В последнее лето многие исследователи Американского Музея Естественной Истории проводили свои изыскания среди индейцев Арапахо, проживающих на территории Оклахомы. Некоторые результаты этих исследований представлены в нижеследующем документе.
Индейцы Арапахо относятся к алгонкинской языковой группе, а их культура относится к культуре равнинных индейцев.
При исследовании искусства первобытных племен мира, основным выражением декоративных украшений и упрощённых живописных конструкций, являются геометрические орнаменты. То же самое наблюдается среди Арапахо. То, что визуально определяется как декоративное отображение, является реалистичным и представляет собой живописное отражение действительности. Это же подтверждают и слова самих индейцев.
Первобытное изобразительное искусство, отставив в сторону свой декоративный аспект, состоит из воспроизведения нескольких характерных особенностей объекта, который автор хочет показать.
При этом прослеживаются две тенденции вызывающие изменения этого положения.
Первая – поиск наиболее верного отражения природы, что приводит к максимально подражательным и реалистичным отображениям.
Вторая – преувеличение характерных и придумывание дополнительных черт, что приводит в развитию символизма в изобразительном искусстве.
Первая тенденция развивается в то искусство, каким мы знаем его. Вторая, в конечном счете, развивается в письменность.
При исследовании искусства первобытных племен мира, основным выражением декоративных украшений и упрощённых живописных конструкций, являются геометрические орнаменты. То же самое наблюдается среди Арапахо. То, что визуально определяется как декоративное отображение, является реалистичным и представляет собой живописное отражение действительности. Это же подтверждают и слова самих индейцев.
Первобытное изобразительное искусство, отставив в сторону свой декоративный аспект, состоит из воспроизведения нескольких характерных особенностей объекта, который автор хочет показать.
При этом прослеживаются две тенденции вызывающие изменения этого положения.
Первая – поиск наиболее верного отражения природы, что приводит к максимально подражательным и реалистичным отображениям.
Вторая – преувеличение характерных и придумывание дополнительных черт, что приводит в развитию символизма в изобразительном искусстве.
Первая тенденция развивается в то искусство, каким мы знаем его. Вторая, в конечном счете, развивается в письменность.
Именно символизм наиболее сильно проявляется в искусстве Арапахо и именно эти проявления являются темой нашей статьи.
читать дальше
Основным способом выражения этого символического искусства стали вышивка бисером, иглами дикобраза, нитками; резьба, барельефы и живопись. Очень слабое выражение получил символизм в керамике, ткачестве и скульптуре.
По своему внешнему виду, искусство Арапахо близко напоминает искусство Сиу.
Для обсуждения символизма искусства Арапахо, будет удобней классифицировать символы как изображения животных, растений, природы, предметов изготовленных человеком и абстрактных идей.
Дизайн с использованием изображений животных вообще считается преобладающим у всех примитивных народов. У Арапахо он так же встречается в изобилии, но ни в коем случае не является доминирующим.
Самым ожидаемым символом можно считать бизона, так как с ним связаны практически все средства к существованию индейца. Это так, но у Арапахо изображения данного животного редки. В упрощённом виде бизон представлен в виде прямоугольника закрашенного сплошным цветом (рис.1). При детальном изучении становится понятно, что этот символ совпадает с символами Земли и Изобилия и это совпадение, очевидно, и является причиной столь редкого использования данного обозначения как символа животного.
Изображение птиц, Птицы-Грома или орла (рис.2) и ворона (рис.3). Они представляются в таком же виде как на наших серебряных монетах. Головы либо повёрнуты в сторону, либо вытянуты вперёд. Образ Птицы-Грома символизируется исходящими из глаз птицы молниями, в то время как линии от клюва или хвоста обозначают дождь, который она вызывает.
Черепаха представлена в виде пяти небольших квадратов, расположенных в шахматном порядке (рис.4), или в виде прямоугольника с двумя выступами (рис.5).
На поясах, кожаных лентах или повязках изображали змею (рис.6).
