Часосло́в - книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного круга.
Получила своё название от службы часов - богослужений и молитвословия, освящающих определённое время суток. В православной церкви ежедневных служб шесть. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.
Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV - XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.«Великолепный часослов герцога Беррийского» был заказан герцогом Жаном Беррийским миниатюристам братьям Лимбургам в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти трёх художников и их заказчика в 1416 году ( Предположительно все они умерли от эпидемии чумы ). Из 129 миниатюр рукописи при братьях Лимбургах выполнено 65.
Часослов был дополнен в календарной части анонимным мастером в 1440—1450-х годах (предположительно Бартоломей ван Эйк). Остальные миниатюры созданы только в 1485-1489 годах, по-видимому, Жаном Коломбом. Таким образом, создание манускрипта (с перерывами) заняло около 80 лет.
Январь.
читать дальше
Это период посвящен людям, родившимся под знаком Козерога(вверху слева) и под знаком Водолея(справа).Главным образом это период презентов и подарков, обычаев 17-18 вв, которые устарели и полностью вышли из моды. Жан де Бери представлен внизу справа, в прекрасном голубом одеянии(платье).Герцог де Бери представлен в меховой шапке и одет в широкий голубой плащ с поднятым воротом.Эта картина представляет собой пиршество, организованное в 1410-1416 годах братьями Лимбур. В этот знаменательный день Де Бери приглашал гостей и своих приближенных, которые являлись в нему, а позади герцога висела табличка с золотой надписью: «приходите-приходите»(приближайтесь, приближйатесь).И это была привелегия людей, приходивших к герцогу,плативших за это деньги и приподносивших подарки своему господину и защитнику.Трое из братьев Лимбург также представлены на картине: Поль в красной шапке, загнутой за уши;его фигура отчасти скрыта за телом второго брата, а третий представлен выше. Поблизости находится золотой корабль, эмблемой которого являются медведь и лебедь.
Приобретённый герцогом Омальским в 1856 году,часослов хранится в его замке Шантийи (в настоящее время — музей Конде. Поместье и находящееся в нём собрание произведений искусства были переданы герцогом французскому государству, с условием того, что экспонаты музея никогда не должены покидать пределов Шантийи.
Главную ценность часослова составляют миниатюры Календаря года, изображающие занятия людей в разные месяцы.
Часословы часто содержали календарь, но иллюстрации цикла «Времена года» в данном манускрипте оказались новаторскими с точки зрения своей направленности, тематики, избранных тем для изображения, композиции, а также художественного и технического исполнения. Большинство из этих иллюстраций изображает на заднем плане какой-нибудь из замков герцога Беррийского, а на первом — множество деталей, атрибутов и обычных занятий на данное время года, начиная от парадного обеда герцога и заканчивая дрессированными свиньями, ищущими жёлуди. Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой, на которой изображена солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря Они построены по одной схеме: сверху, в полукруге, показаны знаки Зодиака, соответствующие тому или иному месяцу. Ниже – прямоугольные миниатюры с различными сценами.
Февраль
Эта миниатюра была создана между 1438-1442 гг. неизвестным художником со двора Шарля 7.Она была посвящена месяцу февралю,а именно суровой жизни крестьян в зимнее время.На переднем плане мы видем женщину и двух молодых людей, согревающихся при помощи огня.Большое значение автор этой картины придает снегу, на фоне которого мы видим всю ясность долгого, тяжелого зимнего дня.Следы на снегу, тяжелый шаг(походка) крестьянина,пар изо рта людей, – все это демонстрирует трудности крестьянской жизни и полностью отражает творчество Брейгеля.
Март
Март.
На картине изображены первые работы крестьян в году: время посева и вспахивания.Данный сюжет, возможно, был задуман Полем де Лимбуром, а воспроизведен неизвестным живописцем где-то в 1440. На заднем плане мы видим прекрасный замок Люзинян ( Château de Lusignan), (находится в регионе Пуату-Шарант), одну из резиденций герцога Де бери(после его смерти эта резиденция становится собственностью Жана де Турена);дальше видно пуатвинскую башню, с которой сбегает фея Мелюзина и часовую башню.Следует заметить, что присутствие башен на полотне подчеркивает их могущественность и их символическое значение.
