Записи с темой: античность (16)
09:25

Папирус “Музирис” (SB XVIII 13167 = inv. PVindob. G 40 822  = TM 27666) содержит уникальные сведения о торговле между римским Египтом и Индией. Он был приобретен в 1980 году где-то в Среднем Египте для Австрийской национальной библиотеки и опубликован в 1985 году. В папирусе сохранились части двух текстов, один из которых написан на лицевой стороне (recto), другой на оборотной стороне (verso). Текст написан двумя разными почерками, и отнесены к середине 2-го века нашей эры. Музирис был портом на юго-западе Индии, который посещали корабли из Египта для покупки специй, жемчуга, слоновой кости, шелка, мускуса и драгоценных камней.


Читать дальше... ;)

@темы: деньги, античность

19:21




На краю знаменитой пустыни Сахары есть затерянный город, который больше тысячи лет скрывали пески. Первый, кто наткнулся на этот город-призрак, был один шотландский исследователь ещё в 18 веке. Никто ему не поверил, когда он рассказал об этом. Полностью Тимгад был раскопан в 1950 годы.

Что открыл археологам самый впечатляющий город из останков великой Римской империи?

Читать запись полностью » ;)

@темы: античность

Во-первых, оно не римское. Римляне были народом впечатлительным и восприимчивым. Они охотно впитывали и усваивали от других как всякие нужные вещи, так и всякие пакости. У этрусков они позаимствовали не только театр, арку и свод, но и обширные гадательные практики и гладиаторские бои, правда, творчески их переосмыслив и сделав из погребальных человеческих жертвоприношений увлекательные спортивные состязания и шоу-бизнес.

Распятие римляне переняли у финикийцев-карфагенян. Те вообще были затейники насчет казнить и помучать, куда там китайцам. Например, Регула они казнили отрезанием век. А в некоторых случаях римские авторы сообщают, что пунийцы казнили такого-то персонажа такой казнью, которую нормальный человек даже описывать не будет.

Кстати, с этой непостижимой для римлян жестокостью связана и их ненависть к карфагенянам. Вторая Пуническая война, нашествие Ганнибала, воспринималась римлянами именно как экзистенциальное противостояние цивилизации и человечности против какой-то запредельной хтони (хотя технически Карфаген был не только не менее, но и более развит и продвинут). И не только римлянами. Ганнибал рассчитывал, что страдающие под римским игом италийские племена, как только он перевалит через Альпы, начнут массово переходить на его сторону. Но этого не произошло. Римские союзники остались в массе своей верны Риму, несмотря на то, что в какой-то момент было очень похоже, что Рим - всё.

Распятие в Риме было не просто казнью - оно было позорной казнью, предназначенной для всякого отребья - преступников из числа рабов, разбойников и т.п. Свободного римского гражданина подвергнуть распятию было в принципе нельзя ни за какое преступление. Вспомним дело Верреса. Поэтому, кстати, такое недоумение вызывали у римлян первые христиане - своими собственными устами утверждать, что их бог был... распят?.. Ну, если у них такой бог, чего же от них самих ожидать? И кстати, расхожее "евреи Христа распяли" - это чушь. У них вообще такой казни предусмотрено не было. Как кто-то сказал, на самом деле если сейчас и искать, кто Христа распял, так это русские. Ну, то есть тогда-то его распяли римляне, но Москва, как известно, Третий Рим и наследница.

Во-вторых, всеобщие представления о том, как собственно выглядело распятие, ошибочны. Оно выглядело не так. Начнем с креста.

Читать дальше... ;)

@темы: античность

14:16

По периодам. Ценно, например, для датировки фаюмских портретов.



Читать дальше... ;)

@темы: античность

11:26

Туристы на Ближнем Востоке регулярно сталкиваются с разнообразными ваннами Клеопатры, масками Клепатры, массажами Клеопатры, кажется нет такой сферы в косметологии где бы не засветилась неугомонная Клёпа. По большей части все это чисто маркетинговые курортные ухищрения, но как ни странно иногда это действительно связано с Клеопатрой. 









Только не с этой.  Клеопатра 7 Филопатор, последняя царица Египта из династии Птолемеев тут совсем не при чем. Судя по историческим хроникам затейницей она была большой, но к косметологии отношения не имеет. Разве что как клиент... Рецепты связаны с другой Клеопатрой, жившей  в том же Египте, но на сто лет позже. Клеопатра Метродора, преподаватель медицинской школы Александрии. Создатель консервативной гинекологии, изобретатель гинекологического зеркала и первого кресла, первое описание рака шейки матки, не слишком совершенные, но работающие схемы лечения воспалительных  заболеваний.  В ее  главном труде "О болезнях и лечении женщин" три главы посвящены косметологии, все исходные рецепты оттуда...