На мокасинах чаще всего размещали символы сороконожки (рис.7,8), рака или скорпиона («краб» (рис.9), стрекозы (рис.10), гусеницы (рис.11), личинки или жука (рис.12), паука (рис.13).
В живописи и резьбе животные встречаются в более реалистичном изображении - бизон, черепаха, ласка, лисица, олень, антилопа, рыба, ворон, Птица-Грома, сорока, летучая мышь, утка и другие. Хотя все эти изображения можно рассматривать как символы с большим допущением. В большей степени это – пиктограммы.
Отдельные части тел животных и человека встречаются редко. Сердце изображается в виде треугольника (рис. 14, 15).
Изображения мозга и глаз (рис.16), встречающиеся на головных уборах в виде головы бизона, представлены в виде плетёной полоски из кукурузных листьев, с пришитыми по краям петлями. Этот символ очень редкий и используются в основном в качестве повязки на голову.
Сердце и лёгкие (рис.17) представлены в виде двух неравнобедренных треугольников и одного равнобедренного треугольника соединённые вершинами.
Шахматный дизайн (квадраты, поочерёдно заполненные бисером) часто используемый на мокасинах, представляет собой отображение содержимого кишечника бизона.
Ромбовидные символы, часто встречающиеся на парфлешах, являются пупком и глазом (возможно за счёт его красного контура и жёлтого заполнения) (Рис.19).
Рука (рис.20) встречается на мячах, вследствие того, что бросает их.
Одним из наиболее часто встречающихся символов является след бизона. Изображается он в виде полосы (рис.21) или ряда разноцветных полос (рис.22). Иногда этот символ усложняется поперечными полосами других цветов (рис.23).
Этим же рисунком обозначается след на земле от перетаскиваемого жилья, когда лагерь снимается и переезжает на другое место. Поперечные линии в таком случае обозначают овраги, которые должны быть преодолены или места привалов. Беготня детей отображается в виде ряда широких линий, проходящих через подножия мокасин ребёнка. Линии под солнцем или утренней звездой также обозначают их путь (как они поднимаются).
Следы бизонов представляются линией квадратиков внутри более широкой полосы (рис.24).
Маленькие чёрные квадраты, выстроенные в линию, обозначают следы кролика на снегу (рис.25).
Следы копыт лося и антилопы показываются с помощью двух неравнобедренных треугольников, соединённых в одной вершине. Лосиные следы (рис. 26) показаны треугольниками так, что на одной линии находятся их длинные стороны, а у следов антилопы на одной линии находятся кратчайшие стороны треугольников (рис.27).
Следы лошадей отражены в виде подков (рис.28).
Медвежьи следы показываются в виде прямоугольников, открытые стороны которых опущены вниз, что указывает на когти (рис. 29).
Арапахо использовали небольшие сумки (paint-bag) в которых держали свою краску для тела. Эти сумки, как правило, делались в виде животных, таких как бобр (рис.30), рыба (рис.31), ящерица (рис.32), лягушка (рис.33). Сумка открывается как бы через пасть животного и завязывается двумя ремешками (условно, передние лапы сумки-животного). Всё «тело» животного украшалось рисунками и вышивкой. Зачастую эти сумки расшивались символами тех животных, чью форму имели. Таким образом, мы видим рёбра (рис.34), рисунок хвоста бобра (рис. 35), четыре треугольника изображающих лягушку и еду в ней (рис.36), рисунок на шкуре ящерицы (рис.37) и т.д. Эти символы являются сложными, разноцветными и зачастую их значение менялось от местоположения на теле животного.
Иногда по краям мешочка пришивалась бахрома, которая символизировала траву, в которой животное сидит. Например, лягушка (рис.33); бисерная вышивка на сумке-бобре показывает запруды по ходу потока, плотины и бобровые хатки (рис.38).
Следует добавить, что не всегда сумки для красок по форме напоминают животного, но именно они интересны своей адаптацией животных объектов в прикладных предметах.
Кстати, подобные адаптации общая черта многих племён.