.
Апрель
Апрель.
Приход весны олицетворяет веру в новую жизнь. Трава зеленеет и на переднем плане можно увидеть только что образовавшуюся пару влюбленных, которые обмениваются кольцами в присутствии своих родных и близких. Замок Дурдан ( Château de Dourdan. ) является вторым владением герцога Де Бери.Эта картина, написанная братьями Лимбур между 1410-1416гг. представляет собой декор весеннего ренессанса(возрождения), сцену венчания герцога Шарля Орлеана и прекрасной Арманяк, внучкой Жана де Бери. В честь такого праздничного события Шарль воспел ее в одной из своих песен. Замок подле которого происходит действие возможно не является владением герцога де Бери, так как он мог принадлежать герцогу Орлеану. У подножия замка течет река Орж, справа находится парк с небольшим зданием и фруктовым садом, окруженный стеной.
Май
Май
Эта сцена представлена братьями Лимбур и освещает праздник 1-го мая, который являлся днем любви. В полночь все жители города приходили в лес. И город становился так называемым «храмом счастья». А ранним утром горожане, «вооружившись» цветами, ветвями деревьев, гладиолусами устанавливали в каждом доме майское дерево: такие деревья были на подоконниках, балконах, а хозяева сажали их в землю чтобы прославить этот торжественный день. Всадник-граф Клермон, Жан де Бурбон, а дама – его третья супруга, Мари де Бери, дочь герцога Бери. Присутствие эмблем на конской сбруе, золотые кольца(круги), замок острова Сите в Париже, – все это позволяет окунуться в атмосфере настоящего праздника
.
Июнь
Июнь.
Датируемая 1440 годом, эта картина, написанная одним из художников при Шарле 7, является противопоставлением предыдущей картины. На ней изображен тяжелый труд крестьян во время царских праздников. Но как и на последней картине мы можем увидеть Королевский дворец Сите (Palais de la Cité ), а точнее его крышу. Слева направо мы можем наблюдать башню Бонбека, Аржана и Цезаря, Часовую башню, галерею Святого Луи, башню Монтморенси и, наконец ,и Святую часовню ( Sainte Chapelle),.
Июль
Июль
В полях, окруженных водой и деревьями, жнецы срезают зерно серпом. Но само зерно еще не связано в снопы. На полях растут васильки и маки–самосейки. Знаменитый замок Пуатье ( Palace of Poitiers. ) (построенный в конце 14 века), владение герцога Де Бери, останется его поместьем до его смерти в 1416 году
Август
Август.
Сцена изображения августа, написана кистью братьев Лимбур между 1410-1416 гг. первый план картины иллюстрирует дворянскую страсть к охоте на дичь, на крупную хищную птицу, такую как, например ястреб,пищей которого является -журавль, лебедь, водоплавающая птица, утка. Из-за своей ловкости ястреб являлся для дворян символом хорошего обучения, воспитания, мужества, храбрости. В те времена ястреба преподносили как подарок в знак дружбы или любви. Начало охоты. На коричневом коне – всадник, держащий ястреба в руке. – это без сомнения герцог Де Бери. На втором плане обнаженные люди купаются в водах реки Жуин. На заднем плане возвышается замок Этамп ( Château d'Étampes. ) , который герцог Де Бери завоевал в 1400 году.
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Данная картина походит на изображение месяца октября. Обе они написаны кистью одного и того же художника, изображены на левом берегу сены, неподалеку от отеля Нестль. Но в отличие от картины июня, где персонажи смотрят на восток, здесь внимание персонажей устремлено на Лувр ( Louvre. ) , восстановленным Шарлем 5.В центре донжон(главная башня замка), затем, справа налево находится башня Гранильного искусства, и башня с большой часовней.На берегу реки Сены прогуливаются люди, одетые в мрачные, ничем не отличающиеся друг от друга одежды, характерные для 15 века.
