлеб обязательно должен быть пресным. Вообще при всякой выпечке хлебов первый хлеб предназначался предкам (показательно, что, например, в Харьковской губернии домового угощали кашей без соли). Более того, любую приготовленную (горячую) пищу можно было солить только после того, как ее паром насыщались умершие родственники. Именно поэтому соль всегда подавалась отдельно, и солить пищу (или раздавать соль) мог только хозяин».
А. К. Байбурин «Нельзя... но если очень нужно...» (к интерпретации способов нарушения правил и запретов)

Итак, становится совершенно ясным то обстоятельство, почему ни на фотографиях, ни на картинах дореволюционного времени не было никаких церемониальных девушек подносящих хлеб-соль, да ещё в уродских клюквенных нарядах «а-ля рюс».
Во всех этих хлебосольных церемониях роль встречающих исполняли: в масштабе дома - глава дома; в масштабе поселения - старейшина села; в масштабе края - глава края.
Поэтому-то старики и старые старики, выносящие хлеб-соль, смотрятся очень органично.

URL записи

@темы: история кухни

23:58 



Александр Карлович Беггров ( 1841 — 1914) -«Утром на Невском проспекте»-1886

из этой подборки ngasanova.livejournal.com/2063197.html

@темы: картины

19:26 

13.06.2018 в 17:59
Пишет Sindani:

В ХIХ на первое место среди демографических характеристик пришла "смертность". Крупные промышленные центры больше напоминали склепы.
В том же NY смертность сильно превышала рождаемость.
Как вы помните, я уже писал - там были большие проблемы с питьевой водой, канализацией и перенаселением. Доходные дома росли, в каждой комнате было множество жильцов, отсутствовали окна и вентиляция. Насекомые, паразиты, болезни, грязь, холод, влажность.
Развитие туберкулеза.
Особенно это было заметно по сравнению с сельской местностью.
В городах дети до 5 лет умирали в два раза чаще, чем в деревне.
У ребенка из села было куда больше шансов справить 50-летний юбилей, когда в NY люди доживали до 36.
Последствия урбанизации, слабое здоровье, приводили к низкорослости (именно так узнавали городских :)
Средний рост кадетов Вест-Пойнта с 1820 по 1860 снизился на сантиметр. Наименьшим ростом отличались прибывающие из густонаселенных городов.
NY, Лондон, Ливерпуль, Глазго.
Промышленные города выживали за счет свежей крови - иммигрантов.
В NY ежемесячно прибывало 23 000 человек. Это с лихвой хватало, чтобы скрыть бесконечную похоронную процессию. В том числе и во время эпидемий.
(с)www.facebook.com/alexey.pehov.7/posts/201710421...

URL записи

@темы: медицина-историческое, 19 век, СшА

19:25 

13.06.2018 в 18:02
Пишет Sindani:

И, о скуке жизни
Пушкин скучал в Южной ссылке. Не хватало ему впечатлений. Скука невозможная, мешковина, духота, тоска.

Вчера, печально валяясь, составил расписание невесёлой недели ссылки Александра Сергеевича. Наугад взял неделю.

читать дальше
(с)www.facebook.com/john.shemyakin/posts/212712930...

URL записи

@темы: исторические россказни

19:16 

Чумная палочка (Yersinia pestis) стала причиной смертоносных пандемий, оставшихся в истории как Юстинианова чума, Черная смерть, а также эпидемии, прокатившиеся по всему Китаю в конце 1800-х годов. Сегодня эта болезнь продолжает поражать население по всему миру. Несмотря на многовековую историю, точный возраст и происхождение чумы не известны. Исследователи до сих пор пытаются найти ответ на вопрос, когда и где бактерия бубонной чумы приобрела необходимую вирулентность, чтобы колонизироваться в организме человека и передаваться через блох – основных переносчиков инфекции у человеку и животных.

В новом исследовании учёные проанализировали девять образцов останков из братской могилы в Самарской области России. Было обнаружено, что два человека во время смерти были инфицированы одинаковым штаммом чумной бактерии, который, по словам учёных, имеет все известные генетические компоненты, характерные для бубонной формы болезни. Таким образом, известная нам на сегодняшний день чума существует гораздо дольше, чем предполагали авторы.
Чтобы рассчитать возраст нового идентифицированного штамма, учёные использовали ранее собранные данные в сочетании с секретированными штаммами Y. Pestis. В результате оказалось, что найденной бактерии около четырех тысяч лет.

"Наши изоляты Y. pestis около четырех тысяч лет назад обладали всеми генетическими характеристиками, необходимыми для эффективной передачи чумы от блох к грызунам, людям и другим млекопитающим", - отмечает первый автор исследования Мария Спироу (Maria Spyrou ) из Института истории науки Макса планка.

Недавние исследования древних геномов Y. pestis выявили её самые ранние штаммы, относящиеся к позднему Неолиту и раннему Бронзовому веку. Однако эти данные не показали генетических маркеров, которые смогли бы позволить чумной палочке эффективно распространяться в организме блох.

Несмотря на единую родословную Y. pestis, распространенную в Евразии во время Бронзового века, новое исследование показывает, что существует по крайней мере два штамма чумной палочки, циркулировавшие одновременно и имевшие различные характеристики передачи и вирулентности.

«Были ли родственные штаммы в равной степени распространены в человеческих популяциях, и в какой степени человеческая деятельность способствовала их распространению: это те вопросы, на которые в дальнейшем мы постараемся ответить, - говорит руководитель исследования Иоганн Краузе (Johannes Krause). - Дополнительные геномы чумы Бронзового и Железного века могут помочь определить ключевые события, которые способствовали высокой вирулентности и распространению одного из самых известных патогенов человечества»

med-history.livejournal.com/147148.html

@темы: медицина-историческое

19:15 

Студенты

Банальней этой фотографии разве что семейные снимки. Студенческая компания друзей-однокурсников сфотографировалась на память – что может быть тривиальнее? У кого из учившихся в вузах и, особенно, живших в общежитии нет подобных фотографий с соседями по комнате? Студенты тоже вполне банальны и ничем особым не выделяются – технический вуз, будущие инженеры. Двое постарше, остальные практически одногодки в возрасте «едва за двадцать». Двадцать один, если быть точным. По нынешним временам – дети, практически. Поскольку вуз столичный, а контингент общажный, резонно предположить, что перед нами провинциалы, съехавшиеся в Белокаменную со всех концов страны. Так и есть – тут и льняная Кострома, и нефтяной Баку, и зарубежная тогда Чита, столица иностранного государства с названием «Дальневосточная республика», признанного, правда, только Советской Россией.

Выдают их разве что глаза – слишком уж тяжелый взгляд у этих двадцатилетних пацанов. Обычно так смотрят матерые мужики, жизнью обстоятельно битые и во многих щёлоках варенные. Разгадка - на календаре: 1922 год.

дальше здесь vad-nes.livejournal.com/560374.html

@темы: детский вопрос, 20 век: Россия и вокруг нее

18:58 



Каких только случаев не было в истории. Помните про то, как собирались бомбить Японию летучими мышами, а были еще и Ядерные мины с цыплятами. Но следующая история про бобров на парашютах вполне себе мирная.

Историки из штата Айдахо обнаружили в архиве и оцифровали фильм о природоохранном мероприятии 1940-х годов: тогда «проблемных бобров» штата, угрожающих частной собственности граждан, собрали вместе, посадили в специальные деревянные ящики и массово сбросили с парашютами в удаленных районах.

Вот как это было...

( Читать дальше... )

@темы: звери, самолеты

На тихом перекрестке

главная