В процессе плановой переработки старого текста «Бейкер-стрит и окрестностей» в новый его вариант, который грозит превратиться в иллюстрированную занимательную энциклопедию викторианства, дошло дело до туалетной бумаги. Решил копнуть поосновательней, оказалось, что весь стандартный набор «фактов», кочующий из книги в книгу, в т.ч. и на русском языке (об интернете я уже и не говорю, в русской википедии полагают, что на Руси туалетную бумагу с 16 века стали производить) — просто мешанина из имен и часто бессмысленных дат, которые еще и сопрягаются друг с другом то ли по воле случая, то ли по злому недомыслу каждого конкретного автора. Кусочек вышел небольшой, так что выложу на всеобщее обозрение. Как же выглядит начальная история туалетной бумаги при более внимательном рассмотрении?
читать дальше
В XVIII века начала входить в обиход городских жители Европы и Северной Америки и закрепилась в качестве подтирочного материала бумага. Самым классическим и распространенным источником бумаги стали газеты. Уже в 1722 году «Нортгемптонский меркурий», нападая на своего только что возникшего конкурента Джеймса Пашема с его «Нортгемптон Джорнал», назвал первый выпуск новой газеты «пакетом корма для задницы». Но были и другие варианты. Например, лорд Филип-Дормер Станхоуп, 4-й граф Честерфилд, писал своему сыну в 1747 году: «Я знаю джентльмена, который был таким хорошим распорядителем собственного времени, что не терял даже малой части его, которую из-за отправления естественных надобностей приходилось проводить в нужнике; но постепенно за эти мгновения прошел всех латинских поэтов. Он купил, например, дешевое издание Горация, из которого постепенно вырывал по паре страниц, брал их с собой в отхожее место, сперва читал их, а затем отправлял вниз в качестве жертвы Клоакине: таким образом было приобретено столь большое количество времени, что я рекомендую тебе последовать его примеру...» Кроме газет, журналов и книг, в ход шло почти все: прочитанная корреспонденция, конверты, бумажные пакеты. Распространенным занятием горничных в городских домах была нарезка всей этой разнородной бумаги на квадраты и нанизывание их на нитку через отверстие в уголке, проколотое шилом - затем эта связка вешалась в сортире.
Считается, что первым представителем западной цивилизации, которому пришло в голову изготавливать специальную бумагу для подтирки (в Китае додумались до этого за много веков до того), был американец Джозеф Гайетти, который в 1857 году начал продавать упаковки «Терапевтической лечебной бумаги», пропитанной соком алоэ для излечивания трещин и других неприятных явлений в нижней части человеческого тела. Стоила такая упаковка 50 центов и содержала 500 узких и длинных (примерно в половину согнутого поперек листа писчей бумаги, 21x14 см) листов, причем на каждом листе имелся водяной знак с подписью изобретателя. Впрочем, из-за дороговизны особого успеха эта инновация не имела, хотя эта бумага производилась до 1920-х годов. В Англии в 1890-х и в начале XX века эксклюзивным продавцом ее была фирма «Б. Т. Хугланд». Из различных патентных преамбул, а также по более поздним сведениям, листовая туалетная бумага в пачках, скрепленных проволокой либо просто в коробках, продолжала производиться многими фирмами, но поскольку она стыдливо скрывалась под именем оберточной бумаги, ее трудно с уверенностью идентифицировать в списках товаров производителей бумаги. точно известно, что нью-йоркский производитель листовой туалетной бумаги «Бромико» фирма «Diamond Mills Paper Company» получила награду за свое изделие на Парижской выставке 1878 года. В сер. 1890-х годов в Лондоне Джон С. Даунинг с Брайд-стрит производил патентованные туалетные принадлежности и наполнение к ним. Из книги в книгу и с одного сайта на другой ходит утверждение, что возможным британским предшественником Гайетти был некто Дж. У. Аткинс, с 1817 года бывший поставщиком всех королевских дворов. Может оно так и было, но докопаться до первоисточника этого утверждения, равно как и до источника утверждений некоторых биографов королевы Виктории, что она так и не приняла рулонной туалетной бумаги, в связи с чем двор пользовался листовой бумагой до самого вступления на престол Эдуарда VIII, я не сумел. Надо полагать, что значительную часть жизни королева использовала какие-то более экзотические для нас способы подтирки, нежели бумага. В своих воспоминаниях о детстве в Кембридже в 1890-х годах внучка Дарвина, Гвен Рейверат, приводила широко распространенную среди кембриджцев того времени историю об экскурсии по Тринити-колледжу, которую вел для королевы Виктории мастер колледжа в 1841-1866 гг. д-р Уильям Уэвелл (возможно, это было во время визита королевы и принца-кносорта в 1843 г.). Стоя на мосту через речку Кам, в которую выходили стоки кембриджской канализации, королева наивно спросила: «Что это за куски бумаги, которые плывут вниз по реке?» На что тот, не растерявшись, ответил: «Это, мэм, объявления о том, что купаться запрещено.»
