Шано
Я думаю, эту историю все знают, но пусть будет.
Собственно два голландских мастера в Швеции - Хенрик Хайбертсоон и Аренд де Гроот, подрядились построить для короля Швеции Густава-Адольфа два малых (128-фут) и два больших (134.5-фут) корабля. "Васа" изначально - это как раз малый 128-футовый корабль. Контракт на постройку был подписан осенью 1624 года.
Но в 1628 году в битве под Оливой шведы потеряли два корабля, потом еще один в Данцигской бухте, а чуть ранее, в 1625 году в Рижском заливе от шторма были потеряны еще 10 кораблей. Поэтому король решил пересмотреть задание. Теперь ему срочно потребовалось 4 больших корабля, но проблема была в том, что голландские мастера уже подготовили материалы на малый корабль. Хайбертсоон отказался менять проект, но вскоре он заболел и был отстранен от постройки.
Начальником постройки стал будущий капитан корабля Сефинг Хандсон, а реально заканчивала постройку... жена Хенрика Хайберсоона, Маргарет.
Дальше - больше. Поскольку король потребовал разместить на корабле 74х24-фунт. орудия, длины в 128 футов не хватило, и пришлось нарастить и длину, и приляпать второй дек. В 1627 году "Васа", увеличенный в размерах согласно пожеланиям Густава и Клааса Флемминга (причем еще и в высоту, то есть ставший двухдечником, а шведы ранее двухдечники не строили) был спущен на воду. Хандсон говорил, что корабль слишком неустойчив, король не верил. Тогда, дабы убедить Густава Адольфа, капитан приказал 30 матросам кучей бегать по верхней палубе от правого борта к левому. После третьего круга корабль так раскачался, что Хандсон остановил эксперимент, дабы корабль не перевернулся. Эксперимент этот зафиксировали шведские корабельные мастера, которые отписали королю (он находился в Польше), что корабль нужно перестраивать, в таком виде отпускать его в море нельзя.
Ответ короля был четок - продолжать оснащение и вооружение и побыстрее выйти в море.
Далее началось оснащение. Внезапно оказалось, что Швеция не может произвести на "Васу" паруса, поэтому они были закуплены... в Голландии, но голландцы их тоже не производили, а просто поставили отбеленное конопляное полотно... из шведской же Риги. Конопляные паруса толще, и соответственно тяжелее, чем льняные, это еще более усугубило плохую остойчивость "Васы". Ах да, "Васу" дополнительно решили защитить еще от возможного абордажа, поэтому поставили на нем тяжелые и высокие кормовую и носовую надстройки (для мушкетеров и лучников). Это сделало ситуацию с остойчивостью совсем плачевной. Добавлю шарма. "Васу" делали по голландской методе, то есть с округлым, почти плоским дном. Получилось что-то типа куклы-неваляшки.
Проблема была и с балластом. Хайбертсоон предлагал взять для балласта камни, но в результате был выбран песок, который весит меньше, чем камни. Песок был выбран потому, что камни надо было укладывать, а песок - просто засыпать и разровнять. В конце концов его решили все-таки засыпать в бочки, и даже добавили камней, но посадка у балласта была слишком низкой, и самого балласта было явно недостаточно.
Но нет худа без добра - королевские заводы лили орудия целый год, но так и не успели изготовить 74х24-фунтовки, поэтому на "Васу" их поставили только в количестве 46 единиц, плюс две 24-фунт. пушки старого образца, остальное добили мелочью (6-, 3-фунтовки). Иначе бы наверное даже те 1300 метров, которые смог, он бы не прошел.
Повторим.
Итак, изначально планировавшийся как однодечный 128-футовый корабль с 32 пушками, "Васа" в результате "вырос" до 134-футового двухдечного корабля с с номинальными 74 (реальными 62) пушками. Строительство начал один мастер, но достраивал его другой (вернее другая), при этом заказчик (король) постоянно вмешивался в проект, требуя улучшений, добавлений, перестроек, и т.п.
Еще тесты после спуска на воду показали, что корабль имеет отвратную остойчивость и готов опрокинуться при малейшем крене. Но его дополнительно перегрузили орудиями, поставили тяжелые паруса, балласта добавили слишком мало и слишком низко.
Соответственно этот корабль запрограммирован был утонуть 10 августа 1628 года. Тем более, что вышел из порта при открытых пушечных портах нижнего дека (ради салюта). Ну и утонул.

george-rooke.livejournal.com/811124.html

@темы: "Титаник" и др.