Ноябрь
Ноябрь
Эта картина за исключением тимпана полностью принадлежит Жану Коломбу, который жил в конце 15 века. Можно подумать. что речь идет о крестьянине со двора Савуа: замок и деревня сливаются со скалами, река протекает между синеющих гор. Картина представляет собой деревенский пейзаж: сбор желудей. Стадо свиней пасется в дубовом лесу. Тимпаны картин с 12-ю месяцами были написаны кистями братьев Лимбур. В первый полукруге представлен мужчина, сидящий в повозке, запряженную двумя лошадьми. Человек держит в руках светящее солнце. Следующий полукруг содержит знаки зодиака ноября: скорпиона и стрельца.
Декабрь
Декабрь
Эта картина, напоминающая творчество Жиованино де Грасси, является шедевром неизвестного художника, жившего в 1438-1442гг. Позади густого и прекрасного леса с могущественными деревьями, виднеется вдалеке главная башня Винсентского леса, который представлял огромную ценность во времена Шарля 5. В 14 веке, башня начала приобретать внешний вид замка: высота стен и форма башни олицетворяли величественную мощь хозяина этой башни, говорили о его несметных богатствах. Этот замок Шарля 5 ( Château de Vincennes. ) ,где он довольно часто любил пребывать, символизирует физическую и моральную силу своего обладателя.Картина представляет собой псовую охоту
текст описаний миниатюр отсюда
The Anatomical Zodiac Man
чистилище
Источник:
Часослов
- Здесь рассказ о часослове, братьях Лимург и много иллюстраций
- Très Riches Heures du Duc de Berry
-LABORS OF THE MONTHS FROM THE TRÈS RICHES HEURES
- Великолепный часослов герцога Беррийского
Получила своё название от службы часов - богослужений и молитвословия, освящающих определённое время суток. В православной церкви ежедневных служб шесть. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.
Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV - XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.«Великолепный часослов герцога Беррийского» был заказан герцогом Жаном Беррийским миниатюристам братьям Лимбургам в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти трёх художников и их заказчика в 1416 году ( Предположительно все они умерли от эпидемии чумы ). Из 129 миниатюр рукописи при братьях Лимбургах выполнено 65.
Часослов был дополнен в календарной части анонимным мастером в 1440—1450-х годах (предположительно Бартоломей ван Эйк). Остальные миниатюры созданы только в 1485-1489 годах, по-видимому, Жаном Коломбом. Таким образом, создание манускрипта (с перерывами) заняло около 80 лет.
Январь.
читать дальше
Это период посвящен людям, родившимся под знаком Козерога(вверху слева) и под знаком Водолея(справа).Главным образом это период презентов и подарков, обычаев 17-18 вв, которые устарели и полностью вышли из моды. Жан де Бери представлен внизу справа, в прекрасном голубом одеянии(платье).Герцог де Бери представлен в меховой шапке и одет в широкий голубой плащ с поднятым воротом.Эта картина представляет собой пиршество, организованное в 1410-1416 годах братьями Лимбур. В этот знаменательный день Де Бери приглашал гостей и своих приближенных, которые являлись в нему, а позади герцога висела табличка с золотой надписью: «приходите-приходите»(приближайтесь, приближйатесь).И это была привелегия людей, приходивших к герцогу,плативших за это деньги и приподносивших подарки своему господину и защитнику.Трое из братьев Лимбург также представлены на картине: Поль в красной шапке, загнутой за уши;его фигура отчасти скрыта за телом второго брата, а третий представлен выше. Поблизости находится золотой корабль, эмблемой которого являются медведь и лебедь.
Приобретённый герцогом Омальским в 1856 году,часослов хранится в его замке Шантийи (в настоящее время — музей Конде. Поместье и находящееся в нём собрание произведений искусства были переданы герцогом французскому государству, с условием того, что экспонаты музея никогда не должены покидать пределов Шантийи.
Главную ценность часослова составляют миниатюры Календаря года, изображающие занятия людей в разные месяцы.
