Шано
Одеяла вождей.

(Navajo Chief’s Blanket).



Этот вид текстиля появился у навахо примерно в конце XVIII - начале XIX века. Это одеяла, в декоре которых преобладали различные варианты горизонтальных полос, а их ширина всегда была больше длинны. Следует отметить, что одеяла вождей не являлись одеялами в нашем понятии, все дело в дословном переводе английского термина «blanket». В реальности это были накидки, в которые заворачивались, нося их на плечах. Так же нужно заметить, что термин «одеяла вождей» не совсем точен, так как в действительности он не отражает реального положения. У навахо не было вождей в классическом понятии этого слова. Это название начали употреблять, имея в виду богатых навахо, которые могли себе позволить такую одежду. Так же на появление этого термина, очевидно, повлиял и тот факт, что эти одеяла с удовольствием покупали или выменивали у навахо вожди равнинных племен, которым они очень нравились. Исторические исследования действительно показывают, что этот предмет навахского текстиля стал определенным символом статуса для представителей других индейских племен.



Изначально у навахо для обозначения одеял вождей использовалось слово «hanoolchaadi». Сами навахо объясняют, что «hanoolchaadi» или «hanoichade» в их языке означает и расчесанную вручную шерсть овец и определенный тип одеял. В более позднее время появился термин «naafaaniibii beeldlef». Ткачиха навахо Келли Кимс (Kalley Keams) говорила: «Моя бабушка называла эти одеяла «naat'aanii bii beeldlef», так как мы знаем, что их носили выдающиеся люди нашего народа, например вожди Барбонсито (Barboncito) и Мануэлито (Manuelito)». Однако, наиболее вероятно, что более поздний навахский термин «naat'aaniibii beeldlef» ни что иное, как дословный перевод с английского – «naat' aani"i» - «лидер», «beeldlef» - «одеяло». Именно так именовали этот тип текстиля торговцы, занимавшиеся коммерцией среди племен юго-запада и внедрившие этот термин в среду ткачей навахо.
В настоящее время навахо не производят одеяла вождей. Им на смену пришли ковры, пользующиеся большим спросом, как в США, так и за их пределами.

Для исследователей североамериканского индейского текстиля одеяла вождей представляют особенный интерес. В процессе их изучения можно проследить и оценить весь процесс развития ткачества у навахо. Один из основных вопросов в изучении текстиля – это его датировка – сложный комплексный процесс, включающий в себя исследования по нескольким направлениям. Большой вклад в эту работу был сделан Дж. Б. Уитом (Joe Ben Wheat), которым была создана классификация всего юго-западного текстиля. Основные данные, на основании которых стала возможна датировка юго-западного текстиля и в частности одеял вождей это технологические особенности производства тканей, анализ пряжи, их дизайн и, конечно, изучение архивных документов.
Исследуя пряжу, из которой было соткано то или иной изделие можно выяснить является ли она коммерческой или спряденной вручную мастерами навахо, окрашена она химическими или натуральными красителями. Исходя из этих данных и сопоставляя их с хронологией развития ткачества у навахо, можно определить время изготовления ткани.
Начиная с первой экспедиции испанца Коронадо в 1540 году множество типов шерстяной ткани были проданы индейцам навахо и пуэбло. Очень часто индейские ткачихи распускали эти фабричные ткани, и полученные нитки комбинировали в своей работе с пряжей собственного изготовления. Особым спросом пользовалась красная байета (Bayeta (исп.) - дешевая ткань типа байки или фланели). Наличие в текстиле этих распущенных ниток так же являются важной информацией для датировки одеял вождей. В процессе датировки существенно помогает и анализ красок. Первые красители красного цвета, применявшиеся для окрашивания фабричных тканей изготавливались из насекомых - лаковых червецов (Coccus lacca) и мексиканской кошенили (Coccus cacti). Эти краски широко использовались, в Европе, Азии, Южной Америки и на Ближнем Востоке. Окрашенные этими красками ткани попали на юго-запад примерно в 1860-ых годах. В течение 1870-ых годов ткани, изготовленные в Соединенных Штатах (т.н. американская фланель) и окрашенные химическими красителями, постепенно вытеснили ткани окрашенные красками из насекомых.
Также при датировке должна быть принята во внимание структура волокон коммерческой пряжи. Эти волокна могут быть обычной или камвольной пряжей и отличаться по способу прядения – «s-spun» или «z-spun». Камвольные пряжи гладкие и жесткие, в то время как обычные более рыхлые и пушистые. Способ прядения можно выяснить, поместив фрагмент исследуемой пряжи вертикально. Если направление волокон s-образно, то это «s-spun» способ. Если волокна направлены z-образно, то это «z-spun» способ прядения.



