15.12.2013 в 15:32
Пишет Moraine:Снова о фанфикшене
А постою-ка я в белом плаще. Ну а что? Все стоят – почему мне нельзя? Тем более, такой повод порыться в чужих и собственных тараканах.
Вообще-то, получилось сумбурно. Но пока я все это строчила, то поняла, что тут такая мешанина проблем, что как только из этой кучи начинаешь осторожненько тянуть что-то одно, на тебя тут же с грохотом обрушивается все остальное.
Итак, заверте все еще в тот момент, когда я утащила один любопытный пост об очередном исследовании фанфиков. И дальше случилась БОЛЬ.
Долго и невнятноНебольшой оффтоп – вот чем мне нравятся буржуи, так это демократичным отношением. Есть некое явление – давайте его изучать. Оно свежее? Тем лучше! А не как наши заслуженные пофессорА бабушки и дедушки, которые ждут, чтобы со смерти автора прошло лет сто, а в идеале – двести, чтобы счесть его тексты достойными хоть быстрого взгляда. Да, я несколько утрирую, но примерно так оно и есть. Фамилия «Толкин» только недавно перестала вызывать зубовный скрежет и обмороки. А это был человек, оказавший огромнейшее влияние на всю современную литературу. Что же говорить про богомерзкий фанфикшн? Это ж низшее из низших, даже бульварная литература и то более… кстати, что – более? Нет, об этом давайте в другой раз.
Ладно, выныриваем из оффтопа.
Итак, БОЛЬ.
Заговорили тут мы о процессах в фанфиках, точнее – слэше. Автор исследования видел в нем смену чуть ли, не побоюсь этого слова, парадигмы, иную роль мужского персонажа и все дела. Я смотрела на вещи более цинично и приземлено, упомянув про мизогинию, членодевочек и гендерные отношения, с которыми явно не все в порядке. Да, такого в слэше пруд пруди. И затронула я ту проблему, что в слэше, хоть анатомически оба персонажа – мужчины, по сути, мы имеем дело с традиционной парой Мэ и Жо с сопутствующими гендерными ролями. И, собственно, снова подняла тот глубинный вопрос, в чем смысл в пришивании женскому по функциям и реакциям персонажу члена?
Тут один из членов дискуссии очень показательно обиделся и написал еще более показательный пост. Суть поста сводилась к тому, что якобы кому-то снова запрещают на что-то дрочить. И, что уже интереснее, какого черта все носятся с гендерным равенством в литературе? Типа всего этого хватает в реале. Что все компромиссы и сложности в отношениях – это, опять-таки, в реал. А вот в фанфиках можно оторваться.
Далее шло противопоставление показа равноправных отношений (в том числе и в М/М-паре) и адекватного представления роли женщин и получения наслаждения от самого текста. И вот тут-то я и прифигела. Далее еще сказали про эротичность объективизации. И тут я тоже немножечко прифигела.
Давайте сначала про объективизацию. Да, объективизация порой нужна, иначе у нас бы просто мозги не выдерживали. Я не (черт, как правильно сказать-то?) субъективизирую каждого прохожего. Глядя на фото голого мужика или женщины, я не размышляю, какой у них офигенно богатый внутренний мир. Я думаю, что у них классные пресс, попа, сиськи, подставить нужное. Однако мухи отдельно, а котлеты отдельно. То же фото – это миг времени, это статика. Текст же – это динамика. Текст подразумевает некое развитие. Тут мы, конечно, можем произнести магические буковки ПВП, который, по сути, текстовой вариант порнушного ролика. Но ведь те же фики ПВП не ограничиваются. Однако получается, в фанфикшене нам даже в тексте с сюжетом предлагают все свести к объективизации. То бишь герои должны оставаться статичны и не вызывать никакого сопереживания, потому что сопереживание подразумевает субъективизацию. Единственное, что они должны вызывать, – это фап. Да, тут можно вспомнить слово «кинк». Но про него давайте в другой раз. А, вот еще что. Герои могут годиться на то, что читатель подставил на их место себя. Да-да, здравствуй, Мэри, здравствуй, Марти! Такие фики, кстати, существуют в дичайшем количестве. И тут, кстати, цветет гет. Но, нужен ли такой гет, а? Вот тут еще можно начать говорить о сближении фанфикшена и нынешнего масслита.
Теперь давайте о равноправии и членодевках. Тут на память приходит даже не слэш, а именно яой – с его жестко закрепленными ролями и тем, что под уке-то, по хорошему, действительно подразумевается дама. Почему слэш популярнее гета? Мне кажется, в тезисе, что не хотят любимого героя отдавать другой женщине, есть некая сермяжная правда. (Я помню дикую ненависть в фендомах к девушкам главных героев.) Другой мужской персонаж, тоже любимый, кажется более приемлемым вариантом. Плюс еще один повод пофапать на пресс, попу и прочие мужские части тела. Удовольствие в квадрате, так сказать. Но стереотип отношений-то в голове сидит один, тот самый с Мэ и Жо. И фантазии развиваются в духе классического лавбургера. А в классическом лавбургере, действительно, ни о каком равноправии речи не идет, там все глубоко патриархально. А в фанфиках, как мы помним, еще и оторваться можно. Вот эта патриархальность и доводится до абсурда.
