«Миссия в Москву» была своего рода «госзаказом», экранизацией книги бывшего посла США в СССР (1936-1938) Джозефа Дэвиса (Joseph E. Davies). Но если эта книга в целом вполне позитивно освещала события в СССР и политику Сталина, в частности, то её экранизация, вообще, была сконцентрирована только на положительных аспектах жизни страны Советов. Не только достижения СССР в промышленности и сельском хозяйстве, но даже «образцово-показательные» суды 1930-х над «врагами народа» были показаны в «Миссии в Москву» в самом выгодном для Кремля свете. На экране возникла нарядная Москва с ломящимся от товаров магазинами, в том числе по парфюмерной части.
В фильме также оправдывается нападение СССР на Финляндию в 1939 году, как, впрочем, и заключенный в августе 1939 года советско-германский пакт о ненападении и сотрудничестве.
Недаром из всех просоветских фильмов Голливуда именно «Миссия в Москву» удостоилась чести выйти на экраны СССР. Забегая вперед, отмечу, что такая отчетливо позитивная поддержка советского строя была поставлена в 1947 году в вину авторам «Миссии в Москву» специально созданным палатой представителей Конгресса США комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.
Надо отметить, что авторы «Миссии в Москву» сумели польстить советскому руководству. Министр иностранных дел М.Литвинов полностью убеждает на экране американского посла Дж.Дэвиса, что «
нет безопасности для любого из нас, если нет безопасности для всех». М.Калинин шутливо признается, что его «любимый порок - американские сигареты». Не менее позитивно показаны в фильме В.Молотов, маршал Тимошенко и прокурор Вышинский. А сам Дж.Дэвис в одном из финальных эпизодов картины называет Сталина «великим строителем на благо человечества»…
Значительная часть экранного времени отведена в фильме путешествию Дж.Дэвиса по СССР: Харьков, Одесса, Донбас, Днепрогэс, Баку... «
Трактора, уголь, электроэнергия, сталь. Восхитительно, удивительно, поразительно, чудесно!» Других слов нет в лексиконе мистера Дэвиса. «
Я не могу назвать другого примера в истории человечества, когда так много было сделано за такой короткий срок», - говорит Дэвис товарищу Молотову.
А какие чудные люди! Патриоты! А женщины! Работают в шахтах – потому что у них с мужчинами равные права, - водят поезда, собирают трактора. Работа кипит, трактора собирают, но если что, если завтра война, если завтра в поход, тут же, на этом же заводе, можно делать и танки. Восхитительно, изумительно, поразительно, прекрасно!» [Лемхин, 2012] .
По сути, «Миссия в Москву» была для США своего рода дипломатическим инструментом, который должен был задобрить военного союзника.
Разумеется, после выхода в американский прокат (который, кстати, стал финансовым провалом) «Миссия в Москву» вызвала не только положительные отклики, но и критику в американской прессе. Т.Беннет [Bennet, 2001] приводит многочисленные подробности такого рода мнений.
Зато исходя из рецензий советских газет «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва» и «Известия» этот фильм стал актом дружественной признательности США по отношению к Советскому Союзу и Красной Армии…
Но для американской политики более важен был тот факт, что демонстрируя высокий американский стандарт жизни, «Голливуд начал конкурировать с компартией за владение сердцами и умами советских зрителей… «Миссия в Москве» стала оружием «мягкой силы», ее публичный релиз открыл дорогу ранее запрещенным в Советском Союзе легионам голливудских фильмов» [Bennet, 2001].
Еще одной просоветской лентой Голливуда 1943 года (шведы показали его в своем прокате только в марте 1945) стала «
Северная звезда».
… Июнь 1941. Мирное советское село атакует немецкая авиация. А вскоре его захватывают войска Вермахта. Нацистский врач (легендарный Эрих фон Штрогейм) решает использовать местных детей для переливания крови немецким солдатам. Но способные держать оружие в руках советские мужчины уходят в партизаны и делают все, чтобы помешать этому...