Рисунок из патента Сета Уилера на рулонную перфорированную бумагуВ 1871 году произошло событие, ознаменовавшие наступление новой эры: эры рулонной туалетной бумаги. В этот год, 25 июля, другой американец, Сет Уилер из городка Олбани в штате Нью-Йорк, получил патент на гениальное изобретение - перфорированную оберточную бумагу в рулонах. Из этого патента родились первые рулоны американской и британской туалетной бумаги. А дело было так: все тот же Сет Уилер, организовавший через три года после получения патента компанию «Рулонная оберточная бумага» и в 1877 преобразовавший ее за отсутствием прибыли в «Олбанскую компанию перфорированной оберточной бумаги», ставшую выпускать в рулонах не только оберточную, но и туалетную бумагу. На пятый год существования компании удалось-таки получить чистую прибыль, да тут еще владелец додумался до второго гениального изобретения, которое до сих пор каждый из нас может лицезреть у себя дома - до картонной трубочки, которую надо вставлять в середину рулона, чтобы тот не сминался — и Сет Уилер решает расширить свое дело.
Рисунок из патента Сета Уилера на рулонную перфорированную бумагу с картонным сердечником В конце 1882 года он подал заявку на патент на свой картонный сердечник, на который 13 февраля 1883 года ему был выдан патент за номером 272369. В том же году в Лондоне он встретился с Джеймсом Лоусоном из Брикстона, с которым 31 июля подписал контракт о начале производства в Англии туалетной бумаги по его патенту. До этого момента на Британских островах не было оборудования, которое бы позволяло англичанам производить перфорированную туалетную бумагу самим, и начиная с 1880 года торговцы стали продавать бумагу, импортировавшуюся ими из Америки. Кто именно из американских бумагопроизводителей поставлял им туалетную бумагу — неизвестно. Это мог быть тот же Уилер или братья Ирвин и Кларенс Скотт, организовавшие свою «Scott Paper Company» в Пенсильвании в 1879 году, которые поставляли бумагу для многих чужих брендов, но до 1902 года стеснялись создавать собственную марку такого неудобосказуемого по их викторианским меркам товара.
Реклама 1883 года "Британской патентованной перфорированной бумаги"Созданная Лоусоном под британское производство компания, получившая название «Британская патентованная перфорированная бумага», начала свое существование в августе 1883 года, а в ноябре следующего года оформила с Уилером лицензионное соглашение. Компания стала изготавливать как неперфорированную, так и перфорированную туалетную бумагу, как правило пропитанную лечебным составом, с 1000 листков в каждом рулоне, который стоил 1 шиллинг. Но если у Уилера в Америке дела шли сравнительно неплохо, и в 1885 году он выплатил первые дивиденды своим акционерам, то у Лоусона дела шли ни шатко, ни валко. В первый год он наторговал произведенной бумагой на 2,5 тысячи фунтов, в следующем году удвоил доход, на третий увеличил еще на тысячу фунтов, но никак не мог добиться чистой прибыли. В 1886 он принял председателем в совет директоров У. Дж. Олкока и в 1887 компания имела порядка 600 крупных клиентов: гостиниц, клубов, гидротерапевтических заведений, пароходных компаний и оптовых складов, но это не меняло дела. Компания регистрировала все новые виды изделий: сперва это была бумага «Британская № 1 тонкая» (1890), превратившаяся в популярную марку «Bronco» (1894), затем «Medipathic» (1887), «Mazella», «Sanico», «Queen», «Британская № 3», «Eureka» и «Bel-cap». В 1895-96 гг. дела компании вроде бы пошли на поправку, но в 1897 она разорилась, и уже на следующий год в компанию был назначен официальный ликвидатор. Имущество компании было продано, а Олкок с санкции судьи купил ее права на патенты и, основав компанию под тем же названием — «Британская патентованная перфорированная бумага», стал производить уже знакомые викторианцам марки туалетной бумаги.