Орнаменты, изображающие растения, как и у большинства первобытных племён, представлены грубо и приближённо. Деревья представлены простейшими символами (рис.39). В некоторых рисунках, подобный символ обозначает только кедр, а лиственные деревья обозначаются с дополнительными листиками на концах ветвей (рис.40). Трава обозначается короткими прямыми линиями под различными углами друг к другу (рис.41), как и бахрома на сумке для краски (рис.33), а грибы – в виде треугольников с единым стеблем (рис.42).
Неживая природа даёт большее разнообразие и количество символов. Солнце изображается в виде простейшего круга (рис.43), луна в виде горизонтального полумесяца (рис.44, 45). И каждый из этих символов используется с дополнительными элементами. Солнечные лучи представляются в виде прямых линий, отходящих от солнца (рис. 46, 47, 48). Подобное представление также отображается и другими материалами. Во время танца солнца или церемонии мескаль, солнце символизируется бахромой оленьей кожи.
Радуга изображается в виде разноцветных кругов вокруг солнца (рис.49) или в виде параллельных синих, красных и жёлтых полос (рис.50).
Символ молнии – зигзаг или волнистые линии, часто выходящие из глаз Птицы-Грома. Часто изображается в виде двух, трёх и четырёх линий разного цвета (рис.51, 52). Одна из самых сложных конструкций изображения молнии – широкие жёлтые полосы с красными краями (рис.53).
Как уже говорилось выше, дождь обозначается прямой линией отходящей от символа (например, Птицы-Грома) (рис.53), в виде ремешков или бахромы, прикреплённых к предмету. Белые бусины или бисер на концах бахромы и ремешков обозначает град.
Утреннюю звезду традиционно изображают в виде кресте, но иногда и в виде нескольких линий пересекающихся в центре. Вид креста может варьироваться от двух пересекающихся линий (рис.55), до мальтийского креста (рис.56) или производных его формы (рис.57, 58). Кресты обычно многоцветны.
Перпендикулярная линия под крестом обозначает восходящую звезду (рис.59), горизонтальная линия под крестом или в контакте с ним обозначает горизонт, над которым он начинает расти, говоря нам о рассвете (рис.60). Две короткие полоски по обе стороны от креста говорят о мерцании звезды (рис.61).
Достаточно часто звезда представляется в виде ромба или нескольких разноцветных ромбов друг в друге (рис.62) в бисерной вышивке и в виде пятиконечной звезды (рис.63) в резьбе и живописи.
Шесть ромбов, соединённых линией отражённые на подошвах мокасинов, обозначают созвездие Корона (рис.64). Две белые полосы с несколькими цветными метками на них обозначают Млечный Путь (рис.65). Более упрощённая версия Млечного Пути встречается у Шайеннов (Cheyennes) и изображается в виде удлинённой буквы Y (рис.66).
Прочие звёзды на небе обозначались простыми символами в виде многоконечной звезды, точек или маленьких квадратов (рис.67, 68, 69).
Очень любопытный небольшой рисунок, состоящий из трёх квадратов (рис.70) представляет собой мерцающую звезду.
Своеобразно представлены облака (рис.71, 72). На рис. 73 облака показаны как тёмная область внутри радуги.
Для неба нет особых символов, кроме цвета. В редких случаях символами неба служат линии, но только с обязательным цветовым выделением. Традиционно небо отражается светло-голубым и тёмно-синим цветом, чёрным и жёлтыми цветами показываются солнечные лучи.
Поверхность земли, как правило, изображается зелёным цветом; осенняя – жёлтым и коричневым. Изображение земли как поверхности делается в виде горизонтальной линии соответствующего цвета (рис.74). Земля как планета во всеобъемлющем смысле изображается в виде заполненного цветом прямоугольника (рис.75) или полого прямоугольника (рис.76), который совмещается с другими рисунками.
