Как оно было?Сидел тут думал, вертя в руках свою безотказную бензиновую IMCO. А с чего всё началось в мире зажигалок?
Кой-чего накопал...
Чертежи самой первой зажигалки, если её можно таковой назвать, разработал в ХV веке Леонардо Да Винчи. Правда всё так и осталось на чертежах, ибо воплотить в реальность задуманное, никто не осмелился. Причиной тому был тот факт, что Да Винчи представил зажигалку в виде гигантской машины которая занимала по площади чуть ли не половину обычной современной комнатки и представляла собой массу переплетений цепей, пружин, колёс и огнива.
А первая такая штука во-плоти появилась аж в 1823 году. Немецкий химик Иоганн Дёберейнер в 1823 г. занимался изучением химии платины. Он получил губчатую, очень пористую платину в виде черной массы мельчайших крупинок (“платиновая чернь”). Во время одного из опытов чернь в фарфоровой чашке случайно оказалась около прибора для получения водорода. Струя водорода попала на платиновую чернь, и водород вспыхнул и загорелся. Так появилось огниво Деберейнера.
Как и во многих значимых открытиях, случайность толкнула вперёд, давая огромное поле для экспериментов. А дядька Иогги сделал по сути первую зажигалку, которая в последствии послужила прототипом современных зажигалок.
читать дальшеИ вот, сия штука вполне жила и существовала вплоть до 1880 года. Существовала бы и больше, но с 1926 года английский химик и аптекарь Джон Уокер стал бадяжить серные спички, которые уже не надо было для зажигания опускать в концентрированную серную кислоту. Но об этом в куда-нибудь ещё, а мы про зажигалки.
Итак, спички спичками, но топливо совершенствовалось, и у инженеров чесались руки. Сначала их делали из пистолетов, где ударный механизм служил для высекания искры, а вместо ствола делали коробочки с трутом. Далее додумались до фитиля, смоченного горючим веществом. Заменили ударный механизм на колёсико.
И вот, в 1867 году, когда компания Cartier запатентовала первую относительно полноценную зажигалку. Прада, из-за несовершенного кремневого механизма она была нихрена не карманной. Да и делать их стали, сразу рассчитывая на богатые слои населения, у которых к тому времени в моде было курение. То есть, делали их из серебра и золота, с пафосом и напыщенностью. Фоты не нашёл, как ни старался. Сам бы хотел поглядеть на этого мастадонта.
Механизм зажигания всё ещё оставался откровенно хреновым и неудобным. И посему, инженеры развлекались кто во что горазд.
Вот, к примеру, в 1890 году была выпущена вот такая штука. Зажигалась не кремнем, а лентой пистонов. Тоже ничерта не удобно, но уже вполне себе конкурентноспособная идея (правда, не надолго)
И вот, в 1903 году австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах предложил искусственный кремень для зажигалок из сплава церия, который, стачиваясь в порошок, вспыхивал искрами. В принципе, потому Австрия и считается родоначальником зажигалок, ибо там-же и начались повальные попытки применения новго открытия.
Так был изобретён механизм зажигалки, дошедший до нас фактически без изменений. Колёсико с "кремнем", фитиль, ёмкость с топливом. Первые образцы не обладали изысканностью и удобством, но уже были вполне карманными. Но недостатки колпачка были налицо.
Естественно, были попытки механизировать процесс зажигания.
Как раз примерно в это время Первая Мировая подстегнула производство зажигалок, основное свойство которых - они должны были быть надёжными. К тому, же спички выдавали местоположение, поскольку вспыхивали ярким пламенем. Так что, ещё нужен был ровный огонь. Война - всегда недостаток чего-либо, и огонь не исключение. Потому кроме массового производства, она породила ещё множество различных самопалов.
После Первой Мировой Войны были ещё несколько извращений в попытках изобрести что-то новое. Хотя, это было больше похоже на откат к азам. Например, метаноловая бескремниевая зажигалка. Метаноловая зажигалка Ray-O-Lite работала на том же принципе Дёберейнера. В большое отделение (где внутри находится свёрнутый фитиль) заливался метанол (он же древесный спирт). На крышке зажигалки в маленькой её части находилась маленькая медная рамочка, на которой была натянута тончайшая платиновая проволока, а на ней — пара шариков той самой платиновой черни.
Но также случились ещё несколько событий, передвинувших зажигалки на новый уровень.
Компания IMCO, всю войну снабжавшая армии пуговицами, остаётся без заказов и с 1918 года довольно успешно переквалифицируется на производство зажигалок, при этом создав механизм, который впоследствии будет скопирован как в Америке. так и в России. Более того, эта технология используется и в современных зажигалках.
