• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: исторические россказни (список заголовков)
12:30 

Оригинал взят у в Вампиры, каннибалы и месячные
В 1556 году гугенот Жан де Лери, вместе с еще пятнадцатью кальвинистами, отправился в Бразилию, как он полагал, с целью основать там протестансткую миссию. Но общего языка с колониальными властями проповедники так и не нашли. Более того, в конце концов они окончательно разругались с пригласившим их шевалье де Виллеганьоном, который никак и не мог решить, с кем ему по пути — с католиками или с протестантами. В результате Жан де Лери со товарищи покинул французский форт и около года прожил среди индейцев, о чем впоследствии и написал в своих путевых заметках Histoire d'un voyage fait en la terre du Brésil. Там приводятся подробные сведения о культуре, обычаях, религии и языке индейцев Тупинамба. Большое внимание Жан де Лери уделял каннибализму — поскольку он был союзником племени, индейцы однажды попытались угостить его жареной человеческой ступней и очень обиделись, когда он отказался. Хотя он вовсю критикует каннибализм, но и европейцам, особенно католикам, от него достается не меньше, учитывая, что мемуары были написаны уже после Варфоломеевской Ночи. Более того, среди индейцев Жану де Лери было уютнее, чем среди соотечественников, и он даже взял себе индейское имя «Большая Устрица» («лери» означает «устрица» на местном наречии, а имя «Жан» индейцы никак не могли произнести)
читать дальше

@темы: женский вопрос, индейцы, исторические россказни

21:54 

Оригинал взят у в История крымской Миледи
   23 августа исполнилось ровно 220 лет как в 1791 году газеты Лондона опубликовали сенсационную новость: известная авантюристка графиня де Ламотт, героиня скандального «дела об ожерелье Марии-Антуанетты» скоропостижно скончалась. Правда, версии ее кончины расходились: одни писали, что 35-летняя француженка выпала из окна, другие – что ее в проулке задавила карета. Однако когда любопытствующие отправились на кладбище Святой Марии в Лондоне, где, как сообщалось, должны были похоронить француженку, то могилы там не обнаружили.

   А через 190 лет, в ноябре 1981 года во всесоюзном пионерлагере «Артек» вожатая рассказала пионерам (одним из которых был скромный автор этих строк) историю о «Белой Миледи», светящийся силуэт которой якобы появляется по ночам на укромных аллеях «Республики детства». Это ходит, утверждала она, привидение графини де Гаше – прототипа Миледи из «Трех мушкетеров», которая бежала из Франции в Россию и обосновалась на территории нынешнего Артека, в крохотном, сохранившемся и поныне домике.
   По артековской легенде, лихая авантюристка подчинила себе местных контрабандистов и через её руки проходили огромные богатства. Она же проложила контрабандную тропу с побережья Чёрного моря через мыс Аю-Даг. В её домике, якобы, по ночам всегда горел свет, туда заходили подозрительные личности и не всегда выходили обратно.
читать дальше

@темы: исторические россказни

11:25 

Оригинал взят у в О мясоедах
Как славно...
В тиливизере сейчас идет передача, как один британский офицер-миротворец попал в неприятную ситуацию в Сьера-Лионе.
Его, к месту назначения вез местный офицер. Вполне себе грамотный, объяснявшийся на вполне приличном инглише негр.
По дороге он заливал англичану, что если съесть сердце храброго человека, то и сам станешь офигенным храбрецом.
- А вы уже съели кого-нибудь? - поинтересовался британец.
- Конечно!
- Гм... (ну надо же как то продолжать беседу!). Ээээ... А правда говорят, что человеческое мясо по вкусу напоминает свинину?
- Не знаю. Я свинину не ел. Я мусульманин.

@темы: исторические россказни

15:34 

Оригинал взят у в Немного о Монмуте


Знаете, кто этот благообразный молодой человек? Персонаж довольно известный, да и книга, в которой он был выведен, стала очень знаменита.


