Сухогруз SS Fort Stikine
Около полудня 12 апреля 1944 г. в морской порт Бомбея прибыло ничем не примечательное английское грузовое судно «Форт-Стайкин». Пароход водоизмещением чуть больше 7000 тонн отшвартовался, как и другие морские суда, у пирса приливного док-бассейна «Виктория». Администрация порта не торопилась приступить к разгрузке прибывшего судна, и оно почти два дня простояло у пирса, храня в трюмах смертоносный груз.
читать дальше
- «Форт Стайкин» — одновинтовый пароход, работавший на угле, имел валовую вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132,3 метра, ширину 17,1 метра, максимальная скорость — 11 узлов. В первый рейс корабль вышел в мае 1942 года. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн (бомбы, снаряды, фальшфейеры, торпеды, мины, взрывчатка) встал на разгрузку у пирса № 1 Бомбейского порта. Также на борту корабля перевозилось 8700 тонн хлопка-сырца в кипах (так в книге «100 великих кораблекрушений». Возможно, речь идет о 8700 кипах хлопка). На борту была также сера и 128 слитков золота по 12,7 кг каждый общей стоимостью более 1 миллиона фунтов стерлингов.
Выходя в рейс из английского порта Биркенхед, капитан «Форт-Стайкина» получил инструкции о строжайшем соблюдении тайны перевозки военных грузов, что им педантично и выполнялось во время долгого морского пути. Судно без происшествий преодолело прибрежные воды Англии и просторы Атлантического океана, счастливо миновало встречи с «волчьей стаей» фашистских подводных лодок и самолетами.
В пакистанском порту Карачи в трюмы «Форт-Стайкина» было погружено много натурального каучука, хлопка в кипах и серы. В твиндеки поместили тщательно упакованный военный груз — 300 тонн тринитротолуола и 1395 тонн боеприпасов. Судно приняло на борт груз чистого золота в слитках: 155 слитков, каждый весом 22 килограмма, на общую сумму 5 миллионов долларов.
Расположение грузов на пароходе «Форт Стайкин»: а — продольный разрез
1 — взрывчатка класса «В» (162 т); 2 — взрывчатка класса «А» (168 т); 3 — боеприпасы (115 т); 4 — железо (3 т); 5 — 900 мешков с серой (325 т); 6 — кипы хлопка (1268 т); 7 — 4100 кип с хлопком (769 т); 8 — древесина (11557 шт. ); 9 — взрывчатка класса «С» (107 т); 10 — бочки со смазочным маслом (230 т); 11 —боеприпасы и взрывчатка (628 т); 12 — 2164 кипы с хлопком (405 т); 13—1776 мешков риса; 14 — зерно в мешках; 15— 1045 кип хлопка (405 т); 16 — древесина (12300 шт);
б — поперечный разрез по трюму №2
1, 2 — взрывчатка; 3 — железо (3 т); 4 — древесина (463 т); 5 — 4100 кип хлопка; б—боеприпасы и взрывчатка.
Из Карачи «Форт-Стайкин», нашпигованный горючим грузом и взрывчаткой, прибыл в Бомбей, в порту которого либо по халатности администрации, либо в целях маскировки он был отшвартован как обыкновенное грузовое судно, не представляющее опасности.
- Утром 12 апреля Ф. С. отшвартовался в порту. Через сутки началась разгрузка. На борту был груз «особой срочности» (хлопок и взрывчатка), который надо было разгружать немедленно. Но к взрывчатке приступили лишь к полудню, хлопок же не трогали вообще. Кроме того, половина докеров занималась другими грузами, например, рыбными удобрениями и металлоломом.
- Через сутки весь металлолом был выгружен, кроме одного куска весом в 3 тонны, для которого требовался кран. Кусок лежал на штабелях досок, а под ними были кипы хлопка. Хлопок, пожароопасный сам по себе, имеет еще одно коварное свойство: при увлажнении он выделяет водород, и повышается температура.
Распоряжение о разгрузке поступило только утром 14 апреля. Докеры не придерживались определенного порядка, выгружали из трюма № 2 тринитротолуол, кипы пакистанского хлопка, ящики с боеприпасами. Кипы хлопка и натуральный каучук лежали внизу трюмных помещений, поверх их были уложены взрывчатые вещества и боеприпасы. Необходимых мер предосторожности при разгрузке трюмов не соблюдалось, так как докерам не сообщили о характере грузов.
Схема швартовки судов в порту Бомбея до взрыва
В 12 часов дня в порту начался обеденный перерыв, работы по разгрузке судна были приостановлены и возобновились только в 13 часов 30 минут.