Также есть история о том, что примерно в 1926 году два английских инженера, Фредерик Чарльз Уайз и Уилли Гринвуд, занимались усовершенствованием конструкции зажигалок. Одна из идей привела к созданию нового вида бензиновой зажигалки, у которой ось колесика была расположена горизонтально, а не вертикально, как раньше. Это давало возможность прикурить папиросу одной рукой. Причина этой инновации была в том, что один из изобретателей (история не сохранила точных данных, кто именно) мечтал прикуривать папиросу одной рукой, поскольку потерял другую во время первой мировой войны. Видимо, невозможность самостоятельно прикурить и была одной из причин, которая помогла проявиться изобретательскому таланту инженера. Уайз и Гринвуд предложили продавать такие зажигалки фирме Alfred Dunhill. Благо её офис располагался через дорогу от их мастерской. Так в производство поступили зажигалки, ставшие позже произведениями искусства.
Ну и ещё одна история стоздания столпа зажигалкостроения.
В 1932 году во времена "Великой депрессии", в Америке в штате Пенсильвания в городке нефтяников Брэдфорде в обыкновенный деревенский клуб на танцы пришёл некто Джордж Блэйсделл. Он был совладельцем небольшой фирмы по производству простейшего нефтедобывающего оборудования.
С юности он имел дело с металлом и механизмами и обладал немалым стремление к изобретательству. Танцы и пустые разговоры о политике скоро надоели Джорджу, и он вышел покурить на веранду клуба, где нашел своего друга Дика Дрессера, пыхтящего в попытках снять крышку со своей старенькой и обшарпанной австрийской зажигалки. Дик был достаточно обеспеченным человеком, и Джордж позволил себе замечание: "Почему бы тебе не купить более презентабельную зажигалку?" Дик наконец-то сдернул крышку и чиркнул колесиком. Несмотря на довольно сильный ветер, зажигалка зажглась, и Дик прикурил свою сигарету. "Потому что эта работает!" - буркнул Дик в ответ на вопрос Джорджа. В этот момент Джорджа осенила мысль: "Зажигалка! Вот что постоянно нужно человеку независимо от его материального положения!" С тех пор голова Джорджа была заполнена идеей производства надежных зажигалок, доступных каждому.
Начал он с того, что получил эксклюзивную лицензию на импорт австрийских зажигалок в США и закупил небольшую партию для продажи.
Не сумев продать ни одной, он обнаружил в них некоторые дефекты и решил создать свою негаснущую зажигалку. Арендовав небольшое помещение в здании металлоремонтных мастерских, он заполнил его подержанными станками, нанял трех слесарей, и работа закипела.
В первую очередь Блэйсделл уменьшил размеры зажигалки так, чтобы она помещалась в ладони. Затем он, помня страдания друга Дика, соединил крышку с корпусом петелькой. Теперь можно было открывать и запаливать зажигалку одной рукой. Ветрозащитный экран вокруг фитиля он оставил неизменным, сохранив даже то же количество отверстий, какое было в австрийском прародителе. Немного усовершенствовал колёсико и кремень. Бензин заливался прямо в корпус, который из простого латунного сделался хромированным.
Итак, новый товар был готов. Получил он название "Zippo". Происхождение названия также очень незамысловато. Примерно в это же время в США была изобретена сплошная скользящая металлическая застежка, получившая у нас название "молния" , а на родине - "Зиппер". Блэйсделлу нравилось звучание слова "зиппер", и он решил своё произведение назвать созвучно ему.
Цена новой "ветрозащитной" зажигалки была $1.95. В первый же месяц было продано 82 штуки. Дело пошло. Надёжность, удобство и доступная цена Zippo быстро завоевали ей популярность, но все-таки основным достоинством Zippo была торговая политика фирмы, выражавшаяся в практически бессрочной гарантии её продукции. Инженер Блэйсделл так полюбил своё детище, что поклялся, что внешность Zippo не изменится, пока он жив.
В принципе, так и случилось.
Кстати, звук откидывания крышки Зиппо тоже запатентован
С начала 30-х годов конструкция зажигалок продолжала изменяться, но не принципиально.
Позже, следуя пожеланиям любителей ароматных сигар, которым не нравился запах бензина, в 1947 году компания S.T.Dupont представила на международной выставке в Париже первую в мире газовую зажигалку. Это был баллончик с клапаном, вместо бензиновой ёмкости и фитиля.
Чуть позже S.T.Dupont заменила столь привычный нам кремень и колёсико на пьезоэлемент - и электрическая искра оказалась даже надёжней.
Но газовый огонек легко задувается ветром, поэтому в 1986 году японская фирма Saroma создала турбо-зажигалку, в которой газ подается под высоким давлением.
«Огонь для нищих и раззяв» был выпущен в 1973 году французом Марселем Биком, чья компания известна нам ещё по одноразовым шариковым ручкам и станкам для бритья. Они были рассчитаны именно на тех, для кого купить, а потом потерять дорогую зажигалку было слишком расточительно. А кроме того, их полюбили женщины, потому что их не нужно было заправлять, отчаянно тыкая газовым баллончиков в клапан.