Спросил меня тут старший ребенок: «Мам, а кто вообще придумал эту чудо-машину?» И я поняла, что ответа нет. Я не знаю. Хотя в наличии две машины и есть мечта еще об одной.... Как так? И полезла я в дебри интернета искать информацию. Ведь, занимаясь любым делом, полезно знать его предысторию.
Для новичка кажется, что современные вышивальные машины — прямые преемницы прямострочных швейных машин, на которых наши мамы или бабушки (да и многие из нас) вышивали в свободно-ходовой технике. Но это не так. Самой первой специализированной вышивальной машине в 2029 году исполнится 200 лет! На форумах и в блогах довольно часто сейчас можно встретить дискуссию — что лучше, ручная или машинная вышивка. Сторонники ручной вышивки часто обвиняют машинную в бездушности и отсутствии оригинальности — в том смысле, что каждый вышитый на машине образец в точности похож на предыдущий. Кто знает, может быть и в XIX веке были дамы, предпочитающие в своей одежде только ручную вышивку по этой же самой причине? Ничто не ново под луной....
В 1829 г. известный французский изобретатель Joshua Heilmann изготовил первую ручную машину для вышивания гладью. Всего лишь через год Franz Mange из Сент-Галлена (Швейцария) приобрел две такие машины, причем с условием не продавать их больше никому в Швейцарии и поблизости без его согласия. Сам он, однако, дал разрешение на производство этих машин фирме Maschinen-Werkstätte und Eisengießerey. Несколько экземпляров были даже экспортированы, но на данном этапе машина успеха не имела.
В конце 30-х годов XIX века новый владелец фирмы Mange совместно с механиком Anton Saurer усовершенствовали конструкцию машины, благодаря чему качество вышивки на ней вплотную приблизилось к ручной.
В 1840 году в Сент-Галлене был построен первый крупный завод вышивальных машин. В 1855 году машина была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже, где вызвала ажиотаж. С этого времени машинная вышивка получила уже широкое распространение. К 1875 году в кантоне Сент-Галлена насчитывалось порядка 3000 (по другим сведениям 1500) вышивальных машин.
Принцип работы данной машины повторяет ручное вышивание.
Машина состоит из рамы (пялец) с натянутой на ней вышиваемой тканью. Рама эта подвешена вертикально так, что может свободно перемещаться как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.
Перемещение достигается с помощью системы рычагов, представляющих пантограф, рукоятку которого рабочий водит по рисунку, помещенному при машине. По обе стороны пялец находятся каретки, которые то приближаются, то удаляются от пялец и поддерживают каждая один, два или три ряда щипчиков, которые, в свою очередь, захватывают иглы. Последние имеют острия на обоих концах, а в середине ушко, в которое продета нить определенной длины.
Работа идет совершенно подобно вышиванию на пяльцах. Каретка с зажатыми в ее щипчиках 2 иглами подводится к пяльцам настолько близко, что иглы протыкают ткань. Тогда к выдающимся с другой стороны концам их подводится другая каретка, щипчики которой зажимают иглы, отпускаемые в это время щипчиками первой каретки. Затем каретка отходит от ткани, причем нити протаскиваются в отверстия на всю их длину. После этого пяльцы перемещаются в новое положение и рабочий вновь приближает каретку к ткани, причем иглы втыкаются уже в новые ее точки, после чего прежний ход работы повторяется в обратном направлении.
На открытке 1905 года (Франция, завод в Кале) — фотография вышивальной машины Гейльмана за работой. Слева сидит вышивальщик. Левой рукой он управляет пантографом, который перемещает вдоль линий увеличенного рисунка - сейчас мы назвали бы это дизайном вышивки. Пантограф через систему рычагов перемещает вертикально натянутую ткань в нужное положение относительно игл. Правой рукой вышивальщик вращает колесо, которое проталкивает иглы через ткань, а ногой управляет зажимами, которые отпускают и удерживают иглы. Такая работа требовала немалых физических усилий, именно поэтому оператор машины — мужчина.
Справа стоит ассистентка, которая следит за работой игл и ликвидирует обрывы нити. Обратите внимание на непрерывную линию катушек с нитками на уровне талии ассистентки и снизу. По количеству катушек можно судить о количестве игл в этой вышивальной машине.
Таким образом, скорость вышивки на такой машине равнялась скорости ручного вышивания, экономия времени заключалась в том, что одна машина могла вышивать одновременно много узоров.
