Оригинал взят у в "Орды святых над заветом разводят слякоть" (с)

Не в первый раз натыкаюсь на высказывание в том духе, что нельзя менять время повествования в произведении. Либо пиши все в прошедшем, либо все в настоящем. И никаких переходов на настоящее в особо экспрессивных сценах (или в наблюдаемых он-лайн), когда сцены менее экспрессивные той же книги пишутся (и неплохо смотрятся) в прошлом времени. Более того, есть радикалы, требующие настоящее время искоренить. Огнем и мечом! Ибо некошерно. Классики писали в прошедшем и нам завещали.

читать дальше Почему? - изумляетесь вы. Да уж так уж вот! - объясняют вам исчерпывающе. А заодно называют имя критика Нисхуяли, который категорически против использования настоящего времени в произведении. Даром, что этим грешили еще Чехов, Тэффи и Ремарк, ой, простите, вырвалось, это у меня газы эрудиция.

Вспомнилось, как gayya мне написала по поводу аццки пиздеццких ельфоимен, любимых МТА: не помню, где прочитала или услышала - "если у вас двух соседей одной деревни зовут Джон и Гидроталивиэль, значит, что-то не так". И я согласилась, что определенно не так. Но не обязательно с миром, который создает автор. Ведь Джон и эта Гидра-тали-виэль могут быть вполне объяснимой парой. Например, он - автомеханик, а она - бывшая королева местных ролевиков, остепенившаяся к сороковнику. Или он простой, но красивый деревенский долбак, укравший юную (не старше стольника) эльфодурочку из-под эльфийского холма. Или он король Иоанн Безземельный, то есть натурально, Джон, которого ведьма-фэйри околдовала, обморочила и внушила ему, что он обычный человек - дабы не погубил Британию окончательно, придурок. А теперь живет с ним, приглядывает. Жалеет и почти любит.

Как вы думаете, сколько можно накидать вариантов совмещения несовместимого? Пятизначного числа хватит или за миллион перевалим?

Так что если автор чувствует: ему треба поменять время, а значит, и темпо-ритм повествования, флаг ему в руки, пусть решает задачу всеми доступными средствами. И не надо искусственных ограничений типа "В романе можно, в рассказе нельзя, чем меньше объем, тем больше нельзя". Фигня. Перейти от прошлого к настоящему можно в соседних абзацах, а потом вернуться обратно. Посредством слов "И вот сижу я, пишу о том случае" - и всё, милые! Обоснуй таков, что его из пушки не убьешь, не то что из рогатки доморощенного критика с красивой фамилией Нисхуяли.

В искусстве не может быть табу, кроме одного - табу на бездарность и безграмотность. Обладателям последних двух нельзя давать в руки никаких приемов-сюжетов-стилей, они их портят. Как дворовый кобель может перепортить целую свору породистых сучек, да так, что хоть топи мамаш вместе с пометом.

Ну а запреты, каноны, заветы... Они нужны не для работы, а для молитвы. Если кому охота молиться или юродствовать - пусть его.

читать дальше