Рис. 1. Набор хирургических бронзовых инструментов из могилы врача Квара (tomb of Qar), жившего, вероятно, во время правления Пепи I или II (VI династия).
Музей Имхотепа, Саккара, Египет. Всего по сообщению Захи Хавасса, раскопавшего это захоронение в 2001 году, инстументов было 30. Большая часть их представлена здесь.
читать дальшеАнализ медицинских папирусов.
О ранней истории медицины Древнего Египта судят по папирусам из Кахуна (их 2 – оба из примерно1800 гг. до н.э., гинекологический и ветеринарный), Смита (ок. 1600 гг. до н.э, по хирургии ) и Эберса (ок. 1550 гг. до н.э., компилятивный). Исследователи считают, что эти папирусы являются копиями более ранних источников или содержат обширные извлечения из них.
Особенно необычен папирус Смита. Соображений о его древности несколько:
1. Это архаичный документ для своего времени: по грамматике, терминологии, форме, комментарию.
2. Он является рукописной копией, которую писали 2 писца, причем выглядит работой, прерванной посреди текста. Потому его считают копией древнего папируса.
3. Он написан совершенно рационалистично, без магии, столь обычной для других источников, более поздних.
4. Это, очевидно, учебник для врачей-хирургов. Автор приводит 48 обобщенных историй: описание травмы, способ обследования – визуальный, обнятельный, пальпация, пульс, потом прогноз, методы лечения (швы, перевязки, шины, припарки, иммобилизация, применение лекарств, причем уровень владения ими выше, чем у Гиппократа). «Папирус также описывает реалистичные анатомические, физиологические и патологические наблюдения, содержит первые известные описания черепных структур, мозговых оболочек, внешней поверхности мозга, спинномозговой жидкости, и внутричерепных пульсаций», он фиксирует, что травмы мозга могут вести к параличу.
Папирус Эберса представляет собой компиляцию из многочисленных источников, некоторые из которых архаичны по языку и отличны по стилю от современных ему.
Обращают на себя внимание некоторые особенности:
1. Пункты 188-207 или "книга желудка", демонстрируют заметное изменение стиля, приближающегося к строго рациональным формулировкам папируса Смита.
2. После пунктов 242-247, содержащих заклинания и обращения к богам, снова появляется рациональный «безбожный» стиль, который после пункта 250 прерывается обращением к фармакопее, причем знаментально следующее признание: «Знание о том, что сделать из degem (скорее всего клещевины, Rícinus, дающей касторовое масло) есть найденное в древних писаниях, как полезное для человека»
3. Пункт 856a гласит: "книга лечения wekhedu (нагноения?) всех конечностей человека была найдена в виде свитка между ногами статуи Анубиса в Per-Hor-neb-Sechem (Дом Гора, или Летополис) и доставлена фараону Верхнего и Нижнего Египта Дену. "(Нанн 1996 : 31), то есть это указание на раннединастический период и фараона Первой династии
Был еще найден Кахунский ветеринарный папирус, демонстрирующий неожиданно хороший уровень ветеринарии, опирающейся на вполне научно понимаемую общность биологии животных и человека.
Ну, и что характерно, в период Среднего царства, если сулить по неизменности основы последующих текстов, египетская медицина довольно долгое время никуда не двигалась, лишь засоряясь магией. То есть существенная разработка медицинских проблем и их рациональное изложение – черта древних времен.
Как датировать прототипы медицинских папирусов?
Конечно, интересно выделить период, в котором наиболее вероятно появление медицинских пра-текстов.
1. Хирургический инструментарий и операции.
Первый специальный набор инструментов относится к 6-ой династии (рис. 1). Понятно, что инструменты вовсе не были обязаны быть специальными: нож песеш-кеф, к примеру, считается очень древним, и обязательным для акушера/акушерки. Кремневый нож или нож из мышьяковистой меди вполне пригоден для проведения обрезания, которое изображено на рис. 2.
Рис. 2 Обрезание – изображение в захоронении Анхамора, вельможи фараона Тети, 6 династия.
