«Наиболее известные греческие писатели, среди них и философ Фаворин, очень старательно собиравший сведения о старине, утверждали вполне твердо, что деревянный голубь, сделанный Архитом, мог летать при помощи механизма; нет сомнений, что он держался в воздухе благодаря уравновешенности и оживлялся (поднимался, приводился в действие?) тайно заключенным в нем веянием (воздухом? ветром?)»1.

Такая запись имеется в сочинениях римского историка Авла Гелия, который жил во II веке до нашей эры. Архит Тарентский, о котором здесь говорится, известный греческий философ, полководец и механик, жил в IV веке до нашей эры. На основании этой записи, сделанной на латинском языке, нельзя представить, как летал голубь Архита. А других сведений о нем нет, кроме еще одной фразы: «если голубь падал, то больше подняться он уже не мог».

Голубь Архита остается таинственной до сих пор, хотя позднее ею очень интересовались и пытались ее воспроизвести очень многие исследователи. Полная неизвестность относительно характера полета таинственной игрушки греческого изобретателя не позволяет сказать ничего определенного и о примененном в ней принципе.

Наравне с голубем Архита остаются плохо разгаданными некоторые приспособления, применявшиеся на войне в средние века и позднее. Будем называть эти приспособления «драконами», так как снаружи им обычно придавали вид этих фантастических животных2. «Драконы» служили обычно знаменами или сигнальными средствами {16}

из книги
К. Е. ВЕЙГЕЛИН


ОЧЕРКИ
ПО ИСТОРИИ
ЛЁТНОГО ДЕЛА



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1940
scilib-avia.narod.ru/Veigelin/Veigelin.htm