Два года назад
я уже писал, что первым видом общественного транспорта в Москве были так называемые линейки - пассажирские конные повозки с открытыми бортами и продольной лавкой на несколько человек. За прошедшее время у меня появилось несколько новых изображений этих "маршруток", которыми я хочу поделиться.
читать дальше
Ранняя линейка конца XVIII века из Сергиева Посада, сохранившаяся до наших дней в местном краеведческом музее. У нее еще нет крыши, зато пассажиры сидели на обитом бархатом диване, подвешенном на кожаных ремнях-амортизаторах. Над колесами видны каркасы грязевых щитков, которые ранее были обшиты кожей. Кучер правил экипажем стоя.
Наряду с большими многоместными линейками по Москве и Подмосковью ходили совсем маленькие - на 2-3 человека плюс "стоячее" место на площадке между задними колесами.
Такая миниатюрная повозка в 1892 году удостоилась изображения на картине Валентина Серова "Линейка из Москвы в Кузьминки". Сейчас эти места выглядят совсем по-другому, а с 1966 года в Кузьминки можно за 20 минут доехать от центра на метро.
Нельзя сказать, что линейки были чисто московским видом транспорта, встречались они и в других российских городах. Например, этот снимок сделан в 1904 году в Сарове. Кстати, крайний справа пассажир - местный губернатор и будущий премьер Столыпин.
А это фото снято в Грузии уже после революции и гражданской войны. Там линейки продолжали использовать вплоть до конца 1930-х годов как маршрутные прогулочные экипажи.