11.01.2016 в 10:21
Пишет Morceleb:Лебединая песня.
Один из последних парусников, занимавшихся не пиратством, но каперством.
Во время первой мировой войны немцы пытались бороться с английским торговым флотом любыми доступными им средствами и одним из таких средств были рейдеры, наиболее известными из которых стали крейсеры Эмден и Кенигсберг. Наряду с военными кораблями немцы использовали так называемые вспомогательные крейсеры, то есть торговые корабли, вооруженные и переоборудованные для долгого крейсерства.
К сожалению для немцев что с боевыми, что со вспомогательными крейсерами у них было не очень хорошо и одним из нетрадиционных решений стало переоборудование во вспомогательный крейсер парусника.
Выбор пал на трехмачтовик «Пасс оф Бальмаха».
История этого судна началась аж в 1878 году, когда он был спущен на воду в Шотландии (где располагались крупные и весьма совершенные по тем временам верфи). Длина корпуса судна составляла 83,5 метра, ширина 11,8 метра, осадка 5,5 метра, валовая вместимость — 1852 брутто-регистровые тонны, площадь парусов — 2600 м2. Во многом выбор основывался на том, что похожих на него по размерам и парусному вооружению судов было огромное количество и опознание рейдера в случае чего могло бы стать для союзников той еще головной болью.
Американец «Пасс оф Бальмаха» (Pass of Balmaha) достался немцам в 1915 году, когда англичане его задержали с грузом хлопка (хлопок - сырье для производства нитропорохов и считался на тот момент стратегическим грузом, поэтому он и был задержан для дальнейшего разбирательства, после чего его с призовой командой англичан на борту и под английским флагом, прихватили немцы на практически законных основаниях).
Судно было переименовано в "Морской Орел" (Seeadler)и начали готовить к крейсерству. Готовили не только техническое оснащение, включавшее установку дизельного двигателя, топливных баков и погрузку огромного количества припасов, а так же помещений для пленных, но и легенду, которая должна была позволить "Морскому орлу" вырваться на оперативный простор. Корабль (теперь уже можно называть его кораблем, ибо он стал военным) должен был притворяться норвежским парусником "Ирма", получил новое имя, поддельные судовые документы, команду из немецких моряков, свободно владеющих норвежским языком, у которых так же были поддельные документы и даже письма "от семей и друзей" на норвежском, написанные разными почерками.
В середине декабря 1916 года "Морской орел"/"Ирма" вышел в море. Припасы, снятые орудия и помещения для пленных замаскировали грузом леса, большая часть команды пряталась в этих самых помещениях.
Под прикрытием шторма "Морскому Орлу" удалось пройти мимо английских патрульных судов, лишь у берегов Исландии натолкнувшись на английский вспомогательный крейсер Эвендж (крупный вооруженный торговый пароход). Англичан, прибывших для осмотра и проверки подозрительного судна немцам удалось обмануть, после чего груз был сброшен за борт, пушки установлены на палубе и началось довольно долгое и успешное рейдерство.
За время своей 224 дневной военной карьеры "Морской орел" утопил три парохода и 11 парусников общим водоизмещением около 30000 тонн (более чем в 15 раз больше собственного). При этом удивителен тот факт, что в результате действий немецкого рейдера не погиб ни один моряк ни с той ни с другой стороны - все жертвы рейдера не были вооружены и не оказывали сопротивления.
Путь "Морского орла" оборвался на рифах близ острова Мопеха, когда налетевший шквал сорвал его с якорей. Несмотря на все усилия команды спасти корабль не удалось и команде пришлось спасаться на шлюпках.
Удивительно, но гибель корабля не сломила решимости его капитана, графа Феликса фон Люкнера, который вместе с 6 добровольцами решил продолжить свою миссию и на шлюпке прошел под парусами еще более 2000 миль (!!!), был захвачен в плен, бежал вместе с товарищами, похитил катер начальника лагеря, был снова пленен. На этот раз фон Люкнера и его соратников разделили по разным лагерям, где и пробыли до конца войны.
Остальная команда осталась на месте крушения, но сумела захватить французскую шхуну "Лютеция", на которой дошли до острова Пасхи, где и сдались местным властям.
В целом идея маскировки под парусник себя оправдала полностью.
URL записи