15 февраля 2016, 15:40 история искусства криминалистика
Кошачья шерсть помогла разоблачить подделку картин
"Chicken Hauling Flowers" Клементины Форд "Chicken Hauling Flowers" Клементины Форд
www.nola.com
В ходе ежегодного конгресса Американской ассоциации содействия развитию науки была проведена встреча экспертов, посвященная применению научных методов для установления истории объектов искусства и разоблачения фальсификаций.

Криминалист из ФБР Бонни Магнес-Гардин (Bonnie Magness-Gardine), возглавляющая проект Art Theft Program, рассказала о действиях экспертов в деле о подделках картин художницы Клементины Хантер (Clementine Hunter). Хантер родилась в 1886 году в Луизиане и провела большую часть жизни, работая на хлопковой плантации. Рисовать она училась сама, воспользовавшись кистями и красками, оставленными одним заезжим художником. Первые картины она продавала за 25 центов. Сейчас ее произведения признаны шедеврами примитивного искусства. Семейная пара Уильям и Берил Тойе, жители Нового Орлеана, настолько хорошо научились воспроизводить стиль Клементины Хантер, что смогли продать много картин, выдав их за работы этой художницы. Впервые Уильям Тойе был арестован по подозрению в подделке еще в 1974 году, но обвинение не смогло доказать его вину. Наконец, уже в 2000-х годах следователи ФБР, вновь заподозрившие супругов в изготовлении подделок, обратили внимание, что в доме семейства Тойе живет приблизительно 30 кошек. В красочном слое картин, которые выдавались супругами Тойе за работы Клементины Хантер, были обнаружены частицы кошачьей шерсти, тогда как в подлинных работах Хантер шесть не содержалась. Это стало одним из доказательств обвинения. В 2011 году супруги Тойе были признаны виновными в подделке картин и приговорены к двум годам заключения условно и выплате компенсации обманутым покупателям картин.

В других докладах описывались атрибуция и исследование старинных произведений искусства. Например, Анико Безур (Anikó Bezur) и Иэн Мак-Клюр (Ian McClure), работающие в художественной галерее Йельского университета, рассказали об атрибуции найденной в запаснике картины «Обучение Марии», которая оказалась подлинной работай Диего Веласкеса. Серьезным аргументом в пользу этого стал химический анализ красок, использованных художником. Хотя в эпоху Веласкеса существовали готовые зеленые пигменты, он всегда изготавливал зеленую краску сам, смешивая синюю и желтую. Как показало исследования, в красочном слое сохранились отдельные частицы карбоната кальция (желтого пигмента) и синего азурита. polit.ru/news/2016/02/15/ps_art_forgers/