27.01.2016 в 15:10
Пишет  Morceleb:

Дункан, опередивший время
Из-за мерзкой погоды во время обеда я на улицу не пошел, решил помаяться дурью. Вспомнил Жюля нашего Верна, которого всякое школоло, начитавшееся лурка, критикует за дерево омба, про которое написали и растиражировали, причем критикуют как яростные ботаники, которые про дерево омба знали все еще в момент просмотра фильма, а особо продвинутые - так и при прочтении книги.
Хрен с ним с деревом омба и прочими кондорами с грузоподъемностью в 12 летнего мальчика, способного к планирующему полету после смерти, обратимся к бренному, а именно к яхте Дункан.
Яхта "Дункан" была двухмачтовым бригом. Она имела фок-мачту с марселем и брам-стеньгой и грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком; кроме того, треугольный парус - фор-стаксель, большой и малый кливера, а также штаговые паруса. Вообще оснастка "Дункана" была достаточна для того, чтобы он управлялся, как обыкновенный клипер. Но, конечно, главным его двигателем являлась паровая машина в сто шестьдесят лошадиных сил, новейшей системы и снабженная перегревателями, позволяющими поднимать давление пара до очень высокого уровня, и приводившая в движение два винта. Идя на всех парах, "Дункан" развивал наибольшую скорость. Действительно, во время пробного плавания в заливе Клайда патент-лаг [прибор, показывающий скорость движения судна] показал скорость в семнадцать морских миль в час [морская миля равняется 1852 метрам].
Напомню, что речь идет о судне, которое в 1864 году уже плавает, уже прошло ходовые испытания.
Как раз в это время Джон Элдер (родом, кстати из Глазго, как и Дункан) получает патенты на компаунд-машины тройного и четверного расширения и предпринимает усилия по их внедрению в английском торговом флоте. То есть в принципе под «паровая машина в сто шестьдесят лошадиных сил, новейшей системы и снабженная перегревателями, позволяющими поднимать давление пара до очень высокого уровня,» можно понимать именно компаунд-машину.
И вот тут начинается интересное.
Приведенная Жюль Верном мощность в 160 л/с категорически недостаточна для достижения скорости в 17 узлов. Под парусами Дункан ее тоже не достигнет, ибо такие скорости были доступны в те годы только клипперам, не отягощенным паровыми машинами и имевшими куда больше парусов, да и то лишь при почти штормовом ветре.
Для примера - 160 тонный миноносец "Взрыв", построенный на 12 лет позже при 800 сильной машине развивал скорость всего в 14 узлов, имея при это гораздо более узкий и обтекаемый корпус. Это первое, что бросается в глаза при взгляде на Дункан.
Смотрим дальше - сколько весит машина и котлы Дункана? На самом деле не так уж и много, компаунд машины первых выпусков весили около 50 кг/лс (вместе с котлом, пароперегревателем и так далее) - около 8 тонн. Валы, винты и прочие механизмы съедят еще тонн 5. Вроде бы можно жить, но.....
Расход топлива для компаунд-машин этого времени составляет примерно 1.2 кг/лс*час. в сутки - 4,5 тонны. При экономичной скорости (не выше 2/3 максимальной) - в два раза меньше.
В первой части Дункан совершает переход из Глазго в Консепсион, затратив на него около 5 недель (если мне не изменяет память). Это дает нам скорость около 10 узлов при условии, что плавание не прекращается ни днем ни ночью, а заходов в гавани нет (они и не упоминаются). Вполне себе экономичная скорость. При этом судя по тексту машина вообще не останавливается. А это дает нам расход топлива в 157 тонн, причем без учета расхода котельной воды (конденсаторы не совершенны, увы).
Все это несколько сомнительно на судне водоизмещением 210 тонн, из которых примерно 35-40 % - это корпус, а учитывая наличие мачт и развитого парусного вооружения, машины и механизмов, 40-50% это полезная нагрузка (включая топливо) при крайне оптимистичном раскладе.
Команда Дункана насчитывала 25 человек, исключая пассажиров, с ними 30. По Верну на всю эту братию был сделан запас провизии на 2 года. При самых оптимистичных раскладах - 10-12 тонн.
вода нужна минимум на месяц - еще около 2 тонн на питьевые нужды.
котловой воды - около 10-15 тонн, точнее не сказать, не зная точного типа машины.
Вооружение дункана - 8 фунтовая пушка (вес системы с лафетом около 1.5 тонн, боеприпасы еще примерно полтонны.
В итоге получается, что вес топлива и полезной нагрузки Дункана вплотную приближается к его водоизмещению, при этом он имеет скорость не менее чем в полтора раза выше, чем позволяют его машины.
Однозначно, это выдающееся, передовое судно ))))
Либо делать ставку на то, что 90% времени Дункан идет под парусами, задействуя машину лишь в случае необходимости, что позволяет сократить запас топлива до разумного предела в 30-40 тонн. К сожалению, сильно сократить запас котловой воды не получится - при повторном запуске машины неизбежны ее потери.
В результате реальный Дункан имел бы максимальную скорость узлов 13 под парами на полном ходу (оптимистично) и примерно столько же под парусами (столь же оптимистично, при хорошем ветре). Запас хода на полной скорости был бы около 2000 миль полным ходом и около 4000 экономичным (7-8 узлов). Действия книги стали бы не столь динамичны и сильно зависимы от погоды и ветра, поэтому реалистичность была принесена в жертву.
Так что, граждане, если будете критиковать Верна, упомяните Дункан, а то надоели уже с омбой и кондором)
А то можете сами найти пару ляпов, если прочитать хотя бы одну книгу Верна, их можно с десяток найти)

URL записи