13:26 

У большинства людей, день начинается и заканчивается вместе с тюбиком пасты в руках. Так как многие чистят зубы утром и вечером перед сном. И казалось бы, так всё обыденно, как будто эти тюбики всегда были, и никто их не придумывал. Но только в 19 веке, тюбики для краски, зубной пасты и других наполнителей, появились на свет.

И тут мы должны быть благодарны, людям искусства – художникам.

( Читать запись полностью » )


@темы: 19 век, СшА, Сантехнически-гигиеническое, история вещей, картины

13:24 

Старая байка про сброшенных спартанцами со скалы ущербных младенцев в 2007 году получила временный археологический финал – в том месте, где, как считается, и были Апофеты, нашли скелетные останки только мужчин. Несколько десятков, от 18 до 35 лет. Вероятно, решили исследователи, это был мессенский отряд, поплатившийся за свою вылазку. В принципе можно придумать еще варианты.

Источниковедческое многоточие тут принадлежит Плутарху – именно он рассказывает об этом странном спартанском обычае:

«Отец был не в праве сам распорядиться воспитанием ребенка — он относил новорожденного на место, называемое «лесхой», где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Тайгете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». (Плутарх. Ликург. 16)

( но это не так )

@темы: античность, детский вопрос

11:37 

07.10.2018 в 20:01
Пишет Касиопея:

Вьетнам


URL записи

@темы: пейзажи

11:06 

Ни одна другая страна не претендует на изобретение аэросаней, оставляя приоритет за Россией. Они у нас появились почти одновременно с самолетами и, помимо прочего, становились стендами для доводки и регулировки авиадвигателей.

( Читать запись полностью » )


@темы: история транспорта

11:05 

Сегодня «Сказку о царе Салтане» отнесли бы к жанру стёба. Безо всяких оговорок. Сказки Пушкина – это если и не аналог знаменитого многотомного прогона про Штрилица («За окном шел дождь и рота красноармейцев…»), то очень близки к этому.



Нет, в самом деле, аналогия почти полная. Берется бешено популярное в народе культовое произведение и пишется всякая забавная хрень про персонажей из него. Тут некоторые вспомнят "Повесть о царе Шахрамане, сыне его Камар аз-Замане и царевне Будур" из "1001 ночи" (почти полная аналогия с официальным названием сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде») – но будут неправы! Речь вовсе не об арабских сказках.

Как мне верно объяснили когда-то умные люди, основой и для «Салтана», и для «Золотого петушка» стала наипопулярнейшее народное чтиво, бестселлер XVII века, напалмом жгущий палп-фикшен того времени «Сказка о славном и храбром богатыре Бове королевиче и о прекрасной королевне Дружневне; и о смерти отца его Гвидона». Вот оттуда Пушкин и наворовал чуть не всех своих персонажей - и Салтана, и Гвидона, и Додона, и Чернавку.

В сказках Пушкин, по сути, просто стебался, он вообще был изрядный приколист и лоботряс. vad-nes.livejournal.com/569255.html

@темы: книги

10:57 



Любительская литература по палеонтологии пополнилась живописным альбомом, который рассказывает о вымерших рептилиях нынешнего Поволжья. Книга «Когда Волга была морем. Левиафаны и пилигримы» написана тремя авторами – журналистом Антоном Нелиховым, палеонтологом Максимом Архангельским и геологом Алексеем Ивановым. Иллюстрации к ней сделал сибирский художник Андрей Атучин, также в ней есть множество фотографий (в том числе старинные из архивов) и отличные реконструкции скелетов, выполненные палеонтологом Николаем Зверьковым. Cпециально для читателей «Батрахоспермума» авторы отобрали пять занятных историй и вкратце их пересказали. Конечно, с картинками!

@темы: блокнот

10:48 

JulesDidierJacques

8 октября 1870 года из Парижа вылетел наполненный светильным газом аэростат-шарльер, на котором осажденный прусаками город покинул министр внутренних дел Франции Леон Гамбетта. На следующий день день аэростат приземлился в Туре, где высокопоставленный беглец возглавил сопротивление немецким оккупантам и организовал набор добровольцев во французскую армию. На размещенной вверху картине французского художника Жюля Дидье Жаке изображен Гамбетта (в коричневом длиннополом пальто) и двое провожающих, стоящие слева от гондолы аэростата.