читать дальше

@темы: книги, исторические россказни

10:19 

Оригинал взят у в Ничего личного!
Любопытно сравнить двух известных английских солдат 17в., Роберта Монро и Сиднэма Пойнтса, характерных профи тех времен.
Начало их биографий имеет много общего. Оба воевали в Германии в Тридцатилетку. Оба дрались под Брейтенфельдом в 1631 на стороне шведско-саксонских протестантов. Дальше, правда, есть отличия. Монро продолжал воевать за шведов, прошел много боев, включая Нердлинген. А Пойнтс перешел на сторону императора и в тех же битвах воевал уже с другой стороны (что ему никто в вину не ставил, обычное дело).
читать дальше

@темы: исторические россказни

12:33 

К вопросу о том, как правильно сдаваться в плен

Оригинал взят у в Законы войны
Король Англии Генрих V и французский барон Арно де Барбасан (приближенный дофина Карла) были врагами в Столетней войне. Но имели и кое-что общее. Генриха часто называли образцом рыцарства. То же говорили о Барбасане, его за 100 лет до Байарда прозвали «рыцарь без упрека».
«Быть настоящим рыцарем» не значило петь дамам серенады. Это значило хорошо воевать и быть щедрым к своим бойцам. А главное-соблюдать рыцарские «законы войны», т.е. корпоративную этику, которая выше сиюминутной выгоды, границ и языков. При этом доброта и великодушие не были ее обязательной частью. Генрих перебил пленных при Азенкуре, что никого особо не смущало-военная необходимость.
Барбасан тоже был не ангел. Его обвиняли в том, что в 1419г. он принял участие в убийстве герцога Бургундии Иоанна Бесстрашного. Под давлением бургундцев слабоумный король Карл VI обьявил всех причастных к нападению изменниками. И когда в следующем году aнгло-бургундцы (во главе с Генрихом V) осадили Мелен, где командовал Барбасан, ничего хорошего это ему не сулило.
читать дальше

@темы: исторические россказни

08:28 

Оригинал взят у в О роли капитана


Джим Макдоналд пишет
об Артуре Генри Ростроме, капитане "Карпатии". Он получил сигнал SOS
"Титаника" и немедленно направил судно через опасное ледяное поле -
спасать людей. Если бы не его мужество и умение, число погибших было
бы существенно больше.




Так вот, идя к месту катастрофы, капитан стоял на мостике и молился,
"общаясь с единственным существом, с которым капитан судна во время
плавания может говорить на равных".


@темы: "Титаник" и др., исторические россказни

21:21 

Оригинал взят у в Аппетит-залог здоровья
"Если бы ваши крестьяне ( не говоря о королях и рыцарях) могли путешествовать так, как это делают короли Тартарии, и довольствоваться такой же едой, они завоевали бы весь мир."
               Гильом из Рубрука-Людовику Святому, 1254г.

 "Я вам не какой-нибудь хвастливый испанец. Я гасконец, а мы самые честные и правдивые люди на свете!"
                       Блез де Монлюк, "Комментарии", 1592г.

Вторая цитата не имеет никакого отношения к теме поста, но очень мне нравится. Вообще же на примере Монлюка хорошо видны проблемы организации питания в осажденном городе. В 1554-1555г. он командовал обороной Сиены от испано-флорентийских войск. К началу осады уже имел большой опыт, поэтому смог избежать ошибок многих командиров.
читать дальше

@темы: исторические россказни

20:56 

05.07.2012 в 20:46
Пишет MirrinMinttu:

Джон Хоули, коммерсант и не только
Верховный судья сэр Роберт Тресселиан, входивший в число ставленников Ричарда II, был казнен в 1388 году трибуналом лордов. Не сказать, что пострадал невинно. С другой стороны, должность у него была такой, что будь он хоть образцом неподкупности и честности, народ ненавидел бы его не менее страстно.



После него остались жена, сын, и две дочери как минимум. Их не преследовали. Имущество, правда, отобрали. Только часть этого имущества досталась судье Тресселиану через брак, и когда его вдова вышла замуж (Вики называет ее то Эммой, то Эммелиной, но звали ее, все-таки, Элис, леди Алисия) вторично лет через 6, ее новый муж сумел вернуть себе эти владения, невзирая на возражения сына и законного наследника. Этим человеком был Джон Хоули Дартмурский, коммерсант и ... пират. О нем и пойдет речь.