Изображение Земли как космического символа (планеты) представляет собой кольцо с четырьмя равноудалёнными цветными метками (рис.77), которые иногда связаны друг с другом линиями (рис.78). Четыре эти метки обозначают стороны света. Подобный знак известен на всей территории Северной Америки от юга до севера.
Любопытное трёхцветное изображение (рис.79) представляет собой озеро. Розовый цвет указывает на берега из красной глины, чёрный цвет – воду, зелёный – взвешенный ил. Водные потоки и бобровые плотины (рис.38).
Длинные широкие линии, окаймляющие рисунки на парфлешах, образуя стороны прямоугольника, обычно обозначают землю или периметр лагеря, в редких случаях – реки (рис.80).
По сравнению с изображениями гор и холмов, изображений воды вообще очень мало
Горы чаще всего показаны в виде равнобедренного треугольника (рис. 81, 82) и его вариациях (рис.83, 84). Горы, в основном, покрыты снегом, но некоторые рисунки указывается и их скалистая часть (рис.85)
Горы, из-за которых приходят бизоны, изображаются с квадратами или крестами, обозначающими двери (рис.86, 87). Снег изображается белым, но иногда белый цвет это просто фон.
Четыре ветра представлены четырьмя волнистыми линиями разных цветов (рис.88). Вихрь изображается как на рисунке 89.
Ещё один часто встречающийся символ обозначает жилище (типи). Изображается он в виде равнобедренного треугольника (рис.90) и иногда равностороннего (рис.91). С небольшим перевёрнутым треугольником в вершине, представляющим собой шесты торчащие из типи (рис.92) или двумя треугольниками по краям вершины (рис.93), которые представляют собой вентиляционные клапана.
Более реалистичное изображение типи представлено на рисунке 94. При раскраске парфлешей символ типи (рис.95) окрашен в зелёные, жёлтые и красные цвета. Здесь зелёный означает землю, жёлтый - шкуры, из которых пошит типи и красный – огонь внутри. Небольшие удлинённые треугольники у основания, представляют собой колышки, которыми типи крепится к земле.
Размещенные на верху треугольника, маленькие перевёрнутые треугольники обозначают памятные знаки, груды камней на вершинах гор или подвешенные на палках бизоньи плащи, размещённые для молитв (рис.96).
Периметр лагеря иногда изображался прямоугольником, таким же, как знак земли (рис.76). Так же одним и тем же рисунком в виде комбинаций полос и поперечных линий изображаются как путь движения племени, так и путь миграции бизонов (рис.23).
Наконечники стел и копий изображаются в виде остроугольных треугольников (рис.97), прямоугольных треугольников (рис.98) или открытых углов (рис.99). Колючки (рис.100).
Лук (оружие) изображается в виде полосы (рис.101). В этом случае изображение лука определяется в большей степени по его положению на рисунке, чем по визуальной форме самого изображения. Более реалистичное изображение лука представлено на рисунке 102.
Так же у Арапахо встречаются символы абстрактных идей. Однако точные значения символов подобрать не легко, так как индейцы, способные объяснить их смысл, испытывали проблемы с точной интерпретацией арапахских слов на английский язык. И даже определения самых часто встречаемых символов довольно расплывчаты.
Одним из самых абстрактных и распространённых символов является так называемый «хиитени» (hiiteni). Этот символ обозначает изобилие и молитву о нём. Значения этого символа иногда значительно варьируются, а изображение остаётся неизменным – квадрат или прямоугольник. Это, как мы помним, также является символом Земли и бизона. Тесная связь между этими смыслами очевидно и отражает их близость и совпадение символов.
Этот символ никогда не бывает большим по размеру. Частным его видом являются квадрат (рис.103), прямоугольник (рис.104), трапеция (рис.105), ромб (рис.106) и квадрат с прямоугольником (рис.107). При использовании последнего варианта центральная его часть отличается по цвету от периметральной. Несколько рисунков, являющихся комбинацией этого символа, показаны на рисунках 108, 109 и 110. Гребнеобразный рисунок (рис.111) в одном из случаев представляет собой большое количество бизонов, но при этом не является «хиитени» (hiiteni).
