читать дальшеМы мир охраняем, покой бережем,
Мы ядерный хер куда хочешь воткнем...
(один из неофициальных гимнов РВСН)
Совершенно верно, это купе. А стационарный телефон на столике – потому что это купе в вагоне командного центра состава БЖРК – Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса.
читать дальше
С 1987 по 1994 год двенадцать таких поездов, каждый с тремя пусковыми установками для ядерных ракет, замаскированными под обычные вагоны-рефрижераторы (даже специалист не сразу мог их отличить вблизи от настоящих…
…а издали – например, с аэрофотоснимка – не мог и специалист), курсировали по железным дорогам страны, готовые нанести ответный удар из того места, где их застало время Ч. Ядерный армагеддон можно было начать поворотом вот этого ключа:
Точнее, одновременным поворотом двух ключей – с двух рядом расположенных пультов. У одного оператора еще может поехать крыша, но не у двух же сразу:
Внезапно мирный вагон-рефрижератор вцеплялся в соседние вагоны сошниками…
…расшоперивался на опорах, а из крыши выпрастывал специальную хреновину…
…предназначенную раздвигать и заземлять провода в случае наличия таковых. После чего крыша вагона откидывалась в сторону…
…и из недр его неудержимо вставал ребристый ствол-контейнер, таящий в себе тупоконечное орудие возмездия:
Тупоконечное – потому что ракета 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), хоть и была разработана специально для БЖРК, но в боевом положении в рефрижератор все-таки не влезала, так что головной обтекатель делался складным и коническую форму принимал уже в начале полета (попросту надувался):
Ракету выбрасывало из контейнера специальным зарядом, как из миномета, в воздухе она отклонялась в сторону (чтобы не спалить пусковой комплекс) с помощью порохового ускорителя, и только после этого врубался маршевый двигатель. Бдыщь:
На все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты отводилось три минуты.
Определить, где в данный момент находится "поезд смерти", находящийся на боевом дежурстве и, соответственно, накрыть его превентивным ударом, было затруднительно - БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.
Строго говоря, из каждых двух составов в определенный момент времени по стране курсировал один – другой находился на обслуживании. Четыре БЖРК базировались у нас под Бершетью в составе В/Ч № 54090 Пермь-76 (ныне – ЗАТО Звездный).
В рамках СНВ-2 в 2002 году дивизия была расформирована, а БЖРК списаны и утилизированы под наблюдением американцев – те даже запустили в контейнер негра, чтобы тот пощупал и убедился, что ракеты внутри нет:
Не стоит выставлять потерю БЖРК как дипломатическое поражение – на смену им пришли ПГРК, а сами комплексы кроме того что устарели (а "Молодцы" вообще изготавливались в Украине), так еще и при жизни обладали рядом недостатков. Впрочем, сейчас поговаривают о реинкарнации ракетных поездов, но уже с современными ракетами. Но так или иначе, а бывший ракетчик сегодня – работник музея 52-й Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого 2-й степени и Красной Звезды дивизии в Звездном:
Рабочее место… не помню, как называется должность. Что-то вроде коменданта поезда:
- здесь наш экскурсовод когда-то нес службу.
Музей расположен в бывшем командном бункере.
Там еще много интересного.
Помимо БЖРК, под Бершетью располагались установки шахтного базирования
а до них – БСП с МБР 8К84:
А еще раньше, в доракетную эру – учебный центр РККА
Через такой рукав заправляли ракеты топливом:
А что находится в этих цилиндрах, смотритель музея нам так и не сказал:
- видать, сказывалась привычка к секретности. Я потом узнал – всё оказалось прозаично! – но вам не скажу: порядок есть порядок.
Учебный КП:
…и Красная Кнопка:
…которая на самом деле останавливает запуск - а пуск производится так же, как и в БЖРК – поворотом ключей. Или вот, аппаратура связи:
Говорят, что при помощи вон того светло-коричневого шкафа можно полностью блокировать все радиопереговоры в пределах края… да много там интересного, много. Я, собственно, только про БЖРК хотел рассказать, да увлекся.
Сам же Звездный сегодня – классический городок с режимным прошлым, несколько кварталов среди леса, чистых, параллельных и перпендикулярных
Половина улиц переходит в "бетонки", уходящие в лес… Весной там еще покатаюсь, тогда расскажу.
Отдельное спасибо Бюро путешествий "Гира", благодаря которому состоялась эта экскурсия.