читать дальше

@темы: исторические россказни

09:00 

Оригинал взят у в Глаза непрофессионалов
читать дальшеИстория венецианской торговли — это красота не внешних красок, а внутренняя красота часового механизма. Острое чувство времени, присущее венецианцам, простиралось дальше боя курантов на площади Святого Марка и Риальто, отмерявшего ритм городской жизни. Венецианские купцы были покорны ежегодному циклу явлений, происходящих далеко за пределами Европы. Индийские муссоны запускали торговые шестерёнки, доставляющие товары от Китая до Северного моря. Корабли из Индии в сентябре уходили в кильватере осенних муссонов к Аравийскому полуострову со специями и товарами Востока. После нескольких перевалок, товары попадали на базары Александрии и Сирии в октябре. Поэтому венецианские флотилии отплывали в Александрию в конце августа или начале сентября, чтобы через месяц прибыть в гавань одновременно с индийскими товарами. Вроде бы всё это довольно прозаично, но масштаб и размах всё равно рождают восхищение гармонией коммерции.

Подобные циклы были изучены венецианцами для многих городов, и время пребывания в них строго регулировалось, например в Бейруте надо было торговать не дольше двадцати восьми дней, а в Александрии не дольше двадцати, потому что возвращение было назначено на середину декабря плюс-минус месяц во избежание опасностей зимней навигации. Галеры возвращались в Венецию, и подключались уже к другому циклу торговли: немецкие купцы из Ульма и Нюрнберга в меховой одежде и сапогах как раз выходили из горных проходов, ведя вьючных мулов на зимние ярмарки. А отправление и прибытие галер, торгующих с Фландрией, строго синхронизировалось и с этими ярмарками, и с сезоном ловли осётра, и с шёлковыми караванами из Таны. И всё это должно было происходить точно вовремя, чтобы венецианские купцы успели закупить товары, а немецкие и нидерландские перекупщики могли твёрдо рассчитывать на перекупку. Впрочем, неизбежны были и накладки, понятные с такими расстояниями: можно было достаточно уверенно полагать, что в Бейрут и обратно можно сплавать за три месяца, в Брюгге за пять, но дорога до Таны и обратно могла занять от 131 дня до 284, а однажды галеры, отплывшие во Фландрию 8 марта вынуждены были перезимовать и вернулись в Венецию лишь 25 февраля следующего года.

Всё вышеописанное можно свести к очень короткому сравнению. Когда, например, о море и галерах пишет тот, кто их любит, в его книге будет место не только для неприглядной правды, но и для поэзии. А если за дело берётся сухарь, то от него мы дождёмся лишь точного описания червивой еды, запаха грязных тел, болезней да тяжкой доли гребцов. И нам скажут: вот она, правда, а всё прочее лишь оторванные от реальности картинки. А между тем откроем записи тех, кто сам плавал на венецианских галерах — и увидим, что там тоже есть место чувству красоты. Например, один пилигрим, натерпевшийся всякого в ходе плавания, и оставивший нам исчерпывающие, неприкрашенные описания корабельного быта или ужаса во время шторма, всё же мог видеть и кое-то ещё. Он описал и то, как тихими ночами сидел на палубе под яркой луной, вдыхал свежий воздух и наблюдал за морем, похожим на порванный шёлк, в то время, как галера спокойно и тихо двигалась вперёд. Горела одинокая лампа, под нею навигатор смотрел на компас и напевал милую песенку, да порой говорил о всяких пустяках с рулевым. Или, например, так описал пилигрим то, как штурман читал погоду: «по цвету моря, по появлению и движению стай дельфинов и летучей рыбы, по дыму над огнём, по запаху трюмных вод, по блеску снастей ночью, по сверканию вёсел, ныряющих в море». Подобное умение видеть всё сразу, весь спектр, а не только скучное и неприятное, нам и надо в себе сохранять, и ему мы можем учиться у тех, кто ещё не слишком глубоко утонул в теме, которая его увлекла.