Мысли (размышления, желания, молитвы) представлены линиями, либо параллельными, либо расположенными друг за другом (рис.112, 113). Иногда связка кожаных ремешков с перьями или небольшие круглые зеркала имеют тот же смысл. В одном из вариантов к связке ремешков были пришиты латунные бусины, оловянные цилиндры и конусы, и пучки окрашенного конского волоса – это всё обозначало достижение целей и благодарность за исполнение желаний (рис.114). Диалог или молитву обозначают в виде прямой линии (рис.115), символ того, что молитва была услышана, похож на стрелку (рис.116).
Сердце также изображается абстрактно. Четыре возраста человека или четыре периода жизни человека представлены в виде четырёх холмов, разделённых белыми полосами. Каждое разделение имеет равный интервал (рис.117). Символ в виде вытянутой буквы Y говорит о жизни человека, которая как одна линия до брака и как две, после (рис.118). Одна полоса так же может иметь смысл пути или добродетельной жизни. Четыре широких белых сектора круга с четырьмя узкими чёрными секторами, обозначают четыре поколения по сто лет каждый, из которых первый сектор обозначает момент сотворения мира, а четвёртый – сегодняшнее поколение (рис.119).
В вышеупомянутых символах число имеет важное значение, но только как дополнение к сути самой идеи символа.
Существуют же и отдельные символы, имеющие числовые значение со своим собственным смыслом. Например, четыре линии на поясе могли символизировать длительность танца – 4 дня. В другом случае количество линий на леггинах могло означать количество сосчитанных «ку» война.
Даже цвета используют для обозначения определённого числа.
Зелёные и жёлтые полосы или ремешки из оленьей кожи, пришитые к вещи несущей на себе символы брака, указывают на двойственность брачной жизни (муж и жена), без какого-либо соотношения цвета к мужу или жене. Параллельные чёрные, красные, жёлтые и белые линии, часто встречаемые на плащах и накидках из бизоньих шкур, указывают на четыре поколения, упомянутых выше.
Изображения человеческой фигуры в большей степени встречаются в живописи и резьбе, чем в вышивке (рис.120). Фигуры чаще всего изображаются в профиль. Женщина - в длинном платье (рис.121). Духи могут быть окрашены в чёрный цвет (рис.122) или представлены с серпом на голове (рис.123), но из этих правил бывают исключения. В некоторых случаях, серп заменяют на лук или перо (рис.124). Рисунки, символизирующие голову, выглядят как круги с линиями или точками, изображающими краску на лице (на лбу, щёках, подбородке) (рис.125, 126).
Христианский крест, воткнутый в землю и лошадиная подкова заполненная линиями (нимб), являются символами воскрешения (рис.127, 128).
Треугольники, расположенные на полукруглой полосе, обозначают участников церемонии мескаль, сидящих в палатке (рис.129). В другом случае, восемь маленькие треугольников внутри окружности (рис.130) обозначают рвоту, которую обычно оставляют участники церемонии за ночь. Палочки, используемые в играх для счёта, изображаются в виде линий вышитых бисером (рис.131). Два изображения на рисунках 132 и 133 являются символами паутины. На рисунке 134 показана курительная трубка.
Почти все орнаменты Арапахо цветные. Это естественно, так как цвет помогает реалистичности изображения, совпадая по цвету с изображаемым объектом. Порой, смысл рисунка можно понять только по цвету (рис.11, 50, 79, 85, 122). Когда цвет изображаемого предмета, по мнению индейца, неясен или не важен, то для изображения он выбирается случайным образом. Таким образом, у нас есть разноцветные бизоньи следы; синие следы антилопы; красные, чёрные, зелёные и жёлтые мысли; розовые, зелёные и синие бизоньи кишки и так далее. Следует помнить, что по заявлениям индейцев, они различают цвета звёзд, молнии и тому подобных объектов, которые нам представляются лишь в различных вариантах яркости. Индейцы, порой, используют цвет для выражения абстрактной идеи различия без какой-либо попытки реального представления. Тенденция использования цвета в изображениях используется не так же часто, как использование форм и единственной её целью является декоративная функция (т.е. не более чем условная).