Но 99, 99% при слове Клеопатра все равно вспоминает неудачливую и влюбчивую египетскую царицу.  Про профессора Шекспир ничего не писал.  stannum99.livejournal.com/332205.html



@темы: античность, женский вопрос, медицина-историческое

13:08






@темы: античность, история одежды

13:18



Римский флакон для парфюма из горного хрусталя и золота. 3-5 вв. н.э.

@темы: античность, камешки

11:04

11:39

В древнем Риме существовал обычай, по которому полководцы приносили себя в добровольную жертву во имя победы римского оружия. Это оформлялось в виде особого религиозного акта под названием «девоция».
<<Перед сражением консул, командовавший армией, произносил священную формулу, которой посвящал себя подземным богам. После этого он кидался в самые опасные места битвы, ибо только его смерть могла означать, что жертва принята богами. Увидев гибель своего предводителя, предупрежденные солдаты испытывали не замешательство, а напротив, воодушевление и уверенность в божественной помощи и в грядущей победе. Если же полководцу не удавалось умереть, вместо него погребали куклу, а сам консул навеки лишался права приносить жертвы небожителям.
Известны не только отдельные полководцы, но и целая династия Дециев, в которой представители трех поколений подряд по доброй воле совершили этот акт ритуального самоубийства: отец в войне с латинянами, сын в войне с этрусками и внук в войне с Пирром.>>
https://eugenegp.livejournal.com/524650.html

@темы: античность

14:22

История одной из самых трагических археологических потерь Рима и одной из его самых заманчивых оставшихся возможностей. В 1505 г. папа Юлий II решил снести старый собор Святого Петра, чтобы освободить место для новой базилики, которая, несомненно, станет величайшим храмом во всем христианском мире. Когда 4 февраля 1544 года рабочие расчищали древнюю, наполовину погребенную ротонду, известную как часовня Святой Петрониллы, примыкающую к трансепту базилики, они сделали замечательное открытие: большой резной римский саркофаг. Когда они открыли его, то не могли поверить в то, что увидели. Внутри лежало тело молодой римской императрицы, одетое в мантию, вуаль и покрытое золотой тканью и сопровождаемое самым большим выбором драгоценных предметов, когда-либо найденных в римских захоронениях. Прежде чем продолжить изучение ее могилы, давайте сначала выясним, как она оказалась там похороненной.


Читать дальше... ;)

@темы: античность

17:07



Вот эту симпатичную косметическую баночку нашли при раскопках на площади Табард в Лондоне в 2003 году, она лежала на дне канавы, окружающей храмовый участок. Возможно, богатая дама (или ее служанка) случайно уронила ее в грязь и побрезговала ее оттуда достать. Самая обыкновенная история, вот только произошла она не сто, не триста и даже не пятьсот лет назад, а почти две тысячи, где-то в 120-150 годах нашей эры в маленьком провинциальном древнеримском городке Лондониуме, что стоял когда-то на месте огромного современного мегаполиса.

Читать дальше... ;)

@темы: античность, история одежды

09:27

"Меня тут больше интересуют глаза. Они абсолютно живые, в отличие от античных. Неужели античные скульпторы все умели, а вот глаза — нет? Скорее думается про какое-то табу на изображение живых глаз".

Это отнюдь не так! История изображения глаз намного более интересна!

По клику коллаж открывается в отдельное окно, 15 Мб


Давайте же я расскажу вам об истории изображения зрачка, радужки и ресниц в скульптурном жанре.
Читать дальше... ;)

@темы: фигурки, 19 век, античность, средние века

14:08



Тигровый глазки

Во времена Римской империи так называемые "Тигровые глаза" (маленькие белые камешки) помещяли между камнями на дороге, чтобы их можно было увидеть ночью.

@темы: античность

10:55

Большинство учёных сходятся во мнении, что этрусский представляет собой так называемый палеоевропейский язык. То есть он восходит к временам до вторжения в Европу и Малую Азию бронзовой металлургии на плечах носителей индоевропейской и уральской языковых семей. От доиндоевропейцев осталось совсем мало, как примеров в виде надписей и заимствований в соседних языках, так и зарегистрированных родственных языков. А они есть.
Немецкий этрусковед Хельмут Рикс предложил в конце прошлого века гипотетическую семью тирренских языков (cf. Тирренское море между Корсикой, Сардинией, Сицилией и самой Италией). В неё хорошо вписываются этрусский, ретский и лемнийский. Есть ещё ряд претендентов на попадание в родственники, но материал действительно скудный, со стелой на острове Лемносе очень повезло, прямо скажем.