Реклама 1883 года от конкурентов. Найти конструктивные отличия держателей двух фирм.У компании Лоусона-Олкока были, конечно же, конкуренты. Практически одновременно с компанией «Британской патентованной перфорированной бумаги» возникла компания «Патентованные туалетные принадлежности» (Patent Toilet Requisite Co.), принадлежавшая Моррису Харту, которая стала давать рекламу на месяц раньше своего конкурента. Самая ранняя из обнаруженных мной появилась в «Daily News» 29 июня 1883 года. Судя по косвенным данным, первое время она не производила бумагу сама — вероятно, импортировала из Америки, — ее коньком были патентованные кронштейны для рулонов. Харт получил два патента на сходные конструкции в мае 1883 года. В рекламе он предлагал два вида держателей: кронштейны бронзированные и кронштейны никелированные. Первые с прилагавшимся рулоном на 500 листков стоили 1 шилл., вторые, с рулоном на 1000 листков, 2 шилл. 6 пенсов. Если покупатель посылал на адрес комании 5 шиллингов, то в ответ он получал никелированный кронштейн на крашенной под черное дерево планке с приложением трех стандартных, на 1000 листков, рулонов бумаги. В 1888 году управляющий Харта, Уолтер У. Колли, покинул компанию, и Харт преобразовал свою фирму в «Paper Cutting & Toilet Requisite Co.» Среди марок туалетной бумаги, выпускавшейся им, можно назвать лечебную «Requisite» в рулонах, № 1 тонкую (которая с 1905 года называлась «Novio»), «Special», «Ivorine», «Kirby» и «Goswell». В 1895 году Харт стал поставщиком туалетной бумаги правительству Ее Величества, а в следующем — министерства по делам Индии. С этого времени Харт даже телеграфным адресом избрал «Toilet, London». Ушедший от Харта Колли основал свою собственную «W. W. Colley and Co.», которая в 1891 была преобразована в «Colley's Patents Ltd.». Знаменем фирмы Колли стала лечебная «Терпеновая перфорированная бумага», получившая высшую награду на Всемирной Парижской выставке 1889 года, где этой бумагой были снабжены все туалеты на территории выставки, в том числе и на Эйфелевой башне. С 1890 года в ее арсенале появились еще три сорта туалетной бумаги: № 1 тонкая, № 2 стандартная и № 3 средняя, выпускавшиеся с 1895 года под маркой «Ship Brand», а к терпеновой лечебной бумаге добавилась марка «Yelloc Medicated», также выпускавшаяся трех сортов.
Реклама фирмы Уилера, 1885Интересно, что если сами рулоны бумаги практически не становились предметом споров между производителями бумаги (известен только иск 1889 года, поданный чикагцем Оливером Хиксом из «Morgan Evelope Co.» — Хикс придумал овальные в сечении рулоны вместо цилиндрических, — к Сету Уилеру, закончившийся анулированием патента самого Хикса в пользу уилеровского патента от 1871 года), то за патентные права на держатели заправилы клозетпапирной промышленности бились в судах не на шутку. Дважды судились (в 1888 и 1890) бывшие компаньоны Харт и Колли: предметом раздора был держатель, зарегистрированный Хартом 23 мая 1883 года в качестве «туалетной принадлежности, являвшейся машинкой для держания рулона перфорированной бумаги», но права на патент на который при разделе имущества перешли к Колли. На уже упомянтутом суде «Хикс против Уилера» истец очень сильно напирал на незаконное поведение ответчика, который, по утверждению Хикса, в феврале 1885 года, еще до того как Хиксу был выдан патент на держатель овальной туалетной бумаги, уже продававшийся им под названием «Овальный король», купил одно из этих изделий вместе с бумагой, и отправил их в Англию с указанием своим агентам (надо полагать, это была компания Лоусона) подать там заявку на регистрацию патента. Такой патент был выдан. Еще до выдачи Уилеру этого патента Хикс попытался сам получить патент в Англии и, узнав о сделанной Уилером заявке, подал протест. В свою очередь Уилер, чтобы не допустить регистрации патента Хиксом, под присягой заявил, что он узнал об изобретении не от Хикса или кого-либо еще, а видел его используемым повсеместно в США. Хиксу не повезло ни в Англии, ни в Америке. В Туманном Альбионе патент, как мы уже знаем, получил Уилер, а в США Хиксу был предъявлен патент некоего Пикока от 6 марта 1883 года на устройство держателя овальных рулонов, который конструктивно отличался от хиксовского только тем, что сердечник был прикреплен к жесткому корпусу, в котором для удобства носилась бумага, и был меньше размером. Кроме того, сам Уилер выпускал держатель под названием "Wheeler Pocket Companion", который тоже был меньше по размерам, чем у Хикса, но конструктивно был идентичен тому, что для овальной бумаги. В результате два патента Хикса были анулированны полностью, а один сохранен лишь частично.
