… От небыли и до были
пролегли километры, равнины и высохшие моря,
злоба минных полей и пустыни живого страха.
Снова чертова вращающаяся земля
обрывается где-то в области Рейхенбаха.
Esteldeirdre
Ты спишь и видишь меня во сне,
Я для тебя – лишь тень на стене.
Настало время выйти вовне,
Так выходи на порог.
Канцлер Ги
пролегли километры, равнины и высохшие моря,
злоба минных полей и пустыни живого страха.
Снова чертова вращающаяся земля
обрывается где-то в области Рейхенбаха.
Esteldeirdre
Ты спишь и видишь меня во сне,
Я для тебя – лишь тень на стене.
Настало время выйти вовне,
Так выходи на порог.
Канцлер Ги
Перелистала второй сезон и убедилась, что, сколько ни смотри «Шерлока», всех смыслов не исчерпаешь и «единственного ответа» на его шарады не найдешь. Но вот некоторые зарисовки сделать… можно попробовать. К примеру, мне давно хотелось поговорить об отношениях Шерлока и Мориарти, и почему не сейчас?
Оставлю в стороне классические трактовки «герой – антагонист», потому что они, во-первых, очевидны, а во-вторых, уже только ленивый их не обсуждал. Меня интересуют немного другие вещи.То самое Рейхенбахское падение, которое у них одно на двоих, и из которого ни один живым не выходит.
читать дальшеЯ не ошиблась. Именно так. После Райхенбахского падения умирают и Шерлок, и Мориарти, слова Джона о том, что Шерлока больше нет – чистая правда, но только умирают они по-разному и с разными результатами. И вот тут есть о чем поразмышлять.
Начну, пожалуй, издалека. Довольно часто мне приходится слышать в разных дискуссиях и читать в комментариях, что Мориарти безумен, холоден, нарциссичен и в то же время – хорошо разбирается в людях и умеет виртуозно ими манипулировать. Все это так, но вот есть здесь несколько моментов, которые не совсем точно ложатся в мозаику.
Дело в том, что для меня, например, с самого начала история противостояния Шерлока и Мориарти, как и все действия, которые совершают оба героя, укладываются не столько в схему манипулирования, сколько в схему «ухаживание, преследование, одержимость и отказ». Мориарти, гениальный, странный, социопатичный, бешеный, действительно, безумный – совершенно одинок. Не как Шерлок – который имеет свой собственный круг друзей и близких, ворчащих, что он невыносим, и все-таки готовых порвать за него. А именно в смысле полного и тотального одиночества. Вокруг – чужие, слабые и скучные, неспособные занять его сколько-нибудь важным делом, вечно предсказуемые и обыденные в своих мелких чувствах и убогих страстях. Все известно наперед, все очевидно, все отрепетировано, как сцена в старом спектакле. В начале – скука и в конце – «такая хроническая…» Шерлок – как луч света, он неожидан, дерзок, упрям, у него мозг работает на таких скоростях, какие обычным людям не снились, и у Мориарти в буквальном смысле загораются глаза.
На протяжении нескольких серий мы видим, как злодей-консультант (какое очаровательное подражание, очевидная подколка для Шерлока) в буквальном смысле ухаживает за главным героем. Начиная с кроссовок Карла Пауэрса в «Большой игре» и заканчивая грандиозной сценой в Тауэре, очевидно посвященной Шерлоку как музе, противнику и партнеру по танцу. Дуэль на крыше госпиталя – кульминация. Здесь им предстоит окончательно выяснить отношения и понять, кто чего стоит.
Я предвижу здесь вопросы, которые я сама задавала себе, когда смотрела эти серии и размышляла обо всем, что увидела – «почему?» Зачем Мориарти вся эта история и почему он так отчаянно тянется к Шерлоку? Зачем такие сложные игры, такие бурные страсти, такие откровенные выпады («я тебе сердце выжгу» – а просто убить недостаточно)? А все потому, что Мориарти влюблен. Не в сексуальном смысле – который, кстати, стал отличным сигнификатором и классной «упаковкой» для энергий, однозначно считанных фикрайтерами в оригинальном тексте сериала, и запустил целую серию историй любви Шерлока и его Тени. Тут я немного отступлю от темы и отмечу, что не стоит недооценивать труд авторов фанфиков, как и их произведения, какими бы абсурдными они ни были или ни казались. Фикрайтеры практически всегда безошибочно «ловят» ключевую эмоцию. Каким образом они ее перерабатывают и сами для себя интерпретируют – другой вопрос. Но как… диагносты они безупречны.