Часословы часто содержали календарь, но иллюстрации цикла «Времена года» в данном манускрипте оказались новаторскими с точки зрения своей направленности, тематики, избранных тем для изображения, композиции, а также художественного и технического исполнения. Большинство из этих иллюстраций изображает на заднем плане какой-нибудь из замков герцога Беррийского, а на первом — множество деталей, атрибутов и обычных занятий на данное время года, начиная от парадного обеда герцога и заканчивая дрессированными свиньями, ищущими жёлуди. Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой, на которой изображена солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря Они построены по одной схеме: сверху, в полукруге, показаны знаки Зодиака, соответствующие тому или иному месяцу. Ниже – прямоугольные миниатюры с различными сценами.
Февраль
Эта миниатюра была создана между 1438-1442 гг. неизвестным художником со двора Шарля 7.Она была посвящена месяцу февралю,а именно суровой жизни крестьян в зимнее время.На переднем плане мы видем женщину и двух молодых людей, согревающихся при помощи огня.Большое значение автор этой картины придает снегу, на фоне которого мы видим всю ясность долгого, тяжелого зимнего дня.Следы на снегу, тяжелый шаг(походка) крестьянина,пар изо рта людей, – все это демонстрирует трудности крестьянской жизни и полностью отражает творчество Брейгеля.
Март
Март.
На картине изображены первые работы крестьян в году: время посева и вспахивания.Данный сюжет, возможно, был задуман Полем де Лимбуром, а воспроизведен неизвестным живописцем где-то в 1440. На заднем плане мы видим прекрасный замок Люзинян ( Château de Lusignan), (находится в регионе Пуату-Шарант), одну из резиденций герцога Де бери(после его смерти эта резиденция становится собственностью Жана де Турена);дальше видно пуатвинскую башню, с которой сбегает фея Мелюзина и часовую башню.Следует заметить, что присутствие башен на полотне подчеркивает их могущественность и их символическое значение.
.
Апрель
Апрель.
Приход весны олицетворяет веру в новую жизнь. Трава зеленеет и на переднем плане можно увидеть только что образовавшуюся пару влюбленных, которые обмениваются кольцами в присутствии своих родных и близких. Замок Дурдан ( Château de Dourdan. ) является вторым владением герцога Де Бери.Эта картина, написанная братьями Лимбур между 1410-1416гг. представляет собой декор весеннего ренессанса(возрождения), сцену венчания герцога Шарля Орлеана и прекрасной Арманяк, внучкой Жана де Бери. В честь такого праздничного события Шарль воспел ее в одной из своих песен. Замок подле которого происходит действие возможно не является владением герцога де Бери, так как он мог принадлежать герцогу Орлеану. У подножия замка течет река Орж, справа находится парк с небольшим зданием и фруктовым садом, окруженный стеной.
Май
Май
Эта сцена представлена братьями Лимбур и освещает праздник 1-го мая, который являлся днем любви. В полночь все жители города приходили в лес. И город становился так называемым «храмом счастья». А ранним утром горожане, «вооружившись» цветами, ветвями деревьев, гладиолусами устанавливали в каждом доме майское дерево: такие деревья были на подоконниках, балконах, а хозяева сажали их в землю чтобы прославить этот торжественный день. Всадник-граф Клермон, Жан де Бурбон, а дама – его третья супруга, Мари де Бери, дочь герцога Бери. Присутствие эмблем на конской сбруе, золотые кольца(круги), замок острова Сите в Париже, – все это позволяет окунуться в атмосфере настоящего праздника
.
Июнь
Июнь.
Датируемая 1440 годом, эта картина, написанная одним из художников при Шарле 7, является противопоставлением предыдущей картины. На ней изображен тяжелый труд крестьян во время царских праздников. Но как и на последней картине мы можем увидеть Королевский дворец Сите (Palais de la Cité ), а точнее его крышу. Слева направо мы можем наблюдать башню Бонбека, Аржана и Цезаря, Часовую башню, галерею Святого Луи, башню Монтморенси и, наконец ,и Святую часовню ( Sainte Chapelle),.