Первые годы продававшиеся рулоны туалетной бумага вовсе не имели никакой упаковки, только этикетку без рисунка. Как правило компании в Британии использовали для этикетки желтые цвета различных оттенков. Примерно с 1886-1887 бумага стала продаваться в упаковках все тех же желтых оттенков, часто кроме названия марки и компании-производителя наносился рисунок рулона на кронштейне с утверждением, что бумага произведена из настоящей манильской пеньки, т.е. отходов канатного производства, но это была обычная формула, не имевшая отношения к действительности. Распространены были не только бумажные, но и фольгированные упаковки. Обычная ширина бумаги составляла 6 дюймов (~15 см), диаметр рулона 4,5-5 дюймов (~12 см). Существует распространенное заблуждение, что довольно долгий переход к подтирке фабричного изготовления (в начале 1930-х годов в Лондоне очень многие все еще продолжали использовать нарезанные куски газеты) связан с тем, что викторианский общественный этикет препятствовал производителям рекламировать свои изделия, а покупателям произносить вслух его название, однако я не заметил особой стыдливости в рекламных объявлениях, а покупка туалетной бумаги, как и других предметов хозяйственного обихода, входила в круг обязанностей прислуги, которая обычно за словом в карманам не лезла и не стеснялась любую вещь называть своими, часто в весьма грубом варианте, именами. Другое дело, что производители сильно напирали на лечебный эффект их пропитанной соком алоэ, эвкалипта или терпеном продукции, чем отталкивали ту часть потенциальных клиентов, которым лечение от геморроя или трещин было еще не актуально. Кроме того, нужно было психологически смириться с покупкой продукции, которая изначально предназначалась только для перевода ее на дерьмо в прямом смысле этого выражения (хотя в действительности рулонная туалетная бумага оказалась удобным подспорьем, например, для цирюльников, которые отрезали от нее куски, чтобы вытереть бритву после срезания мозолей и других подобных операций, или в больницах). Так что процесс отказа от газет в пользу туалетной бумаги фабричного изготовления в семьях со скромным достатком все еще продолжался даже после Первой мировой войны.
читать дальше
В XVIII века начала входить в обиход городских жители Европы и Северной Америки и закрепилась в качестве подтирочного материала бумага. Самым классическим и распространенным источником бумаги стали газеты. Уже в 1722 году «Нортгемптонский меркурий», нападая на своего только что возникшего конкурента Джеймса Пашема с его «Нортгемптон Джорнал», назвал первый выпуск новой газеты «пакетом корма для задницы». Но были и другие варианты. Например, лорд Филип-Дормер Станхоуп, 4-й граф Честерфилд, писал своему сыну в 1747 году: «Я знаю джентльмена, который был таким хорошим распорядителем собственного времени, что не терял даже малой части его, которую из-за отправления естественных надобностей приходилось проводить в нужнике; но постепенно за эти мгновения прошел всех латинских поэтов. Он купил, например, дешевое издание Горация, из которого постепенно вырывал по паре страниц, брал их с собой в отхожее место, сперва читал их, а затем отправлял вниз в качестве жертвы Клоакине: таким образом было приобретено столь большое количество времени, что я рекомендую тебе последовать его примеру...» Кроме газет, журналов и книг, в ход шло почти все: прочитанная корреспонденция, конверты, бумажные пакеты. Распространенным занятием горничных в городских домах была нарезка всей этой разнородной бумаги на квадраты и нанизывание их на нитку через отверстие в уголке, проколотое шилом - затем эта связка вешалась в сортире.