( Читать дальше... )

@темы: дирижабли

10:44 


1959. Шоссе в Россию. Ближе, чем вы думаете

В 1890 году губернатор штата Колорадо Уильям Гилпин высказывает идею соединить Северную Америку и Евразию железнодорожной паромной связью. Идея поддержана руководителем Союза тихоокеанских дорог США и входит в план американского железнодорожного магната Эдварда Гарримана, который собирался расширить проект и включить в него строительство железной дороги в Восточной Сибири. С этой целью даже создаётся акционерное общество «Транс Аляска—Сибирь». После отказа российского правительства отвести для строительства железной дороги участки земли, общество обанкротилось.

( ххх )

@темы: 19 век, СшА, ж/д, история транспорта

20:11 

Пейзажи Андрея Дубровина

20:07 

Симферополь на картинах Леонида Герасимова

20:04 

Натюрморты Дьюлы Бороша

20:02 

Рекс Рэй, дизайнер и художник

19:58 

Стекло и цветы на картинах Хилари Эдди

19:55 

Акварели Сергея Темерева

19:52 

Осенние аллеи. Австралийский художник Грэм Геркен (Graham Gercken)

13:57 

60 пьес в год! а сколько мы помним?

Грустная сказка

Еще перед премьерой "Женщины-змеи" труппа Сакки, дела у которой шли всё лучше и личше, перебралась из Театро ди Сан-Самуэле в более просторный Театро ди Сан-Джованни Кризостомо. Обезумевшие от жадности актеры требовали от Гоцци шестьдесят пьес в год, как до того сочинял Гольдони, но драматург показал им фигу и объяснил, что божественную искру надо расходовать с бережливостью, иначе пшикнет и улетит. И взял за правило сочинять только по две новые пьесы в сезон - так у публики сохранится интерес и не появится пресыщение. Тем паче что подмостки других венецианских театров наводнили фантастические сказки, откровенно подражавшие манере Гоцци - и даже сам Гольдони в Париже унизился до того, что прислал в родной город фьябу "Добрый дух и злой дух", которая имела успех на театре, и которую Гоцци в своих мемуарах похвалил.


У "Зобеиды" нынче не самая счастливая судьба - ставят ее редко...

( Читать дальше... )

@темы: книги

13:50 

Старая бородатая шутка гласит, что изо всех отцов-основателей США американцы более всего уважают Бена Франклина - потому что он изображен на купюре в 100 долларов. Человек был ученый (придумал громоотвод), экономист (служил в войсках интендантом), философ, журналист, дипломат, франкмасон и "борец за свободу". Причем изо всех борцов устроился лучше прочих - сидел в Парижах и боролся оттуда за "нашу и вашу свободу"... В общем, человек длинной, разнообразной и поучительной биографии. Которую выложили там, где - нельзя называть (и ссылаться тоже нельзя).


Азексон У. Бенджамин Франклин



@темы: 19 век, СшА

12:34 

Christian Berentz - Still Life with Crystal and Porcelain cups and a Clock


@темы: картины

12:32 

примечание к "Знаку четырех"

rossisland141

На острове Росс никто не живет со времён Второй мировой войны. Сейчас он больше всего похож на декорацию к фильму «Книга джунглей».

А ведь когда-то его называли «Парижем Востока» — за удивительную архитектуру и продвинутый по тем временам уровень социальной жизни, совершенно нехарактерный для тропических островов этого региона. Остров Росс считался центром британской власти Андаманских островов (в Индийском океане; часть территории Индии) – в 1850-х годах колониальное правительство Индии решило устроить здесь свою отдалённую штаб-квартиру.

Так почему же некогда процветающий остров оказался «в плену» у природы? Почему люди позволили джунглям поглотить его великолепную архитектуру? История довольно страшная.

( Читать запись полностью » )


@темы: англомания, ШХ

12:24 

Вынесу из-под замочка один свой старый пост.

* * *
Кое-какие наблюдения удалось сделать по следам событий в Кемерово и других последних происшествий, за которыми следовала яркая реакция народа с выходом на улицы (Волоколамск, Екатеринбург), и касаются они жестов.
Во-первых, что происходит с жестами у свидетелей катастроф. У непосредственных свидетелей кинесические средства практически отсутствуют. У свидетелей второго порядка (или как они называются) присутствуют единицы кивнуть, качать головой, пожать плечами, развести руками, потрясать руками в очень узких, совершенно определённых реализациях. К примеру, кивок (сверхчастотная единица, которая, казалось бы, должна возникать часто и в самых разных развёртках) наблюдается только в значении «приплюсовывания» к собственной позиции в смысле правильности только что введённой информации (человек дополнительно укрепляется в том, что всё верно только что сказал и не перепутал, кивая сам себе), текст идёт типа: «У соседки моей трое погибло... родственников... (кивает) младший сын Витя, (кивает) дочь сгорела, (кивает) Алёна, и (кивает) ещё сестра её, (кивает) Лиля». И вот в этом узком значении кивок функционирует. И у других кинем тоже используемые развёртки показывают, что говорящий ушёл в себя, он слушающего не особо видит и не особо учитывает, он как стеной отгорожен, там все реализации по позиции говорящего, всё "внутри себя" для человека происходит (хотя он на вопросы корреспондентов в этот момент отвечает).