Основные цвета так же имеют своё собственное значение, которое иногда не зависит от формы, к которой они применимы. Таким образом, мы имеем символы по форме и символы по цвету в одном и том же изображении, порой абсолютно независимые друг от друга.
Таким образом, зелёный – цвет земли, красный – цвет человечества (из-за цвета крови), жёлтый – дневной свет и иногда загробный мир, синий – небо, белый – снег, чёрный – ночь.
До сих пор, формы и символы описывались отдельно. Однако, как правило, они зачастую встречаются в комбинациях.
Отношения или связи между символами в таких сочетаниях могут быть трёх видов:
1. Связь может быть условной, закреплённой использованием.
2. Связь может быть неявной. Например, мокасины украшены символами земли, сердца и лёгких, стрекозы, гусеницы и звезды. В подобных случаях орнамент описывает сон или видение и это создаёт ассоциативную связь между несоответствующими друг другу символами.
3. Связь между символами может быть настолько тесной, что рисунок в целом может представлять собой какую-нибудь историю.
Пример такой связи представлен на рисунке 135, представляющем собой сумку расшитую бисером. Синий фон – небо; по небу летит Птица-Грома или орёл с красным сердцем и белыми крыльями и хвостом. Под птицей изображены жёлтые полосы молний, окаймлённые красным зигзагом или разветвлённой молнией. Треугольниками показаны вершины гор, на которых отдыхала птица, поднимаясь всё выше и выше. Под ними показан идущий дождь, наполняющий озеро в подножии этого рисунка. По краям показан белый снег из которого возникают горы. В верхней части сумки, где находится Птица-Грома, снега нет. Это означает, что там жарко.
Более простое изображение, но аналогичное по смыслу, можно найти на бисерной вышивке мокасин (рис.136). Длинная белая полоса – это дорога, на которой стоит бизон. Бизон изображён в виде зелёного прямоугольника. Поперечная полоса на конце вышивки – это лук охотника, а чёрные треугольники – это стрелы, которыми охотник стреляет в бизона.
Связанный или повествовательный символизм показан на медицинской цилиндрической сумке из кожи бизона. Изображение показано в развёрнутом виде на рисунке 137. Внизу, справа, изображена палатка для потения, в которой владелец сумки проводил обряд очищения перед началом поста для обретения сверхъестественной силы. Это изображение также представляет собой небольшой холм перед палаткой для потения, на котором лежит бизоний череп. Чуть выше него, в виде рыбьего хвоста изображена гора, на которой человек постился. Этот же орнамент обозначает и самого человека. Справа от него, в виде полумесяца изображён «покровитель» (солнце), который называется «тот, кто даёт свет». Основание или стебель этой фигуры представляет собой «информацию» (сверхъестественную силу), стекающую с этого существа к земле (горизонтальная линия). С левого края этого рисунка изображён этот же человек, но уже после получения информации и силы. Справа, в виде рыбьего хвоста изображена сама медицинская сумка. Однако сумка сделана из шкуры бизона, и её сверхъестественная сила состояла в основном в управлении бизонами, поэтому это же символ обозначает и бизона. Ещё ниже, слева, изображена палатка для потения, в которую ушёл человек после поста.
Отмечено, что символы земли, бизонов и молитвы об изобилии (хиитени) часто идентичны. Сходство между ними поразительно показано на рисунке 138. Всё это изображение является бизоном, стоящим на полпути между реалистичным отображением и простым прямоугольным символом. Легко различимы тело, голова, ноги и хвост. В тоже время весь этот рисунок называет «хиитени». Символы изобилия также отображены короткими линиями на концах ног; три линии по сторонам и одна небольшая вертикальная центральная линия, являются бизоньей тропой. Любопытно то, что они расположены не симметрично. Два прямоугольника в центре обозначают землю: внешний красный обозначает саму землю, внутренний зелёный обозначает траву. Создатель этого изображения не смог дать объяснения второй голове изображённой внизу бизона, объяснив лишь, что вся эта картина отображает его сон. Возможно, вторая голова изображает процесс рождения (прим. переводчика).
