Если бы мы оказались в Самаре летом где-нибудь в конце XIX в., да и даже в начале XX, мы бы столкнулись с тем, что в городе было просто невозможно дышать. Машины в городе являлись еще экзотической новинкой, имеющиеся предприятия мало что могли сделать с чистотой воздуха, но проблема с чистотой воздуха была одной из самых насущных. Отсутствие зеленых насаждений (фактически единственным их островком был Струковский парк) да грунтовые дороги приводили к тому, что в Самаре постоянно возникали самые настоящие пылевые бури. Ситуация усугублялась тем, что пыль с дорог смешивалась с высохшими экскрементами животных, что делало эту пыль еще и – как тогда писалось в документах – источником «болезнетворных начал». Болезнетворной пылью дышали люди, она осаждалась на продуктах на самарских рынках. Купцы могли укрыться от этой напасти на своих дачах, но и они вместе с другими самарскими обывателями терпели серьезные неудобства и разделяли опасность заразиться опасными заболеваниями.
Власти города естественно понимали всю серьезность проблемы и принимали необходимые меры. Главным средством в борьбе с пылью стала поливка улиц, причем не только водой, но и нефтью. Как это происходило можно увидеть на примере того, что случилось в Самаре в 1911 году.
Откуда вообще возникла идея поливать улицы нефтью, да и вообще бороться с пылью?
читать дальше Впервые поливку улиц водой осуществил в Москве инженер Петр Щекотов еще в 1874 году. Но это оказалось не лучшим решением проблемы. О том, что стали делать дальше, писала московская газета «Новости дня» уже в 1902 году: «Как известно, поливка улиц водой способствует развитию на мостовых бактерий. Наука окончательно выяснила, что поливка улиц водой крайне вредно. В санитарном отношении не опасны улицы совсем не подвергающиеся периодическим поливкам. По инициативе городского инженера П.М.Щекотова, в непродолжительном времени на одной из московских улиц будут произведены опыты поливки улиц нефтью. [...] Испытания такой поливки мостовой были не так давно произведены в Америке и дали хорошие результаты. Оказываются, бактерии гибнут от нефти, пыль липнет к мостовой, которая, несмотря на большую жару, не просыхает».
Судя по всему, практика использования для поливки улиц Самары нефтью началась в 1910 г. Полив осуществлялся на значительной части города: на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) вокруг памятника Александру II, на набережной Волги, на Троицкой площади, около городского театра, полностью или частично на улицах Преображенской (ныне Водников), Казанской (ныне А. Толстого), Дворянской (ныне Куйбышева), Саратовской (ныне Фрунзе), Николаевской (ныне Чапаевской), Соборной (ныне Молодогвардейской), Самарской и Старо-Самарской (ныне Крупской), Предтеченской (ныне Некрасовской), Садовой, Воскресенской (ныне Пионерской), Заводской (ныне Венцека), Панской (ныне Ленинградской), Льва Толстого, Почтовой (ныне Рабочей), Троицкой (ныне Галактионовской), около железнодорожного вокзала. Всего было использовано 445 бочек нефти емкостью 25 пудов каждая (1 пуд – 16, 381 кг). Снова возникает вопрос: это была чистая нефть? По документам можно сделать вывод, что это были, вероятнее всего, остатки переработки нефти, накопившиеся в работе городского водопровода, мельницы, городской бойни. Часть подобного продукта была предоставлена Товариществом бр. Нобель, Каспийским товариществом и Товариществом «Мазут».
Уже весной следующего года в городскую управу начинают обращаться не только жители города, но и сам губернатор Н.В. Протасьев, указавший на необходимость продолжить в текущем году поливку улиц. Просьба о поливке улиц звучит не только от купцов, владельцев рыночных лавок, но, например, от директора самарской 1-й гимназии, где пыль мешала летним гимнастическим занятиям учащихся. Но не все были «за». Ряд гласных городской Думы высказывались и о недостатках такой практики. Говорилось о том, что такой полив вредно сказывается на обуви и автомобильных шинах, загрязняет одежду, а самое главное может негативно сказаться на здоровье и вообще способ пожароопасен.
Один из гласных укорял власти в том, что полив производится только в кварталах, где проживали состоятельные горожане, а там, где не было мостовых и водопровода люди задыхаются от пыли. При этом гласный считал, что поливать улицы необходимо именно водой в связи с тем, а еще нефть вредна для паркетных покрытий.
Городской голова М.Д. Челышев отверг претензию о том, что поливаются только «богатые улицы». Совместно с городским полицмейстером и санитарным бюро было решено полить именно нефтью все замощенные улицы. В первую очередь были политы набережная, Троицкий базар, Вокзальная и Ильинская площади, а также линии от пристани к вокзалу. Затем был произведен полив улиц с «большим движением» по заранее определенному плану. Городские власти объяснили, что при отсутствии во многих местах водоразборов, бороться с пылью с помощью воды по всему городу проблематично. Поливка же нефтью требует гораздо меньше воды, да и действует она на пыль гораздо эффективнее. Кроме того, было определено, что на тех улицах, где поливка нефтью использовалась в прошлом год, уменьшилась заболеваемость холерой. Как было справедливо замечено: «Порча паркетных полов не так важна, как важно здоровье тех жителей, которые лишены возможности выехать на дачу и принуждены дышать пылью». Все эти факты были аргументацией М.Д. Челышева.
Кроме Челышева в городской Думе выступал и заведующий санитарным бюро И.И. Мальковский. Фактически гласным в его лице была представлена та же аргументация, но уже с позиций специалиста-медика. Мальковский объяснил, что главными распространителями болезней в Самаре являются пыль и мухи, причем последние, как доказали новейшие на тот период исследования, являлись переносчиками не только холеры, но и чумы. Нефть же по отношению к пыли является вяжущим веществом, не давая ей подниматься и распространять «горловые заболевания». Мухи и их личинки также эффективно уничтожались после такой поливки. Главный санитарный врач города подчеркнул, что такой способ применяется за границей, причем не только для поливки улиц, но даже для пропитки камней, которые используются для замощения улиц.
Доклад городского головы был принят. Поливка улиц нефтью началась с середины мая и прошла по утвержденному плану, затронув те же улицы, полив которых осуществлялся и в прошлом году. Продолжилась ли такая практика в последующие годы - пока в архивных документах не удалось найти ответ на этот вопрос. Но мы знаем точно – когда-то с пылью в Самаре боролись нефтью.
Е.М. Малинкин – главный специалист отдела ИАД Самарского областного государственного архива социально-политической истории, к.и.н.
www.regsamarh.ru/info_act/publication/25.08.201...