- Любопытные, надо вам сказать, бумаги попадаются в старых папках у писателей...
Михаил Афанасьевич, "Хромая судьба"
Мои френды, полагаю, и без меня знают, а всем остальным напомню, что издание Стругацких «Стажеры; Второе нашествие марсиан» (М.: Молодая гвардия, 1968), так называемый «перевертыш» - первое советское издание по типу американских «даблдекеров», состоящих из двух, начинающихся с разных сторон книги, произведений с независимой пагинацией, - имело среди прочих выходных данных сакраментальное: «Цена 66 коп., в суперобложке 68 коп.» Но реализовывался лишь вариант по 66 коп, без никакой суперобложки! Загадка «супера» - был он? нет? - оставалась неразгаданной вплоть до выхода нашего со Светланой Бондаренко тома "Стругацкие. Материалы к исследованию. Письма, рабочие дневники. 1967-1971" (Волгоград, ПринТерра-Дизайн, 2013). Не устаю напоминать: издание это вышло исключительно благодаря содействию Сергея Соболева . Так вот во время подготовки тома Алла Кузнецова по нашей просьбе связалась с Белой Клюевой, знаменитым редактором МГ, которая со всей определенностью подтвердила существование «супера»: «"Супер" был. Но на малой части тиража. Почему? Потому что эти «суперы» надевались вручную, и вся редакция дружно обертывала книги. Конечно, весь тираж обернуть мы не могли». Тогда же Илья Юдин связался с художником книги Григорием Перкелем, проживающим ныне в США. Он в своем архиве нашел гуашь к половине суперобложки, той ее части, которая начинала «Второе нашествие марсиан», и дал очень интересные пояснения об иллюстрировании «перевертыша». (Текст "Материалов к исследованию" доступен по
ссылке) Ту гуашь мы опубликовали на вклейке к тому, причем замечательное издательство «ПринТерра-Дизайн» - поклон Андрею Тужилкину! - вынуждено было дать эту страницу вклейки в цвете - исключительно по важности замысла художника, по важности загадки "супера".
Казалось бы - всё? Подтверждение реального существования суперобложки получено. Из двух независимых и авторитетных источников. Что еще? Еще посмотреть бы на реальный «супер»! И здесь мы возвращаемся к эпиграфу этого поста: «Любопытные, надо вам сказать, бумаги попадаются в старых папках у писателей...» У художников, однако, тоже! Первые дни нового года принесли нам замечательную новость:<
читать дальшеlj-cut text="Читаем и, главное, - смотрим! - дальше...">
Григорий Перкель сообщил Илье Юдину, что отыскал, наконец, в своем архиве тот самый «супер»!
Прежде чем приступить собственно к просмотру, я должен предупредить возможные вопросы. А именно почему суперобложка выглядит как новая. Да, художник использовал технические достижения нашего времени и постарался убрать всю «патину» так быстро промелькнувшего времени. Примем же его решение как данность. Художник наверняка в своем праве. Точно так же, как не показывают никому полуготовую работу, так же не хотелось Григорию Зульевичу демонстрировать фактически в первом показе, в своеобразной премьере все царапины, помятости, сгибы и надрывы бумаги суперобложки. Мы с Ильей все же попробовали убедить художника и попросили разрешить показать и нынешний оригинальный ее вид. Но он был непреклонен. Он только нам двоим прислал - в качестве лишнего подтверждения реальности того самого «супера» - скан оригинала до компьютерной его обработки. Подтверждаю: на оригинале присутствуют все означенные выше дефекты времени, ему в самом деле без мелочи пятьдесят лет. Хранился он, видимо, в папке согнутым посередине, клапаны были расправлены.
Касательно отличия ранее предоставленной нам гуаши к ВНМ от фактического вида половины суперобложки художник сказал следующее: было два варианта эскизов и редакция выбрала не тот, который он нам тогда дал.
Итак, смотрим.
«Перевертыш» одет в «супер», клапана загнуты. Справа начинаются «Стажеры»:
То же, но справа начинается «Второе нашествие марсиан»:
Скрытый вид клапана к «Второму нашествию марсиан»:
Скрытый вид клапана к «Стажерам»:
Полный вид «супера» с расправленными клапанами:
В качестве эпилога.
Что ж теперь? Все загадки разгаданы? Или что-то еще осталось? Н-ну... Хотелось бы все же знать, сколько именно суперобложек было напечатано, на скольких томиках золотой краской по коленкору переплета было проставлено «68 коп.»? Почему даже в Ленинке и в Салтыковке нет экземпляров с суперобложкой?
В качестве бонуса.
В дневнике Аркадия Натановича за 1974-1977 годы на последних страницах перечислены имеющиеся в его библиотеке издания АБС. Среди прочих есть и такая запись:
Перевертыш - 5
- " - уникальный - 1+1
Ну чем таким уникальным могут отличаться два экземпляра перевертыша от прочих? Не автографами же авторов Полагаю - именно наличием «супера». И если это так, то суперобложки имелись: одна - у художника (и ныне имеется), две - у одного из авторов. Статистика, конечно, хилая, но уж какая есть