Таким образом, декоративное искусство Арапахо имеет сходство с системой пиктограмм североамериканских индейцев. Количество символов очень велико, некоторые из них выражают абстрактные связи между символами и могут рассказывать целые истории. Всё это говорит о развитии рисуночного письма.
В тоже время тут нет никакой реальной пиктографии. Символы не могут быть прочитаны однозначно. Один человек может догадаться о смысле рисунка, в полной мере не поняв его или даже не правильно истолковав.
В тоже время не следует забывать, что это искусство и основная его цель – декоративная. Символы настолько же декоративны, как и символичны. Они часто дублируются, создавая симметричный орнамент. В пиктографии такого нет. Некоторые изображения представляют собой повторения одного и того же символа. Другим декоративным приёмом, упоминаемым выше, является украшение предмета, представляющего собой животное. Порой смысл одного символа искажается для того, чтобы сделать его симметричным. Все эти приёмы декоративны по своей сути.
Все эти методы декоративного украшения используются в искусстве Арапахо в достаточной мере, чтобы указать на его декоративный характер. Повторяющиеся узоры встречаются редко (рис. 18, 23, 42). Искажения симметрии встречаются не часто, и они незначительны (рис.1, 5, 8, 10). Украшение предмета в виде животного ограничивается небольшим количеством сумок.
Отмечено, что символы земли, бизонов и молитвы об изобилии (хиитени) часто идентичны. Сходство между ними поразительно показано на рисунке 138. Всё это изображение является бизоном, стоящим на полпути между реалистичным отображением и простым прямоугольным символом. Легко различимы тело, голова, ноги и хвост. В тоже время весь этот рисунок называет «хиитени». Символы изобилия также отображены короткими линиями на концах ног; три линии по сторонам и одна небольшая вертикальная центральная линия, являются бизоньей тропой. Любопытно то, что они расположены не симметрично. Два прямоугольника в центре обозначают землю: внешний красный обозначает саму землю, внутренний зелёный обозначает траву. Создатель этого изображения не смог дать объяснения второй голове изображённой внизу бизона, объяснив лишь, что вся эта картина отображает его сон. Возможно, вторая голова изображает процесс рождения (прим. переводчика).
Таким образом, декоративное искусство Арапахо имеет сходство с системой пиктограмм североамериканских индейцев. Количество символов очень велико, некоторые из них выражают абстрактные связи между символами и могут рассказывать целые истории. Всё это говорит о развитии рисуночного письма.
В тоже время тут нет никакой реальной пиктографии. Символы не могут быть прочитаны однозначно. Один человек может догадаться о смысле рисунка, в полной мере не поняв его или даже не правильно истолковав.
В тоже время не следует забывать, что это искусство и основная его цель – декоративная. Символы настолько же декоративны, как и символичны. Они часто дублируются, создавая симметричный орнамент. В пиктографии такого нет. Некоторые изображения представляют собой повторения одного и того же символа. Другим декоративным приёмом, упоминаемым выше, является украшение предмета, представляющего собой животное. Порой смысл одного символа искажается для того, чтобы сделать его симметричным. Все эти приёмы декоративны по своей сути.
Все эти методы декоративного украшения используются в искусстве Арапахо в достаточной мере, чтобы указать на его декоративный характер. Повторяющиеся узоры встречаются редко (рис. 18, 23, 42). Искажения симметрии встречаются не часто, и они незначительны (рис.1, 5, 8, 10). Украшение предмета в виде животного ограничивается небольшим количеством сумок.
В заключение следует отметить, что искусству Арапахо присущи декоративно-символические тенденции, но символические наиболее развиты.
By ALFRED L. KROEBER.
Bulletin American Museum of Natural history.
April, 1900 г.