Июль
Июль
В полях, окруженных водой и деревьями, жнецы срезают зерно серпом. Но само зерно еще не связано в снопы. На полях растут васильки и маки–самосейки. Знаменитый замок Пуатье ( Palace of Poitiers. ) (построенный в конце 14 века), владение герцога Де Бери, останется его поместьем до его смерти в 1416 году
Август
Август.
Сцена изображения августа, написана кистью братьев Лимбур между 1410-1416 гг. первый план картины иллюстрирует дворянскую страсть к охоте на дичь, на крупную хищную птицу, такую как, например ястреб,пищей которого является -журавль, лебедь, водоплавающая птица, утка. Из-за своей ловкости ястреб являлся для дворян символом хорошего обучения, воспитания, мужества, храбрости. В те времена ястреба преподносили как подарок в знак дружбы или любви. Начало охоты. На коричневом коне – всадник, держащий ястреба в руке. – это без сомнения герцог Де Бери. На втором плане обнаженные люди купаются в водах реки Жуин. На заднем плане возвышается замок Этамп ( Château d'Étampes. ) , который герцог Де Бери завоевал в 1400 году.
Сентябрь
Сентябрь
Картина была написана не сразу, а точнее за два периода: первая часть(небо и замок) была написана в середине15 века (1438-1442 гг) во времена Рене Данжу; вторая часть(сбор винограда) была нарисована Жаном Коломбом. Сначала был выбран общий фон картины, затем персонажи и, наконец, лица героев. На втором плане виден замок Сомюр ( Château de Saumur. ) , построенный Луи 2. Присутствие замка объясняется важной ролью мадам Йоланд(тещей Шарля 7, женой Луи 2) имевшей место в первое время правления Шарля 7.
Октябрь
Октябрь
Данная картина походит на изображение месяца октября. Обе они написаны кистью одного и того же художника, изображены на левом берегу сены, неподалеку от отеля Нестль. Но в отличие от картины июня, где персонажи смотрят на восток, здесь внимание персонажей устремлено на Лувр ( Louvre. ) , восстановленным Шарлем 5.В центре донжон(главная башня замка), затем, справа налево находится башня Гранильного искусства, и башня с большой часовней.На берегу реки Сены прогуливаются люди, одетые в мрачные, ничем не отличающиеся друг от друга одежды, характерные для 15 века.
Ноябрь
Ноябрь
Эта картина за исключением тимпана полностью принадлежит Жану Коломбу, который жил в конце 15 века. Можно подумать. что речь идет о крестьянине со двора Савуа: замок и деревня сливаются со скалами, река протекает между синеющих гор. Картина представляет собой деревенский пейзаж: сбор желудей. Стадо свиней пасется в дубовом лесу. Тимпаны картин с 12-ю месяцами были написаны кистями братьев Лимбур. В первый полукруге представлен мужчина, сидящий в повозке, запряженную двумя лошадьми. Человек держит в руках светящее солнце. Следующий полукруг содержит знаки зодиака ноября: скорпиона и стрельца.
Декабрь
Декабрь
Эта картина, напоминающая творчество Жиованино де Грасси, является шедевром неизвестного художника, жившего в 1438-1442гг. Позади густого и прекрасного леса с могущественными деревьями, виднеется вдалеке главная башня Винсентского леса, который представлял огромную ценность во времена Шарля 5. В 14 веке, башня начала приобретать внешний вид замка: высота стен и форма башни олицетворяли величественную мощь хозяина этой башни, говорили о его несметных богатствах. Этот замок Шарля 5 ( Château de Vincennes. ) ,где он довольно часто любил пребывать, символизирует физическую и моральную силу своего обладателя.Картина представляет собой псовую охоту
текст описаний миниатюр отсюда
The Anatomical Zodiac Man
чистилище
Источник:
Часослов
- Здесь рассказ о часослове, братьях Лимург и много иллюстраций
- Très Riches Heures du Duc de Berry
-LABORS OF THE MONTHS FROM THE TRÈS RICHES HEURES
- Великолепный часослов герцога Беррийского