- 14 апреля в 12:30 один из матросов с соседнего парохода «Иран» заметил струйку дыма из трюма № 2 «Форт Стайкина». В это же время дым увидели моряки с других судов. Через час дым заметил и помощник инспектора бомбейской пожарной команды Критчел. Однако они не стали никому сигнализировать, рассудив, что на Ф. С. работают люди, и если они не поднимают тревогу, значит, все в порядке.
В 14 часов 16 минут диспетчер пожарной охраны порта получил по телефону от вахтенного помощника капитана «Форт-Стайкина» сообщение о пожаре в трюме. О характере груза на горящем судне в пожарной охране порта не было известно, дополнительных постов в месте проведения разгрузочных работ не выставлялось. Диспетчер на основании телефонного сообщения выслал, согласно установленному порядку, два пожарных автонасоса, которые через 7 минут прибыли на место происшествия. Из трюма парохода выбивался серо-черный дым. Попытки экипажа судна самостоятельно ликвидировать очаг пожара ни к чему не привели.
- На самом Ф. С. долгое время ничего не замечали. Наконец, один из грузчиков увидел дым и доложил офицерам. Команда принялась тушить пожар своими силами, задействовав пожарные насосы. На берегу аварийная пожарная бригада запустила передвижную установку. Командир этой бригады был прекрасно осведомлен о характере груза и приказал своему помощнику передать в диспетчерскую т. н. «сообщение № 2» (особо опасный пожар). Помощник, однако, до диспетчерской не дозвонился, а включил электрический пожарный колокол. По инструкции, звон этого колокола означал обычный пожар. В результате на Ф. С. отправились только две пожарные команды, в 14:16.
Прибывшие пожарные машины были быстро установлены на водоисточники и начали подавать воду в трюм. Через некоторое время к месту пожара прибыл полковник Сандлер — англичанин, занимавший пост начальника пожарной охраны Бомбейского порта. Капитан парохода «Форт-Стайкин» сообщил ему обстоятельства возникновения пожара: после обеда индийские докеры обнаружили в трюме тлеющие кипы хлопка; по мнению моряка, причиной пожара могла быть брошенная сигарета или самовозгорание хлопка. Остается неизвестным, поставил ли капитан «Форт-Стайкина» в известность пожарных о наличии в трюмах парохода тринитротолуола, боеприпасов, а также о необходимости вывода судов из дока и эвакуации людей с пирса. Скорее всего, нет, так как обстоятельства дальнейшего хода тушения пожара показали, что пожарные не представляли себе степень опасности начавшегося пожара. К тому же надо отметить, что их тактические действия носили малоквалифицированный характер, не на высоте оказался и полковник Сандлер, как руководитель тушения пожара.
Высокая температура и концентрация в трюме едкого дыма помешали пожарным, не имеющим изолирующих противогазов, проникнуть глубоко в трюм, чтобы обнаружить и подавить очаг горения в начальной стадии его развития. От пожарных машин две мощные струи воды подавались прямо в открытые люки горящего трюма, как принято говорить, «по дыму». Такая примитивная тактика тушения пожара не могла принести успеха. По неписаному правилу, которого очень строго придерживаются пожарные большинства стран мира, воду из ствола можно подавать лишь в том случае, если ствольщик вышел на боевую позицию и хорошо видит очаг огня. Недопустимо лить воду в дым, не видя пламени. Это все равно, что стрелять из ружья по цели, не видя ее.
- Пожарные прибыли на место через 8 мин. и занялись тушением. «Сообщение № 2» все же было отправлено, и скоро к Ф. С. подкатило еще 8 пожарных расчетов. Они стали заливать трюмы водой. Чуть позже прибыло несколько пожарных судов. А вот крана, который мог бы поднять злополучный кусок металлолома и позволить людям тушить огонь более эффективно, так и не нашлось.
Здесь следует сказать несколько слов о специфике механизма горения волокнистых материалов. Спрессованный в кипы хлопок обладает способностью водоотталкивания и поэтому очень плохо смачивается водой. Попадая на спрессованную кипу, вода сбивает пламя только на ее внешней поверхности, но не проникает в толщу хлопка и не ликвидирует там скрытые очаги горения или тления. Поэтому при пожарах спрессованные кипы приходится разбивать, растаскивать и обильно проливать водой каждый клочок хлопка. Это очень трудоемкая работа.
Существует и другой, более совершенный метод тушения горящих кип и бунтов волокнистых материалов (хлопка, пеньки, джута, льна, кенафа). Он заключается в том, что в воду, подаваемую пожарными машинами, вводят специальные химические вещества — смачиватели. Добавление смачивателя резко повышает огнетушащие свойства воды. Дозированная смачивателем вода свободно проникает внутрь спрессованных горящих кип, быстро и надёжно прекращая горение.