После анализа более чем 1500 одеял навахо XIX века и исследования более 200 образцов пряжи, было установлено, что примерно с 1800 до 1860 гг. подавляющее большинство коммерческих ниток красного цвета, использовавшихся ткачихами навахо в одеялах, являлись распущенными камвольными тканями, окрашенными краской из лаковых червецов и в меньшей степени кошенилью. Исследование также показало переход от простой к камвольной пряже примерно в 1860. Самые распространенные распущенные пряжи, используемые приблизительно в 1860 - 1870 были шерстяными, «z-spun» и окрашенные кошенилью. Не смотря на наличие определенного объема информации, датировка текстиля навахо XIX столетия, является довольно сложным процессом.
Стиль одеял вождей был разработан и развит ткачами навахо в относительно короткий промежуток времени. Благодаря фантазии ткачей и их желанию внести в работу нечто личное, добавить индивидуальности, этот вид текстиля трансформировался из простого полосатого одеяла, до изделия сравнимого с настоящим ковром. Изменения дизайна одеял вождей заключалось главным образом в усложнении рисунка и расширении цветовой гаммы. Именно эти изменения помогли установить хронологическую последовательность и разделить процесс развития одеял вождей на несколько этапов. В литературе их принято называть фазами.

Фаза I (примерно с 1800 - 1860)



Самое раннее из известных одеял было найдено в могиле навахо и датировано 1775 годом. Рисунок на этом одеяле состоял из равномерных чередующихся коричневых и белых горизонтальных полос с четырьмя рядами более узких полос в каждом углу. Производством таких одеял навахо занимались на протяжении многих лет. К 1804 году рисунок на одеялах стал более глубоким благодаря изменению ширины полос и компоновки их в пять групп, к трем из которых были добавлены полосы глубокого синего цвета (индиго). Именно этот тип одеял принято относить к первой фазе («First Phase»). Так же этот тип иногда упоминается как одела вождей в стиле юта («Ute-style chief blanket»).
Для темных и светлых полос использовалась неокрашенная шерсть овец чурро. Для синих полос эту шерсть окрашивали индиго, а красные полосы ткались из распущенной байеты. Хотя стоит отметить, что красные полосы на одеялах первой фазы встречаются довольно редко, они появляются только к концу первой фазы. Дж. Б. Уит (Joe Ben Wheat) было изучено в общей сложности 115 одеял вождей. Двадцать два их них - одеяла первой фазы, и только семь из этих одеял имели красные линии из распущенной коммерческой пряжи. Как правило, красные полосы добавлялись как обрамление синих.
Фаза II (1860 - 1875)



Это переходная стадия от простой первой к более сложной третьей стадии.
Сохраняется узор, в котором чередуются широкие черные и белые (светлые) полосы с более узкими синими и красными полосами. Этот узор дополняется 12 короткими прямоугольными элементами красного цвета. Если условно разделить полотно на три вертикальные части, то эти элементы будут располагаться вверху, внизу и посередине каждой из частей на синих полосах. Таким образом, на одеялах второй фазы проявляется вертикальный план. Судя по рисункам на более поздних одеялах, именно эти красные элементы послужили отправной точкой для дальнейшего развития дизайна. Так к концу второй фазы на красных прямоугольниках стали появляться чередующиеся диагональные лини, а сами прямоугольники обрамлялись полосками контрастного цвета. Их размер значительно увеличился, и довольно часто красные прямоугольники на центральной темной полосе сливались так, что в сумме их получалось 9 на всем одеяле.
Во время второй фазы реже стал использоваться для окрашивания пряжи краситель индиго, а вместо него пряжу окрашивали фиолетово-синим анилиновым красителем.

