Антоновичъ В. Б. "Колдовство. Документы — процессы — изслѣдованіе" (1877)
21 декабря, 2015
Интересная книга, в которой описаны дела о колдовстве, рассмотренные в Юго-западной России (т.е., Польше) в период примерно с 1690 по 1750.
Примерно на 40 страницах дается обзор дел и ещё на 100 - документы, типа показаний свидетелей. К сожалению, документы на польском и латыни.
Основной вывод положительный: при рассмотрении дел между равными и в спокойной обстановке суд выносил очень разумные решения - приходил к выводу, что в конкретном деле никакого колдовства нет, штрафовал за клевету (если кто-то обвинял другого в колдовстве) и за то, что верили в "бабское колдовство", небольшие наказания за отступление от веры (сдать несколько фунтов воска в церковь и костел). С подозреваемых "колдунов" брали письменную присягу о том, что они никакого колдунства не знают и зла никому не желают.
Особенно мне понравилось дело, в котором ребёнок из одной усадьбы кидал щепочки в другую усадьбу, несомненное колдовство. Постановление суда: мусор убрать и поставить забор между усадьбами. И ещё одно: женщина вылила под хлев соседа неизвестную жидкость, на суде она сказала, что это "щелок", чтобы под хлевом не было заразы. Приговор суда: так уж и быть, всё ОК, но если она ещё будет лить тайком всякую дрянь на чужую усадьбу, к добру ли, к худу, то получит 50 ударов.
Кажется, только два или три дела серьезно смутили судей: женщина, у которой нашли узелок с зубами и костями, не смогла внятно объяснить его наличие, её приговорили к пытке, но дальнейших бумаг автор не нашел. Люди повесили на дереве странный калач из теста, который осмотрела комиссия от суда, но решили, что волноваться не о чем. Обвиняемый в разбое не сознался под пытками и даже не выказывал страданий - суд постановил, что это из-за защитных чар, казнён, потому что против него дали письменные показания дворяне.
Проблемы с разумом начинаются, если:
"пострадавшей" стороной являются "просвященные" дворяне, которые вместо рационального, крестьянского, так сказать, суда, начинали требовать "магдебургского права" с испытанием ведьм и прочим бредом. А дворянина-то подальше не пошлёшь с приговором "верил в бабские колдунства";
в случае бедствий типа чумы. Но здесь уже вершился не суд, а самосуд, когда озверевшая толпа носится по округе и ищет, кого бы сжечь.
lizardian.livejournal.com/419999.html#comments