В опубликованной части отчета о своем путешествии в Америку П.П. Мельников писал:
«Известно, что давно уже занимаются придуманием механического орудия, которое могло бы заменить невыгодную во многих отношениях ручную работу при производстве выемок; но известно также, что все приборы, доселе испытанные, оказались далеко не оправдывающими ожиданий изобретателей. Для Американцев подобное изобретение было бы особенно полезно, по причине высокой вообще цены за поденного рабочего, и потому многие занимались этим предметом и в Соединенных Штатах. В последнее время некто г.Отис (Штата Массачусетс), изобрел прибор, названный им Excavator, которым вопрос решается самым удовлетворительным образом, и в особенности при делании глубоких траншей для каналов или железных дорог».
Описание в техническом отношении железных дорог Северо-американских Штатов (Из отчета путешествия Полковника Мельникова по Америке) // Журнал путей сообщения. 1842. Т. 3, кн. 1. С. 3–4.
Это не чертеж, что был опубликован в журнале - скорее рисунок, но рисунок того самого экскаватора
А это уже фотография такого парового экскаватора в работе - в США.
В 1842 году в Соединённые Штаты был направлен преподаватель Института инженеров путей сообщения И.Ф. Буттац для закупки паровых экскаваторов для начинавшегося строительства. (Буттац был известен участием в реконструкции Аничкова моста в 1841 году, а также еще и тем, что первым наладил в России производство асфальта).
Буттац выполнил задание - два паровых экскаватора Отиса работали на выборке грунта при строительстве Петербурго-Московской железной дороги.
Жизнь самого изобретателя экскаватора оказалась короткой. Уильям Отис получил патент на свое изобретение в феврале 1839 года, а в ноябре того же года умер в возрасте 26 лет. Кстати, прототип экскаватора Отису помог построить Джозеф Гаррисон, который в 1842 году возглавил Александровский завод под Петербургом, который начал производство паровозов и вагонов для новой железной дороги. Русская Википедия путает Уильяма Отиса с его двоюродным братом Элайшей Отисом, более удачливым изобретателем тормозов для лифта и основателем крупнейшей компании по производству лифтов и эскалаторов.
Кстати, некрасовское описание стройки по меньшей мере неточно: не то, чтобы вот такого не было:
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Очевидно, что экскаваторы не делали всю работу. Но вот немцев от американцев отличить можно было?
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладет.
Хотя, как нас учили, в России все, кто не русские - немцы...
Правда, в отличие от самих паровозов и пароходов, паровые экскаваторы в России не прижились. Ручной труд оказался дешевле.