Фаза III (1875-1900)



В качестве узора этой фазы все еще изображали широкие черные и белые полоски, а место красных прямоугольников второй фазы все чаще занимали более сложные квадраты, треугольники, ромбы и кресты. Их размеры увеличивались на столько, что эти элементы часто соединялись друг с другом и создавали выразительный объемный передний план. Изначальные полосы в этом случае являлись фоном. Новые фигуры заполнялись более мелкими элементами.
Как и прежде наиболее часто использовались белые, красные и синие цвета, однако появляются и новые цвета: багровые, оранжевые и разные оттенки коричневого цвета. Чаще вместо пряжи ручного прядения используется коммерческая пряжа, окрашенная химическими красителями. Практически полностью отсутствуют нити распущенных коммерческих тканей. Узоры, которые появились в третьей фазе, стали настолько популярны, что после того, как перестали изготавливать одеяла вождей, эти узоры навахо продолжали изображать на своих коврах.

Использование определенной цветовой гаммы в текстиле навахо объясняется главным образом их религиозными верованиями, а так же окружающей средой и в последнюю очередь фантазией ткача. Каждый цвет, используемый навахо, имеет определенное символическое значение, а их сочетания для посвященного человека могут рассказать гораздо больше, чем газетная статья для европейца. Согласно верованиям навахо цвет является священным – это подарок одного из богов. Красный цвет - символ солнечного света и его присутствие на одеялах и коврах навахо не случайно. Используя свои изделия в качестве одеял и накидок, навахо помещали на них элементы красного цвета, что бы солнце и его живительный свет и тепло сопровождали их всюду и всегда. Красный на черном или темном фоне символизировал солнечный свет, пробивающийся из-за облаков. Белый цвет – символ востока, рассвета. Синий цвет ассоциировался с небом безоблачного юга. Поскольку темные грозовые облака чаще всего приходили с севера, то символом этой стороны являлся черный цвет. Так же синий цвет и южное направление являлись женскими, а черный цвет и север – мужскими. Это объяснятся тем, что земли к северу от страны навахо очень гористые, и оттуда прилетают сильные ветра. Земли на юге более ровные, спокойные и оттуда прилетают ветра теплые. По аналогии в языке навахо ливень, сопровождаемый громом и молнией называется «ni'ltsabaka» дословно «он-дождь», в то время как обычный дождь именуется «ni'ltsabaad» - «она-дождь». Бурная река Сан-Хуан - To'baka или Мужская Вода, а более спокойная Рио-Гранде - To'baad или Женская Вода.

Поскольку одеяла вождей в настоящее время являются уникальным и более не производимым видом навахского текстиля, их ценность огромна. Они являются желанным экспонатом любого музея или частной коллекции.
В начале 1800-ых одеяло вождя можно было купить примерно за 50 долларов, к концу XIX века их стоимость достигала уже 1000 долларов.
По оценкам специалистов до сегодняшнего дня дошло не более сотни одеял первой фазы, и они считаются наиболее ценными. Одно из таких одеял было продано на аукционе в Тусоне (Аризона) за 500 000 долларов! Это минимальная (!) цена за одеяла вождей первой фазы. Одеяла второй фазы оцениваются примерно в 125 000 $ - 250 000 $. Одеяла третьей фазы, более многочисленные, в зависимости от качества переплетения, вида пряжи и используемых цветов могут стоить от 5000 $ до 15 000 $.
Одной из богатейших коллекций одеял вождей – 32 образца, включая самые ранние экземпляры обладает Национальный Музей Американских Индейцев (National Museum of the American Indian, NMAI) в Вашингтоне.

@темы: Котловина, индейцы