Василий
Если взять имя Василий – в толковании вы найдете перевод с греческого царственный. Это на самом деле и так, и не так. Если брать древнегреческих царей героического периода – у всех этих Одиссеев, Агамемнонов и Приамов титула басилеос вы не найдете. Но древнейшие греческие цари в бесконечных войнах, описанных в мифах, истребили друг друга – и в наступившей анархии власть в свои руки взяли крупные землевладельцы-базилевсы. Так что изначально это слово означало не больше, чем помещик. Однако произошло это в такие незапамятные времена, что о таком смысле этого слова можно и не вспоминать. Уже во времена Римской империи это слово приобрело свое современное значение, и здания, где горожане решали свои правовые и общественные вопросы, не случайно именовались базиликами – они были как бы официальным «присутственным местом».
читать дальшеВы обратили внимание, что В и Б здесь меняются местами? Да, в западноевропейской традиции это имя звучит как Базилио или Бэзил.
Помимо Василия, этот титул породил еще одно имя из русских святцев, впрочем, весьма редкое – Василид, то есть царевич. Есть также имя Василько
Из женских имен в России наиболее известна Василисса (в святцах две буквы С в конце слова, но в русской литературной традиции только одна) – оно означает, естественно, жена царя. Есть и другая женская форма от имени Василий – Василина. В святцах есть и царевна – Василла.
Происхождение имени (по сайту kurufin.ru/html/Translate/vasiliy.html
От греч. βασιλεύς (басилеус) - "царь". В православных и католических святцах есть несколько святых с таким именем, наиболее почитаемый из них - Василий Великий, византийский богослов. Имя Василий получило широкое распространение в православных странах; в Западной Европе оно используется значительно реже.
В православной традиции к святому Василию Великому обращаются при начале работ, также в народной традиции он считается покровителем свиней.
Словарь Петровского
ВАСИЛИЙ, -я, м.; прост. Василей2, -я.
Отч.: Васильевич, Васильевна; разг. Васильич.
Производные: Васильюшка; Василька; Василёк; Василько; Вася; Васёна (Васёня); Васюня; Васюра; Сюра; Васюта; Сюта; Васюха; Васюша; Васяй; Васяк(а); Вака; Васяня (Васяна); Васята; Васяха; Васяша.
[От греч. basileus — царь.]
В католических святцах www.catholic.org/saints/stindex.php?lst=B
St. Basileus
St. Basil
St. Basilides
St. Basilissa
St. Basilla
Из Вики ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E0%F1%E8%EB%E8%E9
Васи́лий — мужское русское личное имя греческого происхождения. Восходит к др.-греч. βασίλιος (басилиос); βασίλειος (басилейос) — «царский, царственный» — в древнегреческой мифологии эпитет Зевса и Посейдона; βασιλεύς (басилевс) — «царь, монарх, правитель»[1][2].
Аналоги имени Василий встречаются во многих западноевропейских языках (в формах Бэзил в английском, Базиль во французском и др.), а также в языках Восточной Европы, как славянских, так и неславянских.
Варианты имени и родственные имена
В старых святцах и календарях имя также встречается в формах Васи́лей, Васили́к. Современный православный месяцеслов содержит имя Васи́лько, являющееся формой имени Василий; помимо этого — имена Васо́й и Вассиа́н, являющиеся его производными. Также имеются близкородственные Васили́ск (от др.-греч. βασιλίσκος — «царёк») и Васили́д (от βασιλίδες — «царевич»)[1].
В старых церковных календарях также упоминается женское парное имя — Васи́лия, а также родственное Васи́лла; но получило распространение другое этимологически близкое имя — Васили́са (и его форма Васили́на)[1].
[править]Происхождение имени
В христианском именослове имя Василий соотносится с несколькими раннехристианскими святыми: Василием Амасийским, Василием Анкирским (IV век), но прежде всего — с Василием Великим (IV век), одним из Отцов Церкви.
Имя Василий относилось к числу распространённых имён в Византии; об этом косвенно свидетельствует множество святых с этим именем, канонизированных церковью в эпоху раннего Средневековья.
