Меня этот фильм торкнул больше, чем остальные фильмы Захарова. Не понравился - не, "Мюнхаузен" понравился больше. А вот эмоции вразнос - это "Свифт". Это больше, чем "понравился - не понравился"
Оригинал взят у в
Джонатан Свифт и доктор СимпсонДжонатан Свифт и доктор СимпсонЗаписки лечащего врачаАлександр СЕДОВ (с) нестройные заметки / январь 2016 г. .
В 1982 году искусство «литературного театра» на советском телевидении достигло своего зенита: на ноябрь была назначена премьера фильма «Дом, который построил Свифт» - авангардной по форме и вольной по содержанию трагикомической фантазии, строящейся вокруг личности великого писателя-сатирика и его идей. .
«Это наши впечатления, наше мнение о Свифте, раздумья о долге художника, его связях с жизнью, - говорил накануне широко анонсированной премьеры режиссёр Марк Захаров. - Фильм не претендует на историзм и делается в жанре серьёзной комедии». .
«Хочется, чтобы посмотревший его человек подошёл к полкам, достал книгу и начал читать, может быть, потом поспорил бы с нами, - вторил режиссёру драматург Григорий Горин. – Хотя подобная цель и кажется утилитарной, она не так мала: замечательный писатель соединится с сегодняшними читателями и зрителями» (журнал «Телевидение и радиовещание», №10, 1982 г.). .
Вольнодумная постановка в назначенный день в эфир не вышла – умер Брежнев. На время траура программу передач спешно перекроили, и писателю Свифту, весь фильм молчащему как бы в знак протеста против притеснения Ирландии британской короной, места в новой сетке не нашлось. Фильм временного «позабыли» - и вышел он уже только в Перестройку. Но в данном случае интересно другое. .
читать дальше
.
.
Марк Захаров и Григорий Горин для своего вольнодумного фильма как бы заимствовали модель, обкатанную в первых сериях ленфильмовского «Холмса». За абсурдистской формой эта модель, может, не сразу узнаётся, но становится видна в пересказе.
.
В дом видного интеллектуала Джонатана Свифта, чудака и парадоксалиста, приезжает некий доктор Симпсон. От имени Опекунского совета, этакого воплощения коллективного здравого смысла, ему надлежит провести расследование – разобраться со странными порядками, царящими в доме. Свифт ведёт себя подозрительно, как, в общем, и все другие домочадцы и гости, что в некотором роде пугает доктора Симпсона, противоречит его жизненным принципам. Мистер Симпсон пытается вести себя как врач, смотреть на происходящее со стороны и держаться особняком – он полагает себя единственно нормальным человеком в доме. Чтобы хоть как-то объяснить чудеса, которые творятся в доме, он строит гипотезы, от которых затем вынужден отказаться. В конце концов, в его душе происходит мировоззренческий переворот – он резко меняет своё отношение к хозяину дома. Подозрения, в результате, отброшены. Симпсон переходит на сторону Джонатана Свифта и решает ему помочь – прорвать вокруг его идей заговор молчания, соглашаясь написать о Свифте книгу под названием «Записки лечащего врача», чтобы сведения, изложенные в них, невозможно было опровергнуть в будущем.
.
Как на месте доктора Симпсона мог бы заявить доктор Ватсон: «Да, мои книги будут читать во всём мире – в Австралии, во Франции, в Японии… В России, чёрт возьми!»
.
.