Интересно, как менялось отношение к прокаженным.
В Европе закон запрещал им вступать в брак, завещать и представать перед судом. Разговаривать со здоровыми людьми прокаженному дозволялось, лишь встав по ветру от них. В Ветхом Завете Господь велит Моисею "повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных".
Проказа считалась скорее наказанием, чем инфекционной болезнью – внешней "нечистотой", вызванной грехом внутренним, карой господней за мысли сладострастные или еретические. И объявлял человека прокаженным не врач, а священник.
В начале XII века ситуация изменилась – благодаря двум вещам. Во-первых, некоторые рыцари, возвратившиеся из Крестового похода в 1099 году, подхватили проказу в Святой земле. Вторым аргументом стало решение богословов. Говоря о Мессии, пророк Исаия писал: "Нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражен, наказуем и уничижен Богом."
Древнееврейский глагол от слова "поражен" - nagua, а везде где в Ветхом Завете появлялось слово nagua, оно означало "пораженный проказой". И в результате проказу стали воспринимать как "праведную болезнь". Пораженные проказой крестоносцы не были наказаны Господом – наоборот, он отметил их особой наградой за богоугодные подвиги и дела. Сам Франциск Ассийский заключил одного из прокаженных в объятия и превратил заботу о них в одну из главных обязанностей основанного им ордена.
Дочь Генриха I Матильда открыла больницу для прокаженных в Лондоне и публично омывала и целовала им ноги. Монархи и аристократы Европы соревновались за право первыми одарить ту или иную колонию прокаженных.
На протяжении 200 лет больные проказой – пусть они и жили отдельно – свободно заходили в храмы и совершали паломничества вместе со здоровыми людьми. Тогда и зародилась практика носить колокольчики. Своим звоном они не отпугивали людей, а, напротив, приглашали сделать пожертвование: помочь прокаженному считалось делом богоугодным.
Отношения вновь испортились с приходом эпидемии "черной смерти. Чуму нередко называли проказой.
Джон Ллойд и Джон Митчинсон "Вторая книга всеобщих заблуждений"