[править]
Частотность имени
На Руси имя Василий отмечено с приходом христианства из Византии: князь Владимир Святославич незадолго до Крещения Руси сам был крещён и наречён именем Василий (в Византии в ту эпоху Василий — имя из императорского именника). Позднее имя прочно вошло в обиход династии Рюриковичей и встречалось у князей из различных ветвей рода. В пору становления Великого княжества Московского в XIV—XVI веках имя стало великокняжеским (его носителями были Василий I, Василий II Тёмный и Василий III), а в Смутное время после воцарения Василия Шуйского — царским. Как отмечала А. В. Суперанская, введение того или иного имени в обиход правящей династии благоприятно сказывалось на его популярности во всех сословиях. Одновременно распространённости имени способствовало наличие большого числа святых — носителей имени, поминаемых в святцах, и, соответственно, частая возможность проводить наречение этим именем. Отмечалось, что имя Василий имело хождение и в низших сословиях уже в XIV—XV веках (например, носителем имени являлся один из самых известных русских юродивых — Василий Блаженный, выходец из крестьянского сословия)[3][4].
Л. М. Щетинин, прослеживая частотность самых популярных русских имён на протяжении нескольких веков, отмечал, что в XVII веке частотность имени составляла 50 ‰, в XVII веке — 47 ‰, в XIX веке — 66 ‰. Стабильно высокая частотность показывала второй результат после самого распространённного в прошлом мужского русского имени Иван; а само имя уже не имело выраженной социальности[5].
В XX веке частотность имени характеризовалась преимущественно угасающей динамикой. Если в период до 1917 года она составляла 68 ‰, то в 1920-е годы — уже 10 ‰, а в 1960-е — 3 ‰. В сведениях, собранных А. Я. Шайкевичем по Москве, фиксировалось, что в начале XX века (1900—1909 годы) имя было на 5-м месте по числу наречений у новорождённых (с частотностью 78 ‰), а в последующие годы, начиная с послереволюционных, оно в десятку популярных у москвичей имён уже не входило[5][6].
Статистика за 1961 год по регионам центральной России, опубликованная В. А. Никоновым, показывает, что имя Василий на начало 1960-х являлось преимущественно «деревенским». Его частотность на селе колебалась от 15 ‰ (районы Ярославской области) до 50 ‰ (районы Курской области). В городах эти показатели были значительно скромнее: от 3 ‰ (Калуга) до 11 ‰ (Кострома)[7].
Сведения, собранные А. В. Суперанской и А. В. Сусловой за несколько десятилетий по Ленинграду, также показывают падение популярности имени на протяжении почти всего XX века. У ленинградцев, родившихся в 1920-е — 1930-е годы частотность имени составляла 30 ‰, у родившихся в 1940-е — 1950-е — 16 ‰, у родившихся в 1960-е — 1970-е — 4 ‰. В конце 1980-х годов наметился рост частотности имени: у родившихся в этот период она составляла 10 ‰; рост частотности свидетельствовал о происшедших в обществе благоприятных переменах в восприятии имени[8].
Ngram Viewer
Василий
Если взять имя Василий – в толковании вы найдете перевод с греческого царственный. Это на самом деле и так, и не так. Если брать древнегреческих царей героического периода – у всех этих Одиссеев, Агамемнонов и Приамов титула басилеос вы не найдете. Но древнейшие греческие цари в бесконечных войнах, описанных в мифах, истребили друг друга – и в наступившей анархии власть в свои руки взяли крупные землевладельцы-базилевсы. Так что изначально это слово означало не больше, чем помещик. Однако произошло это в такие незапамятные времена, что о таком смысле этого слова можно и не вспоминать. Уже во времена Римской империи это слово приобрело свое современное значение, и здания, где горожане решали свои правовые и общественные вопросы, не случайно именовались базиликами – они были как бы официальным «присутственным местом».
читать дальше
Если взять имя Василий – в толковании вы найдете перевод с греческого царственный. Это на самом деле и так, и не так. Если брать древнегреческих царей героического периода – у всех этих Одиссеев, Агамемнонов и Приамов титула басилеос вы не найдете. Но древнейшие греческие цари в бесконечных войнах, описанных в мифах, истребили друг друга – и в наступившей анархии власть в свои руки взяли крупные землевладельцы-базилевсы. Так что изначально это слово означало не больше, чем помещик. Однако произошло это в такие незапамятные времена, что о таком смысле этого слова можно и не вспоминать. Уже во времена Римской империи это слово приобрело свое современное значение, и здания, где горожане решали свои правовые и общественные вопросы, не случайно именовались базиликами – они были как бы официальным «присутственным местом».
читать дальше