Оригинал взят у в Криптоистория: Киев, 1738
...Россия воевала с Турцией, кампания обещала быть успешной. А тут ещё так совпало, что будущему супругу племянницы им­ператрицы Анны Иоанновны принцу Антону Ульриху Брауншвейгскому, пажом которого был Мюнхгаузен, срочно понадобились чины и награды. Так знаменитый барон оказался на юге России – в действующей армии.
В своих записках он сообщает о "походе против турок, который должен был вскоре начаться под предводительством графа Миниха". "Известный враль" и здесь не врет. Российскими войсками и вправду командовал генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф фон Миних, и Мюнхгаузен действительно воевал под его началом. Описывая свои воен­ные похождения, барон точен даже в деталях – упоминая о "тяжелых, но славных" похо­дах, он имеет ввиду вполне конкретные обстоятельства. Ведь первое же сражение, в кото­ром участвовал Мюнхгаузен – форсирование 100-тысячной русской армией реки Днестр (лето 1738 г.), – действительно завершилось крупной неудачей...
После провала днестровской операции армия отступила на зимние квартиры в Киев, который, по свидетельству киевского историка XVIII века Максима Берлинского, "всегда составлял зимнее пребывание фельдмаршала и его штата". Таким образом, зиму 1738-39 гг. 18-летний Мюнхгаузен провёл в столице Украины. Гарнизон располагался на Печерске: здесь находились военная администрация, комендатура, гауптвахта, арсенал, пороховые погреба, цейхгаузы, крепость.
Тогдашний Киев, конечно, сильно отличался от нынешнего. В городе проживало при­мерно 12 тыс. человек. На месте сегодняшнего Крещатика было Козье болото да овраги, поперек которых киевляне развешивали сети для ловли диких зверей, зато современная Почтовая площадь именовалась тогда Крещатиком. Киево-Печерская Лавра, разумеется, уже была, но ее Большая колокольня еще только строилась – Мюнхгаузен, кстати, мог на­блюдать за ее возведением.
Но главное развлечение в Киеве в ту зиму – это, безусловно, Крещенская ярмарка, еже­годно проходившая зимой на Подоле рядом с Киевской академией – первым высшим учебным заведением в Восточной Европе. Трудно представить, что Мюнхгаузен не посе­тил эту ярмарку. Кстати, историками пока что не отмечен прелюбопытнейший факт: в том же 1738 г. студентом Киевской академии стал 16-летний Григорий Сковорода – впоследствии выдающийся украинский философ. Таким образом, двух будущих знамени­тостей – барона и философа – разделяли на Подоле от силы метров 100, о чём оба, ясное дело, не догадывались...
(Станислав Цалик)