Действительно, равноправные отношения – это сложно. Это договоренности, это притирки друг к другу, это так или иначе раскрытие внутреннего мира и пресловутая субъективизация. Это не о фапе. И не имеет разницы, пишем ли мы про Мэ и Жо или Мэ и Мэ. В обоих случаях, как я уже сказала, это сложнее, чем последовать стандартной схемке, где у нас есть активный добивающийся персонаж и пассивный принимающий и подчиняющийся так или иначе персонаж. Ровненькая широкая дорожка.
Итак, у нас получается гремучая смесь из гендерных стереотипов, лавбургеров, некритичного отношения, объективизации и фапа. Короче, лютый трэш.
И это приправлено той мыслью, что все понарошку. Как сексуальная игра, когда с давним партнером изображают насильника и жертву, хотя на самом деле никто никого не насилует. Вот и тут – да, мы превращаем одного из героев в членодевку, мы его подавляем другим персонажем морально и даже физически (про это я чуть позже скажу), но понарошку. Мы же просто развлекаемся. И, кстати, имеем право.
Еще один оффтоп. Теперь вспомним тезис, что персонажи, как ни крути, всего лишь плод измышлений автора. От чужих фантазий им ни холодно, ни жарко. И вообще, мое любимое постмодернистское «Автор мертв». Но я вам не про «Не смейте трогать!» или «Они же живые!». Да пожалуйста – трогайте, даже убивайте, если у вас десфик. Я про мозговых слизней и тараканов, которые выползают из башки райтеров в том самом фанфикшене, потому что, как я уже сказала, мозги и самокритика не включаются вообще.
И вот этот момент с отключенными мозгами мне больше всего и не нравится. Я не верю в тезис: «Дайте мне подрочить в фанфикшене, а за серьезными темами я пойду в литературу» Чтение, пардон, говна, имеет тенденцию осаждать разум. И вы, ребята, лукавите. Не пойдете вы читать серьезные темы в серьезной литературе. Вы будете хотеть только фанфикшн, потому что вы к нему привыкли, у вас уже сознание только под него заточено. Да, вам всегда будет нужна та ровненькая широкая дорожка. Конец оффтопа.
Итак, что мы получаем? Фанфики демонстрируют все те же глубоко патриархальные стереотипы, даже во многом усиленные. Если мы берем сюжетные фики, то многие из них представляют по структуре все тот же лавбургер, суть которого – герои встретились, влюбились (активный партнер добился так или иначе пассивного), свадьба или ее аналог, forever after. То бишь сюжет вторичен, первична любовная линия.
Разумеется, есть вариации, всяческие дарки и прочие прелести, но именно исключений объективно мало.
Все это порождает вот еще какую проблему. Она снова уводит в некоторый оффтоп, но тезисно я должна ее проговорить. Назовем ее проблемой шаблонов. Масслит шаблонен: я про те же лавбургеры и, кстати, творения нынешних МТА, написанных, как под копирку. Фанфики тоже дико шаблонны. Интернет способствует тому, что, с одной стороны, все стараются юзать успешные стандартные модельки, чтобы получить фидбек, а с другой – любую удачную новинку тут же бросаются копировать. Причем это может касаться как чисто языковых и стилистических моментов (пресловутые описания секса или мода на псевдокрасивости), так и сюжетных ходов.
Но самое печальное следствие этих шаблонов связано с тем, что если мы сводим фики исключительно к дрочибельности, то вынуждены признать, что у каждого райтера (и читателя, кстати, тоже) ситуаций, на которые они дрочат (кинковых), ограниченное число. И вот появляются райтеры, которые бродят из фендома в фендом с этим ограниченным запасом любимых шаблончиков, находят персонажей, которые, на их взгляд, этим шаблонам соответствуют, и строчат фик. Потом меняют фендом и строчат фик. Опять меняют фендом и строчат фик. Да, все верно – фики будут отличаться только именами персонажей и, если повезет, антуражиком. Впрочем, если это пресловутый ПВП, антуражем можно не заморачиваться.
А теперь плавно перейдем к боли номер два, которая с проблемой шаблонов связана. Весь мой вопль первой половины поста (если вы все еще не забыли, о чем я вообще тут говорю) наслоился на один из процессов в фендоме Шингек, который, впрочем, характерен для любого фендома. И это – бурные аплодисменты, переходящие в овации – выбор персонажа на роль внутрифендомной шлюхи.