Мориарти влюблен в смысле «you are me», единственном, доступном его нарциссической личности, и реализуемом как рука, протянутая, чтобы схватить. Другое дело, что схватить Шерлока не так-то просто, и несколькими изящными преступлениями его не возьмешь. История с Ирен Адлер – это уже открытое соблазнение, правда, чужими руками, во-первых, потому что сам пока не готов открыться (и, разумеется, ждет, что Шерлок считает послание), а во-вторых, потому что это и месть также. Что-то в сцене у бассейна убедило Мориарти в том, что ответ Шерлока – «нет», вполне однозначное и окончательное. Немыслимо для нарциссической личности – партия проиграна, он отвергнут. Тогда он решает уничтожить Шерлока, чтобы вместе с ним унитожить свой проигрыш – вполне логично для подобного характера, не умеющего отличить ситуацию от человека, чувства от ситуации и собственные эмоции от чужой реальности. Дальше весь «Райхенбах» об этом.
Смотрите внимательно. В чем основная суть серии о противостоянии Шерлока и Мориарти? Какое ключевое послание? Падение. Мориарти важно не просто уничтожить Шерлока, не просто убить его или даже помучить – он хочет обесценить его, сбросить с пьедестала, растоптать. Хочет, чтобы все вокруг увидели, как мелок этот «великий детектив» и присоединились к его собственному презрению, к его триумфу, подтвердив – да, Мориарти – чистая душа (очаровательный Ричард Брук), которую Шерлок захватил в свои сети и использовал. Тогда, возможно, он и сам сможет поверить в то, что Шерлок обычный человек, такой же, как и все вокруг…
Но Шерлок другой. Противостояние на крыше играет разными гранями, вспыхивает и затухает, взлетает до небес истеричными нотами и мягко шепчет в самое ухо, и в перекрестье взглядов Мориарти видит – не то, что Шерлок такой, как он, а как раз, что Шерлок совершенно из другого мира. И более того, он в этом своем мире, по определению, – победитель. Мориарти бегал за Шерлоком три серии, измышлял коварные комбинации, водил кругами, подбрасывал сложные задачки, оскорблял («virgin», шантажировал, провоцировал. Ничего не сработало. Тогда он вытащил козырь из рукава и… открылся. Полностью, резко, окончательно и бесповоротно. И увидев в глазах Шерлока все тот же ответ, возненавидел себя, сильно, горько, по-нарциссьи – за то, что так глупо признался, так откровенно играл и так нелепо оказался унижен предметом своей страсти. Слова «если ты сейчас не прыгнешь с крыши, я убью твоих друзей», – это жест отчаяния, больше месть, чем угроза. Несмотря на то, что угроза тоже есть, и вполне реальная. Но главное все-таки, месть и иррациональное, безумное желание проверить – а прыгнет? И в тот момент, когда понимает, видит в глазах Шерлока – что да, прыгнет, он проигрывает. Спрашивают, почему застрелился Мориарти. Да вот поэтому. Потому что увидел, что Шерлок – это человек, готовый ради своих друзей умереть, потерять все, отдать самого себя – и стать этим богаче. В то время как сам Мориарти этого не может, а еще: нет никого, кто сделал бы это для него. В каком-то смысле, возможно, пришел конец тому Шерлоку, которого Мориарти видел с самого начала и которого любил, хотел привлечь на свою сторону, или хотя бы качественно испортить. Оказалось, все зря – это совершенно другой человек (нытье «you are ordinary…» – одновременно игра на нервах, попытка подразнить и мольба «Будь таким, как я хочу, протестуй, разгневайся, скажи, что ты не обычный! Пусть для тебя быть не таким, как все, окажется важнее реальных чувств и реальных людей!». Человек, который – а для нарцисса это катастрофа – обладает тем, чего у него нет. И, скорее всего, никогда не будет. Тогда Мориарти умирает физически и хотя бы так мстит своему врагу. А вот Шерлок…
