212 лет назад, 21 февраля 1804 года, произошло выдающееся событие, ознаменовавшее начало эпохи стимпанка. В Южном Уэльсе впервые отправился в путь первый железнодорожный состав на паровой тяге. Небольшой эшелон из нескольких вагонеток с углем приводился в движение сконструированным Ричардом Тревитиком паровозом "Пенидаррен" (Pen-y-Darren) - первым в мире локомотивом, пригодным для практического применения. Ранее такие составы буксировали лошади.
Хотя паровоз Тревитика продемонстрировал свою работоспособность, его конструкция была весьма несовершенна и во многом - нерациональна. В частности, топка располагалась очень неудобно, а уголь в нее можно было загружать только на стоянке. Кроме того, Тревитик зачем-то применил громоздкую, сложную и в принципе ненужную шатунно-шестеренчатую трансмиссию с огромным маховиком, из-за которой его локомотив напоминал катящийся по рельсам часовой механизм.
читать дальше
"Пенидаррен" эксплуатировался недолго. Уголковые L-образные рельсы, по которым он ездил, не были рассчитаны, на его массу, поэтому вскоре один из уголков под ним лопнул и паровоз опрокинулся. Восстанавливать его не стали. Владелец железной дороги вернулся к конной тяге, опередившую свое время машину отправили на слом, а Тревитик занялся проектированием более совершенного паровоза, построенного в 1808 году и получившего забавное название "Поймай меня, если сможешь" (Catch Me Who Cfn). Но это уже другая история.
На заставке - разрез первого паровоза и портрет его разработччика.
Чертеж паровоза "Пенидаррен".
Современнй рисунок "Пенидаррена". Его сюжет отчасти является фантазией художника, так как нет никакой информации о том, что этот паровоз когда-либо использовался для перевозки пассажиров.
Еще одна полуфантастическая картина, на которой паровоз Тревитика встретился на двухуровневой развязке с гораздо более поздним локомотивом. На самом деле повстречаться они никак не могли, поскольку паровозы, подобные едущему по мосту, появились лишь спустя 30 лет после "Пенидаррена".
Анимированное изображение "Пенидаррена".