Но значительно интереснее второе. Оказалось, что в экстремальных условиях начинают пробуждаться и возвращаться в центр языковой системы жесты, которые до сих пор представлялись нам устаревшими и отошедшими на периферию. Например, если мы станем искать в кинематографе единицу встать на колени, упасть на колени в современности, то вне шутовского контекста («Ну хочешь, встану перед тобой на колени?» – как Антон, герой Хабенского, в фильме «Домовой» перед своей девушкой юродствует) мы мало что найдём. Карандышев перед Ларисой падает на колени в старом фильме «Бесприданница» (1936). Прислужник Водяного Квак (Милляр) в «Марье-искуснице» упрашивает, до смерти перепугавшись, чтобы его отпустили... В фильме «Морфий» по «Запискам юного врача» Булгакова деревенские больные перед доктором валятся на колени. Вот такие примеры будут: эпоха не наша, антураж старинный либо сказочный, происходит что-то радикальное. То же касается нередуцированного поклона. Это жуткая периферия, просто нереально это найти (за пределами шутливого и игрового контекста, повторяю). В благополучном мире. И вдруг за три дня: и.о. губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев встал на колени перед людьми, вышедшими 26 марта на митинг после пожара в «Зимней вишне», в Волоколамске – то же примерно, страсти кипят, кто-то становится на колени (надо пересмотреть трансляцию с митинга, но было там это), Евгений Ройзман, обращаясь к жителям Екатеринбурга, говорит: «Спасибо вам, екатеринбуржцы! Честное слово, вот хочется встать перед вами на колени, но я просто вам поклонюсь. Спасибо!» Поклон, ещё раз говорю, нередуцированный – это тоже такая единица несовременная, которую днём с огнём не сыщешь. И вдруг эти паданья на колени и поклоны начинают появляться активно, сползаться во вполне реальный современный диалог при условии сильного накала страстей. Дело тут в том, что у них довольно мощные семантические параметры, которые обычно, в мирной жизни, так сказать, оказываются невостребованными (ну, если только редуцированный поклон – кивок в стёршемся этикетном значении). «В Екатеринбурге обманутые дольщики в своём видеообращении к президенту встали на колени и умоляли вернуть им деньги, вложенные в долевое строительство». (Затем в другом уже городе на митинге оратор безуспешно призывала народ сделать то же самое).
Сл-но, когда происходят события катастрофические, вызывающие к жизни сильные эмоции (огромное число жертв => люди на улицах...), откат к более раннему состоянию совершается в считанные минуты, и эти «старинные» единицы выныривают как ни в чём не бывало, как будто они всегда были и никуда не девались, и ясно, что если ситуация будет накаляться, то концентрация этих «слишком сильных по смыслу» средств в диалоге тоже будет увеличиваться.
Два важных момента: 1) я говорю не об упоминании в текстах именований кинесических средств – типа «Россия встала с колен» или «низкий им всем поклон» (при этом никто в действительности, физически не кланяется, и не пытается, и не собирался); нет, речь идёт об исполнении этих жестов, о реальном их употреблении, включении в диалог, монолог, в некую реплику. 2) Возрождение определённых коммуникативных средств интереснее, чем возрождение номинативных (жандармы, казаки, нагайки, царизм, долой царя, товарищи брошены в тюрьмы и т.п.), потому что они берутся из системы, используемой нами интуитивно, неосознанно, и они не привязаны к возвращению в обиход каких-то зримых, материальных объектов и т.п. Их появление связано лишь с возвращением в сознание определённого типа квалификации ситуации, с воспроизведением определённого соотношения позиции говорящего (зд.: исполнителя жеста), позиции адресата и осознаваемой и оцениваемой ими ситуации. willie-wonka.livejournal.com/678932.html

@темы: Вавилон-18

На тихом перекрестке

главная