Размеры Российской империи долгое время были совершенно непонимаемы ни её населением, ни правителями. Первым всерьёз взявшийся за этот вопрос Петр I таки не узнал, что "со всею поспешностию" отправленная им на Дальний Восток первая камчатская экспедиция достигла побережья Тихого океана только через 2 года.
Но курьёз времён дочери Петра, Елизаветы, при всей специфике вопроса, далеко переплюнул эпизод с мореплавателями.
Взойдя на престол, Елизавета с коронацией не торопилась. Она захотела провести это мероприятие со всей тщательностью и пышностью, с представителями и подарками со всех краёв своей империи.
В её свите оказалась девушка, невеста морского офицера, которая однажды на вопрос государыни о причинах своей грусти рассказала, что жених, разжалованный при Анне Иоанновне в матросы за посещение семейства ссыльных князей Долгоруких, давно уже не был в Петербурге - он в составе экспедиции Беринга... "А что за экспедиция?" - заинтересовалась императрица, охочая до всего необычного. Ей рассказали-объяснили.
Елизавета сделала два вывода: во-первых, указом вернула моряку офицерский чин. Во-вторых, пожелала, чтобы на её коронации были подарки и "пригожие, благородные девицы" с Камчатки. Ей пробовали объяснить, что это неблизко, но она великодушно позволила, чтобы они прибыли прямо на коронацию, через полтора года.
Тогда ещё никто не знал, что до Камчатки аж 14 тысяч вёрст. Царили понятия уровня тундры: "Три дня ехать прямо, потом свернуть направо". Отправился по царскому делу некий штаб-фурьер Шахтуров. Отправился, и...
И исчез.
Императрица со временем, понятно, забыла о Камчатке, самых разных дел и так хватало. Сгинул Беринг, вернулся его соратник Алексей Чириков, потом нашлись остатки экипажа Беринга, экспедиция отчиталась об открытии новых земель (американского континента и многочисленных островов).
С момента коронации прошло уже 4 года, а с отправки Шахтурова все 6, когда в далёкий Иркутск прибыла странная кампания. Сибирский генерал-губернатор с удивлением узнал, что это проездом в Санкт-Петербург царский гонец и семь "пригожих и благородных" девиц. Да-да, с Камчатки, откуда до Иркутска, как ныне известно, 8,5 тысячи километров по тайге и тундре.
читать дальше