@темы: книги, исторические россказни

08:33 

Оригинал взят у в Герцог де Бофор
О яркой личности герцога де Бофора большинство россиян знает только по начальным страницам второй части мушкетерской трилогии «Двадцать лет спустя», где Атос и Арамис освобождают его из Венсенской тюрьмы. Этот персонаж появляется также и в «Виконте де Бражелоне». Однако Дюма не говорит о том, что стало с Бофором впоследствии. А между тем его дальнейшая судьба не лишена интереса.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/548/56548112_1268763482_Beaufort.jpg

читать дальше

@темы: книги, исторические россказни

13:17 

Как рождаются нездоровые сенсации

Оригинал взят у в Баллада о патриотическом заговоре, страшной силе традиции...
...правой мести, похищенной голове, на века и континенты испорченном телефоне, академике Фоменко, а также о господине драконе, без которого, видимо, совершенно невозможно обойтись

Часть первая, историческая

Чтобы толком начать рассказ о великом ронине Юи Сёсэцу (1605-1651), первым делом нужно сказать, что никакой он, собственно, не Юи и не Сёсэцу - и даже не ронин, потому что ронин - это безхозный самурай, а вышепомянутый им не был - ни безхозным, ни хозяйским, никаким. А был он сыном не то крестьянина, не то ремесленника - по одной распространенной версии его отец был красильщиком, да еще и происходил из той же деревни, что сам Тоётоми Хидеёши, что, возможно, повлияло на последующие устремления - где один крестьянин, там и другой... но вполне возможно, что здесь мы уже съезжаем на почву вымысла, ибо вымыслов в этой истории - горные хребты.
Дело в том, что после инцидента, который мы намерены здесь описать, факт родства или даже знакомства с этим господином сделался вещью крайне небезопасной, с одной стороны, правительство изымало информацию и громоздило горы пропагандистского бреда - с другой, потом обстановка чуть разрядилась и о деле был написан роман, мгновенно приобретший сказочную популярность, множество пьес... уличные рассказчики опять же - причем всем по цензурным соображениям приходилось менять имена и подробности, чтобы не смущать публику взрывоопасным политическим контекстом... Так что, теперь установить точное происхождение не представляется возможным, а туристская индустрия нескольких городов борется за его имя.
читать дальше

@темы: женский вопрос, исторические россказни

13:28 

И еще немного к вопросу о истинном рыцарском благородстве

читать дальше
"Если после надлежащего уведомления налог не будет уплачен, ваша драгоценная жена может быть взята от вас в качестве обеспечения. Не забывайте, что в доме вашего господина есть много юных мелких чиновников и посредников, которые могут украсть вашу жену. Чтобы быть уверенным, что такое никогда не случится с вами, всегда платите все налоги до конца одиннадцатого месяца. Постарайтесь следовать этому совету. Вы - человек низкого происхождения. Но, так или иначе, вы наверняка не желаете, чтобы ваша драгоценная жена была отдана на волю всех ветров, оторвана от вас, чтобы ее украли молодые люди. Так можно потерять поддержку небесного пути, впасть в ничтожество, стать объектом презрения даже и других равных вам низкорожденных - и жалеть о произошедшем до конца дней. Всегда помните, что с вами может случиться такая беда. Так что исправно платите годовой рисовый налог и прилежно исполняйте назначенную чиновником работу. После того как все годовые налоги заплачены, готовьтесь к приходу нового года. Делайте мочи из оставшегося риса, варите сакэ, купите соленой рыбы и с радостью добавьте еще год к вашей жизни. Новый год должен стать временем петь со всеми "я отплываю в путешествие к долгой жизни, пусть луна тоже сопровождает меня!"
Автор этого замечательного текста "заплати налоги и сохрани жену", Наоэ Канецугу, старший советник клана Уэсуги, в историю вошел как цвет рыцарства в феодальном смысле и очень приличный и добрый человек в личном.
читать дальше