Про этрусков больше и чаще всего говорят, потому что от них осталось около 13 тысяч различных надписей. Для сравнения, от тех же ретов в Восточных Альпах осталось в сорок раз меньше. Однако родственность доказуема вполне на таких явных примерах, как четыре гласные: "i", "e", "a" и "u" или лексических и грамматических совпадениях в этих языках.
В равной степени до сих пор хватает критиков у такой точки зрения, потому что ряд особенностей этих языков не позволяют их чётко отделить от индоевропейских современников вроде хеттского, тоже имеющего те же четыре падежа. "Географических" критиков, считающих слишком удалёнными ареалы этих якобы родственных языков всерьёз уже не воспринимают, так как археологические и генетические исследования скорее поддерживают историю об основании в Италии городов пришельцами из Трои, то есть из Малой Азии, и Лемнос им точно попался по пути.
Скорее всего, нам очень не хватает для уверенной оценки выпавших начисто звеньев из времён после упадка минойской культуры. Катастрофа бронзового века (XIII-XII вв. до н.э.) привела к разрушению всех крупных государств и культур, на большой территории письменность после этих тёмных веков изобретали заново. rumata
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2380085.html?thread=184782133#t184782133

@темы: античность, генетика и генеалогия

15:49

Попробуем рассчитать, сколько будет стоить эта мозаика с изображением Вергилия, которая сегодня экспонируется в музее Бардо в Тунисе. Знаменитый эдикт о ценах, который издал в 301 году Диоклетиан, устанавливает ежедневную оплату тесселярия (мастера по изготовлению мозаики) в 50 денариев, а музивария (мастера по выкладыванию мозаики) в 60 денариев, что равно жалованию каменщика или пекаря.





Тесселлариям понадобилось бы не менее 20 рабочих дней чтобы изготовить 25 600 тессер (из расчета 1280 тессер в день!), и не менее столько же времени потребовалось бы музивариям для того, чтобы уложить мозаику. В сумме это будет составлять 2200 динариев. Сюда же нужно прибавить стоимость материалов (плитки, материал для штукатурки) а также поощрить мастера за художественную работу и интеллектуальный труд. Если даже мы прибавим к этой сумме 1 500 денариев, то никогда не узнаем, насколько автор «Вергилий» считал такое вознаграждение справедливым.

Предполагая, что сделка была оформлена в виде единоразового платежа, мы можем определить начальную сумму контракта между 3000 и 3500 динариев. Мастер подчеркнет оригинальность работы, скорость выполнения, умелый подбор цветов, сложность драпировки и светотени, совершенство результата, стоимость материала, трудозатраты. Заказчик противопоставит этому какой-нибудь явный недостаток (например, в раме), небольшой размер картины, относительную легкость исполнения (лишь репродукция чужой картины), перспективу порекомендовать мастера своим друзьям... Скажем, скорее 3000, чем 3500.

Сколько тогда стоил 1 денарий, сказать трудно. Известно, что эк концу III века это была посеребренная медная монета и что эквивалентом 1 антониниана (монеты, выпущенной Каракаллой) нужно было 2 денария. Таким образом, 3000 денариев составляли 1500 антонинианов, на которые можно было купить 1 крепкого раба и еще 1 потрепанного, или 6 лошадей, или 10 ослов, или 8 рыбацких лодок, или 20 кусков плотной ткани… Но самый простой расчет — 1 антониниан за буханку. Стоимость мозаики примерно эквивалентна 1500 буханкам: по 2 евро за буханку получается 3000 евро. Интересно, сколько будет стоить сделать это сейчас с помощью техники того времени?

Источник
strator.livejournal.com/145995.html


@темы: деньги, картины, античность

14:21

А вот самой дальней точкой проникновения римлян считается территория современного Красноярска. Здесь было найдено массовое захоронение легионеров и их военное обмундирование. Считается, что Марк Антоний, римский полководец направил в 40-е годы до нашей эры отряд из 2000 человек с целью изучения земель и поиска пути в Китай. Почему они закончили свой путь здесь не совсем понятно. vasily-sergeev.livejournal.com/12413094.html

@темы: античность