Как часто мне приходилось слышать, что Шерлок – нарцисс, социопат (последнее – даже от самого Шерлока), человек, которому чужды чувства и привязанности, чуть ли не машина без признаков Homo sapiens. Но «Райхенбахское падение» опровергает все это от начала и до конца. Во-первых, ни один нарцисс никогда не пожертвует собой ради других. Более того, таких, ради которых можно пожертвовать, у него нет. Не предусмотрена такая опция. Он и хотел бы, может быть, но та часть, которая у человека отвечает за создание связей (не обладания, не случайных пересечений, не эмоциональной зависимости, не садомазохистической пары, не привлечения пешек для использования, а именно связей), здесь отсутствует. Пресловутая внутренняя пустота, на которой делают акцент большинство специалистов, работающие с нарциссическими расстройствами личности, зияет на месте того, что у других людей создает возможность рождать, развивать и поддерживать отношения. В такую пустоту, что ни упадет – станет фетишем и центром Вселенной, особенно, если столь многое в той пустоте ранее растворилось и было обесценено («они все такие обычные…». И тогда возникает одержимость: «Шерлок… Шерлок… Шерлок…» Все остатки собственной незрелой личности в буквальном смысле «закачиваются» в другого человека, не оставляя ему места для самого себя: нарцисс украл это место для своего трона и короны на уникальной голове. Смотрите: у Шерлока есть друзья, люди, которые видят его каждый день, таким, каков он есть, с его правдой и притворством, странностями и милыми чертами, с его шутками и печалью, с его «шерлоковатостью», со всем тем, что они обожают и ненавидят одновременно, и что составляет суть и ядро их связи. У Шерлока есть семья.
У Мориарти есть только преступный синдикат. Сеть криминальных личностей и организаций, которой он управляет, дергая за ниточки, и от которой он тоже безумно устал, потому что она не дает главного – любви. Нарциссу нужно очень много любви, безусловной любви, безоглядной любви, обожествляющей любви. Иначе он неизбежно проваливается в ощущение собственной ничтожности. И пусть любят «от противного», ненавидя, как самое мерзкое существо во Вселенной, но ведь «самое»! А, значит, он добился своей цели.
Думаю, Шерлок раньше или позже также переболел подобными страстями, и многое для себя понял. Сознавая свою отличность от других, свою исключительность и свое одиночество, он, безусловно, должен был пройти через этап искреннего ощущения и веры в то, что все идиоты, один он в белом. Но вот в чем штука: Шерлок на этом этапе не остановился. И, возможно, ему самому это до конца не было ясно, пока вспышка ярости и боли на крыше госпиталя святого Варфоломея не показала ему: он действительно умрет ради этих людей. Игра это или нет, выкрутится он с прыжком, однозначно, спланированным заранее, или нет, но он – готов – прыгнуть. По-настоящему. И это его трансформация. Смерть не в физическом смысле, хоть она прекрасно метафоризирована через имитацию смерти и последующее воскрешение в финальном кадре, а в глубинном, внутреннем смысле – перестать ощущать себя прежним и стать совсем другим.
И еще – для него это способ отпустить свое отражение. Старая история о Тени, которая должна знать свое место, но узнает его только вместе со своим хозяином, который также перестает претендовать на него. Пока хочешь занять трон, пока сражаешься за корону и переставляешь фигуры по доске – Тень всегда в выигрыше, потому что мука и смятение сражения – ее стихия. Но стоит тебе понять, что сделай еще несколько шагов, пройди по этой дороге чуть дальше, и ты станешь в точности Джимом Мориарти, как две капли воды, сверкающих в Райхенбахском водопаде, ты делаешь другой выбор. И Тень исчезает. Потому что она была твоим порождением, кипением твоего страха, твоим нежеланием признать, что есть люди и вещи, которые способны причинить тебе боль и сделать тебя счастливым. Ты приземляешься в буквальном смысле – становясь обычным земным человеком, не королем и не самым лучшим детективом в мире, а просто – самим собой. Так красиво и так естественно.
Мы находимся в преддверии очень интересного сезона. Сезона, в котором нас ждет обыкновенный Шерлок. Я хочу это увидеть.
P.S. Я понимаю, что тема пересмотрена, перечитана и переосмыслена миллионы раз и, наверняка, то, о чем я здесь говорю, в сообществе под разными углами уже обсуждалось. Но мне показалось важным рассмотреть это вот так еще раз На истину я не претендую, спойлеров не видела, ориентируюсь исключительно на текст первого и второго сезона "Шерлока".