Иглы – вот, пожалуйста, медные из захоронения последнего фараона 2-ой династии Хесехемуи (рис. 3). Они сделаны до времени великого строителя и врача Имхотепа.
Рис. 3. Медные иглы из захоронения фараона Хесемхемуи. Ливерпульский музей.
2 Врачи.
Во времена 2-3 династии врачи выделяются из сословия жрецов. Если посмотреть на табличку, обобщившую титулы докторов из известных погребений, мы увидим, что именно в Древнем царстве установилась вся их титулатура. Причем, оказалось достаточно велико число могил докторов. Несколько известных женщин-врачей появилось во времена фараона Джосера.
3. Мумификация.
Мумификация появляется, собственно, во времена IV династии. Это указывает на появившиеся анатомические знания и эксперименты с консервантами. Значит, к этому времени уже были вполне квалифицированные специалисты – анатомы и хирурги.
4 Особенная символика.
Недавно вышла очень интересная книга Gordon, A.H. & C.W. Schwabe. 2004. The Quick and the Dead: Biomedical Theory in Ancient Egypt. – Leiden, Brill/Styx, 2004
Авторы обсуждают, в частности, происхождение врачей и бальзамировщиков от жрецов древнейших египетских культов, в особенности культа поклонение быку и скорпиону. Они обращают внимание, что титулатура врачей происходит из культа богини-целительницы и уничтожительницы Сехмет, но встречается и связь с культом богини-покровительницы мертвых Селкет (чьим символом был скорпион). По их мнению, основная символика жизни вполне установилась во времена 3 династии, и символы анкх, жезл вас, жезл джет встечаются вместе с изображением души ка.
5 Лекарства.
Использование растений в качестве лекарств – вероятно, началось еще в додинастический период, ведь из того времени мы знаем о применении красок (хны, алканны). Вспомним пассаж из папируса Эберса о том, что умение лечить какую-то не вполне ясную wekhedu (опухоль, артрит?) появилось еще при фараоне Дене, Первая династия.
Но все же хочется связать заварочную посуду времен Третьей-Четвертой династии с горячим питьем и использованием отваров трав: она хорошо годится именно для заварки на пламени и декантации горячего взвара.
Потом, надо сказать, систематическое исследование лечебных трав, должно отличаться от познаний знахарей.
5. Кто был основателем медицины в Древнем Египте?
На этот вопрос исследователи давали вполне ожидаемый ответ: самый известный врач Древнего Царства Имхотеп, он же строитель ступенчатой пирамиды фараона Джосера и незаконченной ступенчатой пирамиды Тети. Имхотеп почитался, как великий врач, всю историю Древнего Египта, и в Новом царстве был даже обожествлен (рис. 4,5).
Рис. 4 Имя Имхотепа на основании разбитой статуи фараона Джосера в его пирамиде.
Рис. 5. Имхотеп, статуэтка птолемеевской эпохи, Лувр. Гений множества ремесел неизменно изображается со свитком.
Имхотепу приписывают создание чуть не всей системы медицины своего времени. Сэр Уильям Ослер писал об Имхотепе в напыщенном стиле, приводя факты, которые все же не доказаны твердо: «...сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно важных органов и обращение кровеносной системы. Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения».
Но, конечно,если это был создатель медицины и строитель, то это фигура масштаба Леонардо да Винчи.
Рис. 6 Город Саис (египетский Зау) на карте городов Нижнего Египта птолемеевского периода и на старой открытке, изображающей его развалины.
Имхотеп, по мнению разных авторов, создал еще и систему обучения – якобы там же, где была женская медицинская школа в Новом царстве, то есть в городе Саис, главном городе 5-ого нома. Или же в Мемфисе, где могли учиться хирурги.
Это, конечно, возможно, - вблизи пирамиды Джосера нашли могилу врача-женщины 3-ей династии Мерит-Птах, а к 4-ой династии относится могила «надсмотрщины над женщинами-врачами Песешет. Чтобы иметь несколько докторов-женщин, за которыми кто-то присматривает, надо было их где-то в самом деле учить, да и «главврач» должен быть образован.
Впрочем, Мемфис, как столица, более вероятное место действия Имхотепа.