Оригинал взят у в Миф о несовершенном человеке. Часть вторая. Педагогическая.
Прежде, чем перейти к главному вопросу – т.е., к тому, возможно ли построение коммунистического общества «на основе» современного человека (и как это возможно), следует обратить внимание на более локальный, но от этого не менее важный вопрос. Являющейся, по сути,  ключом к указанному. А именно – на то, возможно ли «порождение нужного человека» посредством воспитания (об этом так же говорилось в первой части, но тут будет подробнее). На самом деле, состояние дело в нем (воспитании), не сказать, чтобы особо удовлетворительное. При этом если с образованием – т.е., с «привитием» знаний хоть что-то получается, то с «формированием личности» дело обстоит намного хуже. Несмотря на все затраты общества на эту цель, на формирование индивидуума гораздо большее влияние оказывают совершенно случайные факторы, будь то отношения в семье (отношения не к ребенку, которые и являются воспитанием, а просто отношения между родителями, братьями и сестрами и т.д.) или пресловутое «влияние улицы».

В результате возникают всевозможные «теории» о разной «воспитательности» людей, о том, что все воспитательные воздействия не являются определяющими для личности. А реальными факторами, приводящим к доминированию у нее тех или иных моделей поведения, выступают некие «природные», «примордиальные» ее свойства. Сейчас упор делается на «генетику», однако это всего лишь рационализация старых представлений, идущих из глубокой древности – когда и кто первый заметил малую эффективность воспитания, сложно сказать. Но факт остается фактом – то, что любые «отрицательные» навыки, начиная с курения и заканчивая воровством, у человека формируются практически мгновенно (и абсолютно бесплатно), а для привития положительных следует затратить уйму сил и времени, является практически неопровержимым. Однако в истории бывали случаи, которые выглядят прямо противоположным указанному. И самым известным из них – по крайней мере, на постсоветском пространстве – следует признать опыт советского педагога Антона Семеновича Макаренко, выразившийся в создании уникальных воспитательных организаций – колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинскогочитать дальше