- Потоки воды лились в трюмы, но, похоже, огонь только усиливался. Без нескольких минут три один из участков борта раскалился настолько, что на нем стала лопаться краска. Несомненно, там был очаг пожара. Если бы кусок борта был вырезан и на очаг направлены все помпы, возможно, катастрофы удалось бы избежать. Но неисправной оказалась сначала одна, потом вторая газорезательная установка.
У полковника Сандлера оставался единственный шанс избежать надвигающейся катастрофы: полностью прекратить тушение пожара, удалить всех людей и пожарные машины с пирса, приказать капитану «Форт- Стайкина» затопить обреченный на гибель пароход или вывести его из порта на внешний рейд. На это полковник Сандлер не решился, он еще надеялся затопить водой злосчастный трюм и ликвидировать пожар.
- На причалах собралась большая толпа зевак. И никому не пришло в голову предупредить окружающих серией коротких гудков или вывешенными сигнальными флагами об опасном грузе на Ф. С.
Непонятно поведение капитана «Форт-Стайкина». Ведь он знал о смертоносном грузе в горящем трюме и, будучи лицом, ответственным за безопасность судна, должен был осуществить необходимые действия по предотвращению катастрофы. Проявила преступное легкомыслие и администрация порта; хотя ей из предъявленных капитаном судовых документов был хорошо известен перечень важных и опасных грузов, находившихся в трюмах «Форт-Стайкина», она не приняла мер к отбуксировке судов от пирса и оповещению работающих в порту о надвигающейся опасности.
...А время шло, близилась развязка. Пожар усиливался, вокруг судна закипела вода, от раскаленных бортов парохода поднимался пар, коробилась краска, на борту ширились темно-красные и вишневые пятна. В 15 часов 45 минут из трюма «Форт-Стайкина» с гулом взметнулись ввысь языки красного пламени, заклубился маслянисто-черный дым, который обычно сопровождает горение каучука. Гул в трюме нарастал, начала вибрировать палуба. Испуганная команда бросила пароход и опрометью устремилась к воротам порта. Одни пожарные остались на боевых позициях, продолжая выполнять свой долг.
Несмотря на видимые признаки пожара на пароходе «Форт-Стайкин», жизнь в порту Бомбея шла своим чередом: докеры-индусы продолжали разгружать соседние суда, слышался грохот лебедок и скрежет подъемных кранов, на рейде сновали катера и лодки, буксиры тащили тяжелогруженые лихтеры. Безмятежно синела даль океана. Никто не подозревал, что приближается катастрофа.
- Первые ящики со взрывчаткой загорелись в 15:40. В 15:50 капитан Найсмит приказал покинуть судно членам экипажа. В 16:06 прогремел взрыв. От взрыва образовалась приливная волна такой силы, что корабль «Джалампада» водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше одного из складов, высота которого была 17 метров. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.
В 16 часов 6 минут чудовищный взрыв потряс порт и город — это взлетел на воздух «Форт-Стайкин». В мгновение разнесенное на части судно исчезло в дыму и пламени. Взрывная волна прокатилась по всей территории порта, сокрушая все на своем пути. Погибли все находившиеся на палубе парохода и на пирсе, в том числе и пожарные. Взрыв исковеркал и обратил в кучу лома пожарные машины. В результате взрыва судно разломилось на несколько частей, уцелевшая кормовая часть погрузилась на грунт док-бассейна, в ее трюмах осталось около 800 тонн боеприпасов. В 16 часов 33 минуты последовал еще более мощный взрыв кормовой части парохода. Новая взрывная волна завершила опустошения, причиненные первым взрывом.
Последствия взрывов были ужасными. В результате поднятых ими двух гигантских волн в акватории порта, а также непосредственно в док-бассейнах «Виктория» и «Принц» было потоплено, разбито и сильно повреждено более 50 крупных судов. Отшвартованный по корме «Форт-Стайкина» английский грузовой пароход «Джапаланда» вместимостью 4000 тонн взрывом выбросило на крышу склада. Слитки золота в дальнейшем находили в городе на расстоянии многих километров от порта.
Схема Бомбейского порта после взрыва
Территория порта, дороги и проезды оказались заваленными обрушившимися зданиями, грудами камня, искореженным металлом. Разрушению подверглись пирсы и доки, большое количество портовых складов с хлопком, зерном, военной техникой. К опустошительным разрушениям прибавились массовые пожары. Взрыв разметал мешки с грузом, каучук, раскаленные металлические части парохода, тлеющую серу, горящие кипы хлопка в радиусе около километра, создав много очагов пожаров на территории порта и в Бомбее. В порту запылало 12 судов.