Мы ядерный хер куда хочешь воткнем...
(один из неофициальных гимнов РВСН)
Совершенно верно, это купе. А стационарный телефон на столике – потому что это купе в вагоне командного центра состава БЖРК – Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса.
читать дальше
С 1987 по 1994 год двенадцать таких поездов, каждый с тремя пусковыми установками для ядерных ракет, замаскированными под обычные вагоны-рефрижераторы (даже специалист не сразу мог их отличить вблизи от настоящих…
…а издали – например, с аэрофотоснимка – не мог и специалист), курсировали по железным дорогам страны, готовые нанести ответный удар из того места, где их застало время Ч. Ядерный армагеддон можно было начать поворотом вот этого ключа:
Точнее, одновременным поворотом двух ключей – с двух рядом расположенных пультов. У одного оператора еще может поехать крыша, но не у двух же сразу:
Внезапно мирный вагон-рефрижератор вцеплялся в соседние вагоны сошниками…
…расшоперивался на опорах, а из крыши выпрастывал специальную хреновину…
…предназначенную раздвигать и заземлять провода в случае наличия таковых. После чего крыша вагона откидывалась в сторону…
…и из недр его неудержимо вставал ребристый ствол-контейнер, таящий в себе тупоконечное орудие возмездия:
Тупоконечное – потому что ракета 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), хоть и была разработана специально для БЖРК, но в боевом положении в рефрижератор все-таки не влезала, так что головной обтекатель делался складным и коническую форму принимал уже в начале полета (попросту надувался):
Ракету выбрасывало из контейнера специальным зарядом, как из миномета, в воздухе она отклонялась в сторону (чтобы не спалить пусковой комплекс) с помощью порохового ускорителя, и только после этого врубался маршевый двигатель. Бдыщь:
На все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты отводилось три минуты.
Определить, где в данный момент находится "поезд смерти", находящийся на боевом дежурстве и, соответственно, накрыть его превентивным ударом, было затруднительно - БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.
Строго говоря, из каждых двух составов в определенный момент времени по стране курсировал один – другой находился на обслуживании. Четыре БЖРК базировались у нас под Бершетью в составе В/Ч № 54090 Пермь-76 (ныне – ЗАТО Звездный).
В рамках СНВ-2 в 2002 году дивизия была расформирована, а БЖРК списаны и утилизированы под наблюдением американцев – те даже запустили в контейнер негра, чтобы тот пощупал и убедился, что ракеты внутри нет:
Не стоит выставлять потерю БЖРК как дипломатическое поражение – на смену им пришли ПГРК, а сами комплексы кроме того что устарели (а "Молодцы" вообще изготавливались в Украине), так еще и при жизни обладали рядом недостатков. Впрочем, сейчас поговаривают о реинкарнации ракетных поездов, но уже с современными ракетами. Но так или иначе, а бывший ракетчик сегодня – работник музея 52-й Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого 2-й степени и Красной Звезды дивизии в Звездном:
Рабочее место… не помню, как называется должность. Что-то вроде коменданта поезда:
- здесь наш экскурсовод когда-то нес службу.
Музей расположен в бывшем командном бункере.
Там еще много интересного.
Помимо БЖРК, под Бершетью располагались установки шахтного базирования
а до них – БСП с МБР 8К84:
А еще раньше, в доракетную эру – учебный центр РККА
Через такой рукав заправляли ракеты топливом:
А что находится в этих цилиндрах, смотритель музея нам так и не сказал:
- видать, сказывалась привычка к секретности. Я потом узнал – всё оказалось прозаично! – но вам не скажу: порядок есть порядок.
Учебный КП:
…и Красная Кнопка:
…которая на самом деле останавливает запуск - а пуск производится так же, как и в БЖРК – поворотом ключей. Или вот, аппаратура связи:
Говорят, что при помощи вон того светло-коричневого шкафа можно полностью блокировать все радиопереговоры в пределах края… да много там интересного, много. Я, собственно, только про БЖРК хотел рассказать, да увлекся.
Сам же Звездный сегодня – классический городок с режимным прошлым, несколько кварталов среди леса, чистых, параллельных и перпендикулярных
Половина улиц переходит в "бетонки", уходящие в лес… Весной там еще покатаюсь, тогда расскажу.
Отдельное спасибо Бюро путешествий "Гира", благодаря которому состоялась эта экскурсия.