Еще одной революционной особенностью изобретения машинной вышивки стало то, что, если в других отраслях промышленности появление машины влекло за собой появление большой фабрики, то машинное вышивание направилось в маленькие домики, в кустарную промышленность, в отдаленные заброшенные уголки. Вышивальные машины были относительно невелики по своим размерам, их могли разместить у себя дома или в пристройке рядовые обыватели. Машину обслуживала вся семья, она становилась существенным источником дохода для крестьян или ремесленников. В отдельных областях восточной Швейцарии в 1880 году на каждые 20 жителей приходилась одна машина, целые деревни превращались в фабрики для машинного вышивания.
Вышивальная машина Гейльмана доминировала в вышивальном производстве вплоть до конца ХIХ века. Однако в 1863 году Isaac Groebli из Швейцарии изобрел другой тип вышивальной машины, которая позаимствовала принцип работы у недавно изобретенной швейной машины.
У своей предшественницы, машины Гейльмана, она позаимствовала рукоятку и механизм пантографа. Однако, имелись и существенные отличия. Отверстие в ее игле находилось, как и в швейной машине, на кончике острия. Для работы требовалось две нити, одна из которых шла из челнока позади ткани. Форма этого челнока напоминала форму лодки (Schiff на немецком), отчего все такие машины получили название Schiffli (чиффли). Принцип вышивки повторяет принцип шитья на швейной машине, только ткань натянута вертикально.
Таких игл могло быть очень много. В настоящее время в Университете в Манчестере (Англия) есть работающая Schiffli-машина, которой примерно 100 лет. В ней "всего лишь" 86 игл и ширина поля вышивки 2 метра.
В 1898 год сын Исаака Groebli изобрел автоматическую Schiffli машину. В ней отсутствовал пантограф, вместо него появилась система перфокарт, позаимствованная у жаккардовых машин. В 1900 году машина получила электрический привод. Машины были оснащены несколькими сотнями игл и были настолько массивными, что использовать их можно было только на крупных производствах.
На данном фото, сделанном примерно в 1905 году — цех с вышивальными машинами Schiffli. Слева в каждой машине размещается система перфокарт, как замена управляемому вручную пантографу. Машина полностью автоматизирована, для управления требуется всего один человек.
Несмотря на солидный возраст вышивальных машин Schiffli, в настоящее время они по-прежнему существуют и используются в производстве (естественно, в современном варианте исполнения). Машина может быть 18 метров длиной и иметь 1000 игл. На них изготавливают самые разные вышивки на целых полотнищах ткани, в том числе кружева.
После изобретения станков с программным управлением вышивка выполнялась автоматом, в котором пяльцы перемещались по программе, заложенной в бумажных перфокартах в виде отверстий, расположенных в определённом порядке. Перфокарты применялись до семидесятых годов двадцатого столетия.
Так что технология машинной вышивки постоянно совершенствовалась и совершенствуется. Новые идеи, новые машины, новая передача дизайна и, конечно, очумелые руки дизайнера, создающие красоту узора для будущей вышивки. И в итоге современные вышивальные машины могут вышивать практически всё!
На данный момент времени машины вышивают пятью основными стилями:
1. Вышивальная гладь (или сатин) — шов с плотно прилегающими друг к другу короткими прямыми или косыми стежками. Используется для вышивки букв, контуров, рамочек. Для этого шва можно задавать плотность стежков и длину стежка, которая варьируется в пределах от 0,5 до 12 миллиметров. Ограничения вызваны как техническими возможностями машины, так и здравым смыслом: стежки менее 0,5 мм выглядят как нагромождение точек, а стежки более 12 мм не будут плотно прилегать к ткани, а как бы «провисать». Машина воспримет такую ситуацию как ошибку, да и смотреться это будет непривлекательно.
2. Татами (или застил или степ) — оптимальный шов для выполнения дизайнерских вышивок. Прекрасно подходит для заполнения неограниченных площадей рисунка и вышивки сложных и замысловатых узоров. Для татами можно задавать длину стежка, плотность между стежками, угол и смещение между стежками. При помощи татами можно заполнять сплошными стежками всю поверхность, а можно вышивать повторяющимися мотивами (паттернами).
3. Крест — частный случай татами. Поверхность вышивки застилается крестиками, как и при ручной вышивке. Машинная вышивка при помощи креста — процесс, который требует от дизайнера особого мастерства, так эту технику можно назвать сложной.
4. Бегающий стежок или бэкстич — шов, который похож на ручной классический шов, стежок за стежком. Используется для обозначения контуров, может выполняться с утолщением.
5. Шениль — шов, имитирующий ручной тамбурный шов.
Пройдет еще лет 50 или 100, и уже вышивальные машины нашего времени тоже войдут в историю. Они будут вызывать удивление и восторг, а может, будут верой и правдой служить своим новым хозяевам. www.livemaster.ru/topic/1935681-istoriya-mashin...