В 1631 году король предоставил одной гильдии монопольное право на изготовление мыла из отечественного сырья, то есть растительных жиров (прежде для изготовления мыла применялись импортные китовый или рыбий жиры). Новый производитель обязался ежегодно выплачивать налог 20 000 фунтов стерлингов. Тех же, кто продолжал делать мыло старого образца, штрафовали или даже сажали за решетку, а оборудование уничтожали. Что ж, обычная практика: передали монопольные права правильным людям, а неправильных прижимают к ногтю, устраивая рейдерские захваты. Но… Домохозяйка начали жаловаться, что новое мыло стирает хуже старого. И сразу поползли слухи, что производство находится в руках иезуитов и прочей католической нечисти – приспешников Генриетты Марии.
- Томас, я купила сегодня новое мыло… Так вот, пятна от копченой рыбы и эля на твоих портках не отстирываются.
- Ну католики, ну твари…
В результате новое мыло стали называть «папским» (Popish Soap), и многие протестанты объявили ему бойкот по религиозным соображениям. Властям ничего не оставалось, как устроить публичную демонстрацию эффективности этого изделия. У здания мэрии собрался народ. И в присутствии мэра и других высокопоставленных особ две прачки принялись стирать: одна старым мылом, другая – новым. Чем закончился этот эксперимент, не сообщается. Однако очевидно, что желаемого результата достичь не удалось, потому что старый товар продолжал активно продаваться из-под полы. Причем по весьма солидной цене (предложение сократилось, а спрос увеличился).
После этого восемьдесят самых почтенных дам страны подписали документ, в котором утверждалось, что их прачки пользуются только новым мылом, благодаря которому белье теперь отличается безупречной белизной и незабываемым запахом весенней свежести. Но и это не возымело никакого эффекта. Наверное, потому что, когда речь идет об истинной вере, мнение почтенных дам не стоит и ломанного гроша.
enjoy-england.livejournal.com/9028.html