Дошедшая до наших краев зима с морозом и снегопадом дает повод вспомнить, как боролись с этой ежегодной напастью городские транспортные компании во времена стимпанка. Разумеется, такая расточительная глупость, как регулярная очистка улиц, тогда никому не приходила в голову, поэтому с установлением снежного покрова езда на колесах становилась невозможной. Сперва для перевозки пассажиров использовали специальные большие многоместные сани. Внизу - два примера таких "маршрутных саней" - российские и американские образца 1860 года, ходившие в Нью-Йорке по Бродвею.
читать дальше
На заднем плане следующего рисунка - еще одни американскеие сани из Бостона, вмещавшие до 40 человек и запряженные восьмеркой лошадей. Правда, это был развлекательно-прогулочный экипаж, сделанный в 1845 году в одном экземпляре.
Во второй половине XIX века у транспортников закономерно возникла мысль о том, что незачем содержать два типа повозок для разных времен года, ведь для движения по снегу и льду достаточно просто менять у омнибусов и конок колеса на лыжи. Пассажирские экипажи на сменном лыжном шасси получили распространение в Канаде, России, Скандинавии и в северных районах США.
Петербургская конка, переставленная с колес на лыжи.
Монреальский лыжный омнибус, снимок 1898 года.
Американский пароконный лыжный омнибус 1892 года.
Такие лыжные омнибусы ходили в городе Льюистон пограничного с Канадой штата Мэн.
Кое-где в США пассажирские конные повозки на сменном ходу можно увидеть и сейчас, в частности, этот снимок сделан в штате Пенсильвания. Правда, теперь они используются только как ретро-аттракцион.
Забавно, что в 1914 году, когда была опубликована эта футуристическая картинка из серии "Москва через 100 лет", художник даже не предполагал, что улицы крупных городов когда-нибудь начнут очищать от снега и льда. Его фантазии хватило только на замену конных саней аэросанями, причем в дизайне начала прошлого века.