Не знаю, насколько безупречно с точки зрения языка (великого и могучего) выражаться о главной гомельской достопримечательности "Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей".
Оно конечно, дворцово-парковый. Но "Паскевичей-Румянцевых"? Это не двойная фамилия, а две совершенно разные семьи. Сначала, понимаешь ли, построил все это Румянцев. Потом его сынок, чтобы рассчитаться с долгами, продал именьице Паскевичу-Эриванскому.
Кроме того слово "ансамбль" тоже малось опошлено. При богатом воображении можно представить, как на крыльцо выходят Румянцевы-Паскевичи полным составом. Граф Румянцев, значить, хором руководит, а князь Паскевич, как человек военный, марширует во главе отряда девиц с барабанами.
Кстати.
Дворец, конечно, неплохой, и будто бы строился по чертежам Растрелли. Только, знаете ли, обычно забывают об одном нюансе.
читать дальшеГород Гомель и окрестности в течение всей русской истории знаменит практически исключительно как дачно-охотничье место, причем от самой Киевской Руси и до самого века 20 с его индустриализацией и Чернобыльской аварией. К слову, князь Игорь, который "слово о полку", тоже имел здесь дачку.
Вот и Румянцев здесь построил скромный (по его масштабам) дачный домик.
И поскольку любил читать, книжек у него на даче хранилось немеренно. А когда пришла пора собирать вещички и выезжать, всю эту дачную макулатуру пришлось забирать с собой (уж не знаю, то ли Паскевич читать не любил, то ли у него своя библиотека имелась). В общем, то, что вывезли из гомельской дачки, легло в основу библиотеки им. Ленина (это где-то в Москве, не путайте с гомельской областной).
У Паскевичей тоже барахла хватало. Сразу после революции, во время стрекопытовского мятежа, возникла для дворца опасность, что его сожгут к такой-то чертовой матери. Тогда некий комиссар (ох, фамилию забыла), нагрузил наиболее ценными предметами обстановки 20 возов (изделиями из золота, серебра, статуями и картинами) и вывез все это в Москву, где все это скрылось в недрах Исторического Музея, если не ошибаюсь. Я, значить, когда фильм смотрю "Достояние республики", всегда с умилением вспоминаю об этих 20 возах. Меня, знаете, статуи Кановы беспокоят: не отбилось ли у них чего по дороге. А спроси меня, что за Канова и зачем мне его статуи -- только плечами пожму. Фамилия красивая, разве что.
То, что осталось после эвакуации, мятежа и прочего, было бережно сохранено горожанами у себя дома. Поскольку в Великую Отечественную Гомель был основательно разрушен, в современную экспозицию дворянского быта входят считанные предметы (уж не знаю, как там они определяют, что это "стулья из дворца". Разве что фельдмаршал в свое время пометил каждую вещичку клеймом "Украдено у Паскевича").
Ах да! Был у нас еще и жеребец Понятовского. То есть статуя такая конная польского короля Понятовского, сработанная датским скульптором Торвальсеном, если память не изменяет. Стояла эта самая статуя на веранде дворца и была точной копией той статуи, что когда-то стояла в Варшаве. В войну варшавская статуя, как выражаются историки, не сохранилась (когда слышу выражение "не сохранилось" в отношении культурных ценностей, вспоминаю фразу про то, что спасение утопающих -- дело рук самих утопающих; типа обязанность сохранять СЯ (себя, в смысле) исключительно забота самих культурных ценностей. Вовремя не спряталась в бомбоубежище -- значит, не сохранилась, а мы не виноваты).
Узнав о горе поляков, статуя которых совершила такой легкомысленный поступок, советское правительство подарило им гомельскую копию, которая была более благоразумна.
В общем, те, кто желает посмотреть гомельские достопримечательности, помимо осмотра дворцо-паркового ан-сам-бля должны съездить в Москву (в Ленинку и в Исторический), а также в Варшаву. Добро пожаловать!
А поскольку такой пост без фотографий читать не интересно, можете залезть
вот сюда guy-gomel.livejournal.com/516091.html. Здесь фотографии, снятые человеком, который приехал повидать город после двадцатилетнего отсутствия. Человек просто приехал и снимал, что было ему интересно.