отсюда jaerraeth.livejournal.com/375648.html

@темы: исторические россказни, женский вопрос, средние века

18:39 

Филология, царица полей

Год 1600, гражданская война на севере уже началась, а в центре страны войска еще не схлестнулись. Господин Ишида Мицунари, фактический лидер Западной коалиции, аккуратно подкатывается к князю Хосокава (отцу уже упомянутого Хосокава Тадаоки), тихо сидевшему в своем углу со своими рукописями, с предложением сменить сторону - естественно, из лояльности к дому Тоётоми (о более весомых причинах не будем). Предложение это изобличает основательное чувство такта и большое знание людей. Ибо если по твоей в лучшем случае неловкости у человека буквально только что погибла любимая невестка, та самая Грация Хосокава, а еще более любимый сын из-за этого ушел в штопор и начисто потерял остатки инстинкта самосохранения, ему и до того не особенно присущего... то поздно уже подкатываться. Раньше надо было. А так князь Хосокава Фуджитака сделал из ишидовских увертюр совершенно естественные выводы - что он занимает важную стратегическую позицию. Сказал "вас понял" и заперся в своем замке Танабэ с теми пятью сотнями людей, что наскреб. Осаждает замок пятнадцатитысячная армия. Взять не могут.
Причин тому несколько.
читать дальше
jaerraeth.livejournal.com/377366.html

@темы: исторические россказни

14:20 

01.08.2012 в 13:19
Пишет Morceleb:

Еще один исторический анекдот
Пишут, что самом начале Голландской войны 1672-78 годов голландцы были настолько деморализованы подавляющим численным превосходством французов, что временами практически не сопротивлялись. Это обстоятельство позволило французам взять город-крепость Мюйден, считавшийся важным стратегическим пунктом. Силы французов, взявшие город были поистине ошеломляюще грозны. Мюйден сдался четверым рейтарам, которые спьяну решили пошутить и потребовать сдачи города. Шутка удалась - город был взят.
К сожалению, я не знаю, как французское командование наградило героев.
Но более оголтелой наглости придумать трудно, честное слово.

URL записи

@темы: исторические россказни

10:12 

Оригинал взят у в Долгая память
IMG_0250

Войны в Шотландии были в старину довольно обычным делом. Но одна история, произошедшая в 1692 году вспоминается до сих пор.

Во время сильной метели в горах клан Макдональдов приютил у себя гостей из клана Кэмпбеллов. Между ними были родственные связи и Кэмпбеллы столовались там две недели. А потом вырезали 38 мужчин из рода Макдональдов. За то, что те отказались присягнуть Вильгельму Оранскому. Еще 40 женщин и детей погибли потом от холода, когда их дома были сожжены. Это "убийство на доверии" потрясло Шотландию. С тех пор появилась поговорка "Спроси у горца о Кэмпбелле, и он сплюнет перед тем, как ответить".

Несколько лет назад одного бизнесмена отказались размещать в заказанной и оплаченной им гостинице, на том основании, что его фамилия Кэмпбелл. Тот обратился в верховный суд с вполне резонной аргументацией - я то тут причем? Но суд признал законным действия владельца гостиницы.

@темы: исторические россказни, Шотландия, 20 век

11:58 

В 1362 году английский парламент принял указ об обязательном использовании английского языка в государственных судах. В то время верхушка английского общества говорила преимущественно на французском, но представители низших сословий его не знали и не могли понять, какие вопросы им задаёт судья и в чём их обвиняют. Причём текст самого акта был написан тоже на французском.

muzey-factov.livejournal.com/470009.html

@темы: Вавилон-18, исторические россказни

09:19 

Оригинал взят у в Второй акт
Краткое содержание первого акта пьесы:
Молодой рыцарь Адольф ждет не дождется, когда папа помрет, чтобы добраться до денег и титула. Папа, как назло, не торопится, так что Адольфу даже приходят мысли убить его. Арбитром конфликта выступает герцог, симпатизирующий сыну. Старик говорит герцогу, что сын хочет его убить и обокрасть, затем бросает сыну перчатку, тот принимает. Герцог возмущен, что «сын принял вызов старого отца», и репрессирует Адольфа. Старик умирает.

Это, само собой, «Скупой рыцарь» Пушкина, но с 2 поправками. Во-первых, у Пушкина сына звали не Адольф, а Альбер. Во-вторых, это произошло на самом деле.

Рыцари-нетипичная для Пушкина тема. Сам он указал, что это перевод «из Ченстоновой трагикомедии The covetous knight». Мистификация, конечно, малоизвестный поэт 18в. В.Шенстон ничего подобного не писал. Интересно, что полно исследований «Скупого рыцаря» со всех возможных точек зрения (литературной, биографической, моральной), кроме одной. Не встретил попыток выяснить, была ли у пьесы историческая основа. Всех интересует, не отражены ли тут личные отношения Пушкина со скуповатым отцом. А если нет, то у какого именно писателя А.С. скопипастил сюжет. Почему-то не думают, что если Пушкин писал о рыцарях, он мог иметь в виду именно рыцарей, а не свои семейные проблемы или чьи-то литературные выдумки.
Раз других желающих нет, предлагаю свою версию. Которая, конечно, не претендует.

