Вскоре после введения омнибусов лондонские городские власти разработали свод правил для пассажиров, торжественно названный "Омнибусным законом" и опубликованный 30 января 1836 года в газете "Таймс". По моему, он достоин того, чтобы процитировать его целиком:
читать дальше
А как обстояли дела с омнибусами у нас? В общем, похуже, чем в Западной Европе. Когда лондонская мэрия сочиняла "Омнибусный закон", в Москве и Петербурге, не говоря уж о других российских городах, об этих экипажах знали только понаслышке. Петербург обзавелся омнибусами лишь в 1847 году. Интересно, что основоположником этого дела стал начальник кадетского корпуса Шлиппенбах. Первые питерские "маршрутки" гордо назывались "каретами Невского проспекта". В точном соответствии с названием они ездили по Невскому от Знаменской площади (ныне - площадь Восстания) до Тучкова моста и обратно. Проезд стоил 10 копеек.
Омнибусы были одноэтажные и, по рассказам очевидцев, - очень красивые. К сожалению, ни одного их изображения мне найти не удалось. На фото внизу виден гораздо более поздний петербургский омнибус с империалом и винтовой лестницей, такие экипажи появились в городе не раньше последней четверти XIX века.
Как и на Западе,общественный транспорт в российской столице быстро завоевал популярность. К 1851 году действовало уже четыре омнибусных линии, причем, как и в Лондоне, кареты каждого маршрута имели свой цвет. К концу века омнибусы стали постепенно вытесняться конками, однако последние из них продержались до 1914 года и прекратили свое существование по той же причине, что и в других странах - участницах Первой мировой войны: лошадей реквизировали в армию.
Кроме Санкт-Петербурга, омнибусы ходили в Одессе и некоторых других российских городах, а вот в Москве их не было. Здесь роль общественного транспорта играли так называемые линейки, воспетые Гиляровским, - более примитивные повозки без боковых стенок с двмия продольными лавками по центру, на которых сидели спина к спине от шести до десяти пассажиров. Линейки появились на московских улицах в том же 1847 году, когда по Невскому начали курсировать омнибусы. Первый маршрут пролегал от Красной площади по Тверской улице до Камер-Коллежского вала, потом появились более дальние ветки в Сокольники, Останкино, Петровский парк и Серебряный бор. Зимой, когда движение на колесах становилось невозможным, поскольку снег с московских улиц не убирали, по тем же маршрутам пускали санные линейки.
Одесский омнибус 5-го маршрута, почтовая открытка начала ХХ века.
Московская линейка. Ее крыша слабо защищала от дождя с боковым ветром, поэтому для таких случаев у кучера обычно была запасена дерюга или клеенка, которой пассажиры укрывали ноги.
Сейчас омнибусы, скопированные с образцов XIX века, можно встретить лишь в некоторых городах Европы, где они используются для прогулок и экскурсий. Внизу - современные, но сделанные "под старину" омнибусы в Париже и Тулузе.
читать дальше
1. Не ставьте ноги на сиденья.
2. Не открывайте окна, если холодный ветер создает неудобства вашим соседям.
3. Держите деньги наготове, когда соберетесь сходить. Если вам не дорого ваше время, то время других может быть бесценным.
4. Кондуктор не обязан искать вам сдачу, он не банкир.
5. Не растопыривайте ноги поперек прохода, чтобы не мешать другим пассажирам.
6. Не плюйте и не сморкайтесь на пол, вы же не в свинарнике. Помните, что Британия гордится своей чистотой.
7. Будьте почтительны к женщинам и не заставляйте их краснеть от вашей грубости.
8. Если вы везете собаку, то она должна быть маленькой и на поводке.
9. Не возите огромных тюков: омнибус - не грузовая фура.
10. Избегайте перебранок и споров. Звук вашего голоса может быть музыкой в ваших ушах, но не в ушах ваших попутчиков.
11. Если вы обсуждаете политику или религию, говорите тихо и сдержанно: не всем интересно выслушивать ваше мнение.
12. Воздерживайтесь от манерности и высокомерия. Джентльмену, едущему за шесть пенсов, не подобает вести себя так, как пассажиру наемной кареты, заплатившему за проезд три шиллинга.
Как видим, большинство этих правил не утратило актуальности до сих пор, причем для любых видов общественного транспорта.
А как обстояли дела с омнибусами у нас? В общем, похуже, чем в Западной Европе. Когда лондонская мэрия сочиняла "Омнибусный закон", в Москве и Петербурге, не говоря уж о других российских городах, об этих экипажах знали только понаслышке. Петербург обзавелся омнибусами лишь в 1847 году. Интересно, что основоположником этого дела стал начальник кадетского корпуса Шлиппенбах. Первые питерские "маршрутки" гордо назывались "каретами Невского проспекта". В точном соответствии с названием они ездили по Невскому от Знаменской площади (ныне - площадь Восстания) до Тучкова моста и обратно. Проезд стоил 10 копеек.
Омнибусы были одноэтажные и, по рассказам очевидцев, - очень красивые. К сожалению, ни одного их изображения мне найти не удалось. На фото внизу виден гораздо более поздний петербургский омнибус с империалом и винтовой лестницей, такие экипажи появились в городе не раньше последней четверти XIX века.
Как и на Западе,общественный транспорт в российской столице быстро завоевал популярность. К 1851 году действовало уже четыре омнибусных линии, причем, как и в Лондоне, кареты каждого маршрута имели свой цвет. К концу века омнибусы стали постепенно вытесняться конками, однако последние из них продержались до 1914 года и прекратили свое существование по той же причине, что и в других странах - участницах Первой мировой войны: лошадей реквизировали в армию.
Кроме Санкт-Петербурга, омнибусы ходили в Одессе и некоторых других российских городах, а вот в Москве их не было. Здесь роль общественного транспорта играли так называемые линейки, воспетые Гиляровским, - более примитивные повозки без боковых стенок с двмия продольными лавками по центру, на которых сидели спина к спине от шести до десяти пассажиров. Линейки появились на московских улицах в том же 1847 году, когда по Невскому начали курсировать омнибусы. Первый маршрут пролегал от Красной площади по Тверской улице до Камер-Коллежского вала, потом появились более дальние ветки в Сокольники, Останкино, Петровский парк и Серебряный бор. Зимой, когда движение на колесах становилось невозможным, поскольку снег с московских улиц не убирали, по тем же маршрутам пускали санные линейки.
Одесский омнибус 5-го маршрута, почтовая открытка начала ХХ века.
Московская линейка. Ее крыша слабо защищала от дождя с боковым ветром, поэтому для таких случаев у кучера обычно была запасена дерюга или клеенка, которой пассажиры укрывали ноги.
Сейчас омнибусы, скопированные с образцов XIX века, можно встретить лишь в некоторых городах Европы, где они используются для прогулок и экскурсий. Внизу - современные, но сделанные "под старину" омнибусы в Париже и Тулузе.