1830-е гг. Сухопутный пароход, ходивший от Петербурга до Ораниенбаума
Похоже, что "пароход" это все-таки не ездил и это всего лишь рекламная картинка, литография И. Селезнева, опубликованная в книге В. Гурьева «Учреждение торцовых дорог» в 1836 г.
читать дальшеВот отрывок из статьи к.и.н. Н. Семенова:
"В 1835 году действительный статский советник В. П. Гурьев предложил заменить традиционных лошадей "сухопутными пароходами", буксирующими сразу несколько повозок, а в зимнее время - несколько саней. Проезжую часть он предлагал мостить "торцами" - цилиндрическими обрезками бревен, уложенными вертикально по ширине колеи "сухопутного парохода". "Торцы" собирались делать из самых твердых пород древесины. Подумывали и о том, чтобы проложить в дорожном полотне металлические желоба-"колесопроводы". По принципу таких желобов позже были сконструированы современные трамвайные пути, которые при надлежащем содержании практически не препятствуют движению через них безрельсового транспорта.
За рубежом (в Лондоне, Вене, Нью-Йорке) первые торцовые мостовые появились лишь в 1838 году, а В. П. Гурьев сумел построить их еще в 1820-х в Санкт-Петербурге на столичных Большой Морской и Миллионной улицах. После этого он намеревался распространить новшество и на Петергофскую дорогу. Решая проблему в комплексе, новатор спроектировал машину, изготавливающую торцы, пневматическое устройство для быстрого сцепления-расцепления повозок или саней с "сухопутными пароходами", разработал технологии ремонта мостовых, систему сигнализации и связи в светлое и темное время суток и далеко не лишние в "деревянно-избяной" России строгие меры противопожарной безопасности. Проект заинтересовал лично императора Николая I, и он пожертвовал на издание трудов В. П. Гурьева немалую денежную сумму - 15 000 рублей.
К сожалению, даже самая твердая древесина оказалась недолговечной. Она разрушалась под тяжестью и натиском быстро увеличивавшегося потока транспорта. О торцовых мостовых скоро забыли. Сам же "сухопутный пароход", подымив в начале XIX века кое-где на Западе, в Отечество наше так и не добрался. Надобность в нем отпала. В 1837 году австрийский подданный А. Ф. Герстнер выстроил первую "чугунную" рельсовую дорогу Санкт-Петербург - Царское Село, которая определила главное направление дальнейшего развития сухопутного отечественного транспорта на многие десятилетия вперед."
Ответить