Оригинал взят у в Oportet velle
   В 1963 году, вскоре после полёта Валентины Терешковой в космос, чехословацкая газета "Svobodné slovo" опубликовала письмо одного из своих читателей. Читатель напоминал, что первой в мире женщиной, пилотировавшей летательный аппарат тяжелее воздуха, была чешка, имя которой ныне почти зыбыто. Разумеется, он очень сильно преувеличил. Божена Лаглерова была не первой, а всего лишь тринадцатой в мире авиатриссой. Но нескольких приоритетов в области воздухоплавания она всё же добилась.


  Героиня  моего рассказа родилась в Праге в 1886 году и была крещена в храме св. Людмилы на Виноградах (том самом, перед которым в наши дни иногда проводится блошиный рынок). При крещении она получила имя Божена-Габриэла-Венцеслава, но всю жизнь называла cебя либо просто Боженой, либо Боженой-Викторией. Фамилия Lagler звучит как немецкая, однако сами Лаглеры утверждали, что их предки происходили из Лотарингии и первоначально носили французское имя La Glaire. В Богемии они жили со второй половины XVII века.

  Божена была седьмым ребёнком в семье. Отец её, секретарь финансового управления Вацлав Лаглер, скончался, когда ей было пять лет. Помимо матери, Божену воспитывал дядя - профессор Карлова университета Филипп Почта, в своё время довольно известный геолог и палеонтолог.

  
  Воспитанница Почты четыре года  обучалась пению в  пражской консерватории и непродолжительное время выступала в театре. Заметного успеха она не добилась и в 1909 году отправилась в Париж, где до неё многим богемским певицам удавалoсь поставить голос. Ей - не удалось. Oна надорвала голосовые связки и, оставив пение, попыталась заняться скульптурой. Дaбы понять, что и на этом поприще ей не дано добиться славы, Божене понадобилось несколько месяцев. На счастье, в том  же 1910 году в Богемию пришло воздухоплавание.

 16 апреля означенного года в Пардубице Ян Кашпар поднял в воздух свой Blériot  и пролетел на нём два километра.

  26 мая в Пльзени 5000 восхищенных зрителей наблюдало, как в воздухе на высоте 80 метров 9 минут кружил Farman, пилотируемый французским авиатором Анри-Мари Жюлерo.  Крылья самолёта украшали четыре флага, на одном из которых был золотом вышит латинский личный девиз француза Oportet velle - "Нужно захотеть".

  Пожалуй, все первопроходцы авиатики в какой-то степени руководствовались этим девизом. Это было время, когда самолёт строился за 10 дней, курс в авиашколе длился 30 часов, а для успешной сдачи экзамена и получения  лицензии пилота было необходимо совершить два полёта длиной 5 километров, один из которых - на высоте не менее 50 метров. В те дни вам нужно было захотеть, и вы могли стать одним из пионеров неба.

  Божена Лаглерова захотела.

  В процессе подготовки поста я обнаружил, что качественных фотографий этой женщины, известных мне из литературы, в Сети почти нет. Что ж, проиллюстрирую текст тем, что есть.
<br



пост не передирается полностью, поэтому продолжение здесь bohemicus.livejournal.com/70524.html