читать дальше

@темы: исторические россказни, книги

14:18 

Оригинал взят у в Про слона Карла Великого
Вообще-то, занимательные вещи в истории происходили не только в СССР.

Начнём с фактов.
Под 802 годом "Анналы королевства франков" сообщают: "В месяце июле того самого года (20 июля) пришёл Исаак со слоном и прочими дарами, которые были посланы королём персов. И он всё доставил императору в Аахен. Имя слона было Абуль Абас". Следующий и последний раз слон засветился в "Анналах…" под 810 годом – "Пока он [Карл] оставался там [на Рейне в месте, которое называется Липпея] на протяжении нескольких дней, тот слон, которого прежде ему прислал сарацинский король Аарон, умер скоропостижной смертью".
Биограф Карла Эйнхардт поминает слона в "Жизни Карла Великого", рассуждая о величии Карла – " А ведь несколькими годами ранее Аарон послал ему единственного имевшегося у него слона, ибо Карл попросил об этом".
Итак складывается следующая картина:
читать дальше

@темы: исторические россказни

18:43 

Оригинал взят у в ПИРАТЫ ГРЕНЛАНДСКОГО МОРЯ (с)
Вот так начнешь копать отдельные исторические данные и натыкаешься на казалось бы совершенно невероятное. Ну какие нафиг турецкие пираты могут быть в Исландии? Ну хорошо, не турецкие, а берберийские, однако опять же где - где Магриб, а где Исландия? И тем не менее...

Данное событие в истории обозначается как "Tyrkjaránið", гугл-переводчик в помощь, "Турецкие похищения". Какого лешего алжирского пирата Мурада Рейса понесло так далеко на север неизвестно, но факт остается фактом - в июне-июле 1627 года он навел изрядного шороху на южном и восточном побережье Исландии, пожег Рейкьявик (правда тогда это был не город, а скопление ферм) и учинил прочие неисчислимые мерзости.

Справедливости ради заметим, что Мурад Рейс в девичестве являлся Яном Янсоном ван Харлемом, голландцем, в 1618 году попавшемся магрибским пиратам, и, дабы избежать рабства в Алжире, принявшим ислам. Обжившись на новом месте Мурад начал активно пиратствовать, доплывал со своими башибузуками до Британии и Ирландии, устроил небезызвестный рейд на Балтимор, потом был пленен Мальтийским орденом, бежал, стал наместником султана Марокко в Сафи итд - весьма бурная биография, учитывая профдеформацию и особенности трудового коллектива, который Рейс возглавлял.

Так вот. Летом 1627 года он объявился у берегов Исландии, для начала разграбил поселок Гриндавик, потом направился в Бессастадир (помните я показывал президентский дворец на маленьком полуострове?) - тогда там была резиденция датского королевского наместника и крепость, а потому турок встретили пушечным огнем и отогнали. Мурад Рейс повернул на юг вдоль побережья, прошерстил на тему пленных/скота/серебра острова Vestmannaeyjar, потопил датское торговое судно, устроил разгром в Austfirðir/Ойстфирдир, Восточных фьордах, и 19 июля 1627 года убрался восвояси в Алжир.

Итог: около 400 пленных (из них в Исландию смогли вернуться весьма немногие), включая священника Олафа Эгильссона, который впоследствии и написал книгу мемуаров о магрибском плене. Ни до ни после Tyrkjaránið подобных инцидентов в Исландии никогда не случалось (налеты пришлых викингосов в IX-XII веках не в счет, все-таки люди свои).

А Гриндавик вот он, заезжал туда в июне - сейчас большой город, аж 2800 человек. :) Не знаю, есть там памятник Tyrkjaránið или нет, но вполне возможно; на Острове такие громкие события помнят хорошо, сколько бы столетий не прошло.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

@темы: исторические россказни

На тихом перекрестке

главная