Считается, что первым представителем западной цивилизации, которому пришло в голову изготавливать специальную бумагу для подтирки (в Китае додумались до этого за много веков до того), был американец Джозеф Гайетти, который в 1857 году начал продавать упаковки «Терапевтической лечебной бумаги», пропитанной соком алоэ для излечивания трещин и других неприятных явлений в нижней части человеческого тела. Стоила такая упаковка 50 центов и содержала 500 узких и длинных (примерно в половину согнутого поперек листа писчей бумаги, 21x14 см) листов, причем на каждом листе имелся водяной знак с подписью изобретателя. Впрочем, из-за дороговизны особого успеха эта инновация не имела, хотя эта бумага производилась до 1920-х годов. В Англии в 1890-х и в начале XX века эксклюзивным продавцом ее была фирма «Б. Т. Хугланд». Из различных патентных преамбул, а также по более поздним сведениям, листовая туалетная бумага в пачках, скрепленных проволокой либо просто в коробках, продолжала производиться многими фирмами, но поскольку она стыдливо скрывалась под именем оберточной бумаги, ее трудно с уверенностью идентифицировать в списках товаров производителей бумаги. точно известно, что нью-йоркский производитель листовой туалетной бумаги «Бромико» фирма «Diamond Mills Paper Company» получила награду за свое изделие на Парижской выставке 1878 года. В сер. 1890-х годов в Лондоне Джон С. Даунинг с Брайд-стрит производил патентованные туалетные принадлежности и наполнение к ним. Из книги в книгу и с одного сайта на другой ходит утверждение, что возможным британским предшественником Гайетти был некто Дж. У. Аткинс, с 1817 года бывший поставщиком всех королевских дворов. Может оно так и было, но докопаться до первоисточника этого утверждения, равно как и до источника утверждений некоторых биографов королевы Виктории, что она так и не приняла рулонной туалетной бумаги, в связи с чем двор пользовался листовой бумагой до самого вступления на престол Эдуарда VIII, я не сумел. Надо полагать, что значительную часть жизни королева использовала какие-то более экзотические для нас способы подтирки, нежели бумага. В своих воспоминаниях о детстве в Кембридже в 1890-х годах внучка Дарвина, Гвен Рейверат, приводила широко распространенную среди кембриджцев того времени историю об экскурсии по Тринити-колледжу, которую вел для королевы Виктории мастер колледжа в 1841-1866 гг. д-р Уильям Уэвелл (возможно, это было во время визита королевы и принца-кносорта в 1843 г.). Стоя на мосту через речку Кам, в которую выходили стоки кембриджской канализации, королева наивно спросила: «Что это за куски бумаги, которые плывут вниз по реке?» На что тот, не растерявшись, ответил: «Это, мэм, объявления о том, что купаться запрещено.»
Рисунок из патента Сета Уилера на рулонную перфорированную бумагу
Рисунок из патента Сета Уилера на рулонную перфорированную бумагу с картонным сердечником
Реклама 1883 года "Британской патентованной перфорированной бумаги"
Реклама 1883 года от конкурентов. Найти конструктивные отличия держателей двух фирм.
Реклама фирмы Уилера, 1885
Первые годы продававшиеся рулоны туалетной бумага вовсе не имели никакой упаковки, только этикетку без рисунка. Как правило компании в Британии использовали для этикетки желтые цвета различных оттенков. Примерно с 1886-1887 бумага стала продаваться в упаковках все тех же желтых оттенков, часто кроме названия марки и компании-производителя наносился рисунок рулона на кронштейне с утверждением, что бумага произведена из настоящей манильской пеньки, т.е. отходов канатного производства, но это была обычная формула, не имевшая отношения к действительности. Распространены были не только бумажные, но и фольгированные упаковки. Обычная ширина бумаги составляла 6 дюймов (~15 см), диаметр рулона 4,5-5 дюймов (~12 см). Существует распространенное заблуждение, что довольно долгий переход к подтирке фабричного изготовления (в начале 1930-х годов в Лондоне очень многие все еще продолжали использовать нарезанные куски газеты) связан с тем, что викторианский общественный этикет препятствовал производителям рекламировать свои изделия, а покупателям произносить вслух его название, однако я не заметил особой стыдливости в рекламных объявлениях, а покупка туалетной бумаги, как и других предметов хозяйственного обихода, входила в круг обязанностей прислуги, которая обычно за словом в карманам не лезла и не стеснялась любую вещь называть своими, часто в весьма грубом варианте, именами. Другое дело, что производители сильно напирали на лечебный эффект их пропитанной соком алоэ, эвкалипта или терпеном продукции, чем отталкивали ту часть потенциальных клиентов, которым лечение от геморроя или трещин было еще не актуально. Кроме того, нужно было психологически смириться с покупкой продукции, которая изначально предназначалась только для перевода ее на дерьмо в прямом смысле этого выражения (хотя в действительности рулонная туалетная бумага оказалась удобным подспорьем, например, для цирюльников, которые отрезали от нее куски, чтобы вытереть бритву после срезания мозолей и других подобных операций, или в больницах). Так что процесс отказа от газет в пользу туалетной бумаги фабричного изготовления в семьях со скромным достатком все еще продолжался даже после Первой мировой войны.