Пираты шестнадцатого века
Попробуйте определить, о каком временном периоде идет речь: несколько строго регулируемых компаний полностью контролируют сферу издательства, и как следствие, возникает пиратство. Некоторые из этих пиратов — идеалисты, некоторые просто хотят подзаработать, но все они заняты незаконным распространением самых популярных информационных товаров мира. И в конце концов издателям приходится идти на радикальные перемены, чтобы подстроиться под новую ситуацию.
Такое описание отлично подходит к музыкальной, печатной или киноиндустрии нашего времени. Как и к книгоиздательству в Англии времен Елизаветы I, середины XVI века.
В то время пиратство цвело буйным цветом по одной простой причине. После изобретения печатного пресса в 1440 году многие страны ввели ограничения касательно того, какие печатники какие книги могут печатать. В Англии королева Елизавета I дала некоторым печатникам монополию на важнейшие книги, например, Библию, букварь, альманахи и прочие основополагающие тексты.
Это стало причиной серьезного разногласия между издателями с правами и теми, у кого этих прав не было. Так что некоторые печатники попросту проигнорировали королеву и поступили единственным образом, позволявшим удержать их дело на плаву — стали пиратами.
Книжные пираты елизаветинских времен копировали религиозные книги и писали фанфикшн
Сирил Бэтерст Джадж (Cyril Bathurst Judge) в 1934 году описал в своей книге многих из наиболее ярких книжных пиратов Елизаветинской эпохи.
читать дальшеОдин из них, Джон Вульф, начал незаконно печатать книги в 1580-х годах (у него были лицензии лишь на некоторые книги, например, на «Защиту исконного и истинного христианства», но он печатал и многие другие). Его заключили в тюрьму в 1582 году, но он быстро вышел и продолжил свои подпольные операции, полагаясь на запас прессов и тайников для хранения книг. Вульф был идеалистом, верившим, что у королевы нет никакого права решать, что могут или не могут печатать типографы. Он даже называл себя Мартином Лютером книгопечатания.
Роджер Уорд был еще смелее. Он распространял пиратские книги, продавая их партнерам, международным книготорговцам и людям в округе Лондона (позже он прятал некоторые свои книги в курятнике, чтобы его не поймали). Истцы заявляли, что Уорд и прочие спиратили почти сто разных книг, и Уорд за это неоднократно попадал в тюрьму в 1580-е, пока наконец не вышел из игры в 1590-е.
Книжные пираты были особенно заинтересованы в перепечатывании религиозных книг, потому что они очень хорошо продавались: в конце 1570-х и начале 1580-х Роджер Уорд напечатал десять тысяч копий «Букваря с малым катехизисом» — и это в эпоху, когда полторы тысячи считались уже большим тиражом. Псалмы и библии тоже были популярным материалом для пиратства.
Популярным было даже фанатское творчество того периода. Ученый Наташа Симонова приводит убедительные доказательства того, что многие пиратские копии героического романа «Аркадия» включали в себя дополнительные истории, написанные поклонниками и расширявшие вселенную книги.
Издателям того времени удалось дать отпор пиратству… подстроившись под него
Некоторых книжных пиратов просто купили — бунтарь Джон Вульф с радостью принял долю издательских прав другого печатника и навсегда распрощался с пиратством. Другие тайные прессы были выкуплены или закрыты по мере распространения печатной технологии и издательских прав. Уже к началу 1580-х годов ситуация с правами улучшалась — разрабатывались международные соглашения, а гильдии печатников расширялись, принимая новых членов.
Но на протяжении многих лет государство продолжало в значительной мере контролировать книгопечатание. Нечто похожее на нашу нынешнюю систему наконец появилось в 1710 году с изданием Статута королевы Анны, еще больше регулировавшего авторское право, но, к счастью, установившего для него срок истечения. Стоит заметить, что перемены в законодательстве были результатом общественной реакции на устаревшие законы, приводившие к цензуре и нехватке книг.
Можно ли провести идеальную аналогию с нынешними пиратскими войнами? Любое сравнение скачиваний «Темного рыцаря» с перепечатыванием «Аркадии» будет натянутым. Важнейшее различие — тип информации, публикуемый пиратами, поскольку многие пираты Елизаветинской эпохи печатали книги, которые ныне находились бы в открытом доступе.
Но параллели все же есть. В идеализме Джона Вульфа легко увидеть праведный пыл борцов-пиратов вроде основателя сетевого черного рынка Silk Road. Если смотреть шире, точно так же, как новые законные возможности помогли подавить пиратство той эпохи, сейчас это помогает сделать доступность сервисов Netflix и Spotify, согласно исследованиям пиратства. Эти законные возможности получить информацию позволяют увидеть как похожи антипиратские меры нашего времени и XVII века, хотя нам еще есть куда стремиться.
Автор: Фил Эдвардс, который очень любит писать о том, что ныне забыто.
Оригинал: Vox
Перевел: Кирилл Козловский для Newочём new.vk.com/newochem?w=page-80512191_49376697