Работники порта бегут от пожара
Спасла Бомбей всеобщая, поголовная мобилизация. В течение трех суток солдаты, моряки и мирные жители боролись за свой город, создавая «мертвую зону» — обрисовав кольцо вокруг порта, шириной полкилометра. В полосе разрыва пришлось взорвать все здания и сооружения, ограничив таким образом пожар пределами порта. Как правило, этот метод борьбы с пожарами в населенных пунктах не применяется, за исключением случаев использования взрывчатки для создания минерализованных полос при лесных пожарах. Массовые взрывы, примененные в Бомбее военными властями для борьбы с пожаром, оправдывались чрезвычайными обстоятельствами, и в первую очередь отсутствием пожарной техники, значительная часть которой вышла из строя при взрыве. Три дня над горящим портом висела темная дымная туча. Активных мер к тушению портовых сооружений не принималось, да и необходимых сил для этого не имелось.
Дым над Бомбеем после взрыва на Fort Stikine
.И все равно, последний источник огня был полностью потушен только через три недели после взрыва «Форта Стайкина».
Разрушения после взрыва. Железнодорожная ветка
Позже, на одной из улиц Бомбея, примерно в километре от акватории порта, была обнаружена паровая установка рокового судна. Трехтонный якорь «Форта Стайкина» был заброшен взрывом в открытое море и там потопил рыбацкое суденышко. Вскоре, в разных местах обнаружились и другие части корабля. Оставался открытым один вопрос: куда делось 155 слитков золота, которое так и не успели выгрузить?
Разрушения после взрыва. Территория порта
Через несколько дней после трагедии в Бомбей издалека пришел старик сапожник и сдал в полицию один золотой слиток. Этот слиток, перелетев через несколько холмов, пробил крышу хижины сапожника и вонзился в пол. Когда старик хотел взять его в руки, тот оказался так раскален, что оставил на его ладонях сильные ожоги. Этот золотой кирпич был единственным, обнаруженным после взрыва. Все остальное золото исчезло.
Разрушения после взрыва. Корабли в порту
Происшедшая в дни второй мировой войны катастрофа в порту Бомбея не вызвала в мире большого резонанса и давно стала достоянием истории. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек, 42 человека лишились конечностей. Тело капитана Найсмита так и не нашли. Экономические потери были астрономическими. Огонь поглотил 55 тысяч тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества. Почти одна квадратная миля городских кварталов была уничтожена. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Погибло 4 крупных корабля; множество мелких; десятки автомобилей. Серьёзно пострадали корабли «Иран», «Норе трейдер», «Род эль Фараг», «Эмпайр индус», «Ченьон», «Джалавиджайя», «Кингьян», «Барода», «Форт Кревье», «Грациоза». Потери понесла железнодорожная инфраструктура.
Разрушения после взрыва. Железная дорога
В то время комиссия под председательством сэра Леонарда Стоуна, главного судьи Верховного суда в Бомбее, опубликовала свой отчет, в котором перечислила главные причины катастрофы. Их было пять, вот они:
1. Состояние войны, из-за которого в доках стояли суда, груженные взрывчаткой и боеприпасами.
2. Неправильная загрузка «Форт Стайкина» в Карачи, вследствие чего хлопок был погружен над боеприпасами и под ними.
3. Случайное загорание хлопка в нижнем трюме №2.
4. Нерасторопность присутствующих при этом властей, которые не только не оценили серьезности ситуации, но во время пожара не предприняли энергичных мер для того, чтобы потушить его или принять альтернативные действия для избежания катастрофы.
5. Отсутствие на пожаре централизованного руководства, имеющего полномочия отдавать высшие приказы и координировать деятельность различных властей и соответствующих служб.
Среди причин также были названы: задержка в вызове пожарной команды города; отсутствие исправной газорезки, что не позволило в нужный момент вырезать отверстие в борту аварийного корабля; оставление открытыми люков №4 и 5 после возникновения пожара в трюме №2, что привело к пожару в трюме №4, где находились взрывчатые вещества.
Кроме того, были признаны неправильными действия полиции, которая не предупредила расположенные в гавани корабли и суда о надвигающейся катастрофе. Наконец, было отмечено отсутствие оповещательной сигнализации, с помощью которой можно было очистить пристань от скопившихся на ней людей.
Наиболее вероятной причиной возникновения пожара, по признанию официальных кругов Великобритании, явилось возгорание хлопка от непотушенной сигареты.
Оригинал взят у в Форт Стайкин - взрыв в порту Бомбея, 14 апреля 1944 года
Дополнено из Вики, darkgrot.ru , и chronoton.ru