Для тех, кто в танке, поясняю. В любом фендоме есть персонаж, который в какой-то момент начинает играть вот эту печальную роль. Его кладут под всех. При этом у него даже может быть постоянный партнер, но этот партнер по воле райтера будет класть этого персонажа под других персонажей, бить, унижать, а райтер будет радостно на это причмокивать. Причем все происходящее порой неотделимо в сознании все того же райтера от глубоких чуйств.
Вот тут весь предшествующий абсурд доводится вообще до крайней точки. Некритичность мышления и объективизация устремляются в сияющие высоты.
Прелесть в том, что тут важна эта самая моделька отношений (ну да, тот шаблон, про который я говорила). Уже под нее подставляются выбранные в первоисточнике типажи. Разумеется, типажи эти либо не будут подходить вообще, либо будут подходить, но по сильно формальным признакам. Скажем, подчиненный – начальник. Окей, говорим мы, вот у нас в Шингеках есть прекрасная парочка Эрвин и Леви. Что, не подходят? Нет, подойдут!
И что у нас получается дальше.
Итак, Эрвин – человек с идеей-фикс, себе на уме и активное мужественное начало. А, еще он, как кто-то выразился, хитрожопый (это не комплимент, кстати). В общем, классический самЭц-семе. Причем можно еще дарк!семе. (То, что такого дарка сожрут собственные тараканы и он не в состоянии будет пять лет удачно руководить разведотрядом, оставим за кадром. Это никого не волнует.)
В другом углу у нас имеет несчастье оказаться Леви – подчиненный Эрвина (фап-фап-фап, сказали барышни), который беспрекословно следует его приказам и своему начальству крайне доверяет. А, и еще Эрвин его каким-то хитрым образом сманил к себе из тенет преступного мира. То, что Леви тоже вполне себе активен, неважно. Упор делается именно на подчинении, а потому – плевать на все – будет он у нас трепетный уке. А тут еще и в пресловутом приквеле, до мозга костей седзийном, подсуропили, погладив барышням кинки. Ах-ах-ах, Леви повозили физиономией в луже! Вот они – наши любимые неравноправные отношения! Сейчас опустим тот момент, что при таких отношениях ни о каком доверии не может идти и речи. Это будет не доверие, это будет полное отсутствие умения самостоятельно принимать хоть какие-то решения. Но кинки – они такие, в них нет логики.
В общем, берем хитрожопого Эрвина-доминанта и Леви-субмиссива и начинаем смачно фантазировать о том, какие нестандартные пути решения всяческих проблем будет придумывать Эрвин. А так как у нас фап-фап-фап, то все нестандартные пути будут сводиться к тому, что Леви по приказу Эрвина пойдет и под кого-нибудь ляжет.
Каждый имеет право дрочить, как хочет? Ну ок. А я имею полное право уйти в фейспалм. Потому что какое отношение к персонажам из оригинала имеют отношение вот эти два… хм… объекта? Тут две глубоко больные личности во взаимозависимых нездоровых отношениях, которые, как и полагается таким отношениям, кончатся ну очень плохо.
Ок, все любят перверсии. Ок, я тоже порой люблю перверсии, но не как самоцель и четко отдавая себя отчет, чем это для персонажей может закончиться. И поэтому у меня тут же возникает вопрос – а почему вот такое кинкует? Что у вас за мозговые слизни такие? Что за фап на психологию жертвы и ломку личности? Это, сцуко, страшно, а не фапабельно.
Видимо, снова вернусь к этому моменту, все дело в пресловутой объективизации. Читатель и райтер, с одной стороны, приятно щекочут себе нервишки, балансируя на грани, а с другой, ни о каком сопереживании и эмпатии к персонажу речи не идет. Эту функцию литературы во многих фанфиках не задействуют. А потому с персонажем можно творить, что угодно: от группового изнасилования до расчлененки.
Однако же почему отключается сопереживание? Причем не только в фанфикшене, с масслитом творится та же хрень. Почему сопереживания и субъективизации стали так бояться? Или, может, это всегда так было, просто раньше не выпячивалось, а сейчас Интернетик показал такое нехорошее явление во всей красе? Вот тут я несколько теряюсь.
В общем, подведу промежуточный итог. Выгул тараканов – выгулом тараканов, но все же надо себе отдавать отчет, что и зачем ты пишешь. Фанфикшн, кто бы что ни говорил, – литература, пусть даже вторичная. Первичная и вторичная литература взаимодействуют и взаимопроникают. Хочется, конечно, надеяться, что в результате все будет хорошо и на пользу, но и негативных сторон у этого процесса хватает. А дальше – что будет, то будет. Мы-то что с этим можем поделать? Только свои тексты писать.
URL записи