Разумеется, сельская жизнь изображена на экране в лубочно-гротескном стиле, но в целом история рассказана с большой долей симпатии и сочувствия по отношению к СССР и советским людям. Так что неудивительно, что после войны, как и «Миссия в Москву», «Северная звезда» была признана Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности просоветской пропагандой…
Сочувственным пафосом был проникнут и фильм «
Мальчик из Сталинграда» (1943), где сельские подростки вступают в борьбу с оккупантами, попутно спасая сына английского консула Томми, потерявшего родителей при попытке эвакуации из атакованного нацистами Сталинграда…
Главной ставкой просоветского Голливуда 1944 года стала мелодрама «
Песнь о России». Ведущую мужскую роль – американского дирижера - в этом фильме сыграл знаменитый американский актер Роберт Тейлор (1911-1969), который в послевоенный период работы все той же Комиссии вынужден был оправдываться и открещиваться от этого поступка.
Для Р.Тейлора этот фильм, вообще, стал роковым. По сюжету герой Тейлора, приехав весной 1941 года в Москву на гастроли, влюблялся в симпатичную русскую девушку Надю – талантливую деревенскую пианистку. И как это нередко бывает на съемках, Р.Тейлор (а он был в ту пору женат на американской звезде Барбаре Стэнвик) на самом деле стал ухаживать за исполнительней роли Нади - очаровательной Сьюзен Питерс (1921-1952). Однако – в отличие от «Песни о России» - в этой истории happy end не вышел: не получив развода, Р.Тейлор отправился служить в армию, С.Питерс вышла замуж за другого, в 1945 была тяжело ранена случайным выстрелом на охоте (в результате чего оказалась парализованной) и в 1952 году умерла…
Вслед за «Миссией в Москву» и «Северной звездой» «Песнь о России» была также наполнена гротескной идеализацией жизни в СССР. Окончившая сельскую музыкальную школу Надя, приехав в Москву на концерт американского дирижера, поражает его игрой на фортепьяно. В ее деревне все поголовно увлечены классической музыкой и т.д. Даже участие Михаила Чехова, исполнившего роль надиного отца – тракториста-музыканта – ничуть не сделало этот мелодраматический лубок достовернее…
В чрезвычайно позитивной по отношению к СССР мелодраме «
Дни славы» (1944) главную роль исполнил еще один выдающийся актер Голливуда – Грегори Пек (1916-2003). Его отважный герой – командир партизанского отряда. Он скрывается в лесу и время от времени совершает диверсии против нацистских оккупантов. Естественно, что в такого красавца и настоящего мужчину влюблены две красивые партизанки, одну из которых сыграла русская балерина Тамара Туманова…
Буквально накануне разгрома нацисткой Германии – в конце апреля 1945 – на американские экраны вышла еще одна просоветская картина - драма «
Контратака», по сюжету которой советские и немецкие солдаты оказываются в одном подземелье…
Доступность большинства упомянутых выше фильмов в связи с их DVD и интернет-релизами делает возможным анализ медийных стереотипов положительного образа СССР и советских персонажей в американских фильмах 1943-1945 годов.
«Миссия в Москву», США, 1943 «Песнь о России», США, 1944«Три русские девушки», США, 1943Разумеется «холодная война» второй половины 1940-х и 1950-х годов резко изменила ориентацию западного экрана по отношению к СССР. Однако, даже в снятом в 1948 году триллере «Берлинский экспресс» советский офицер был показан, скорее, с сочувствием, чем с подозрением…
Настоящая массовая западная киноатака на СССР была еще впереди…© Александр Федоров, 2013Фильмография:
Миссия в Москву / Mission to Moscow. США, 1943. Режиссер Michael Curtiz. Сценаристы: Joseph E. Davies (автор книги), Howard Koch. Актеры:: Walter Huston, Ann Harding, Oskar Homolka и др. Драма.
Премьера 28.04.1943 (США). Массовый прокат с 22.05.1943 (США), с 26.07.1943 (СССР), с 4.12.1944 (Швеция), с 16.09.1945 (Финляндия).
Мальчик из Сталинграда / The Boy from Stalingrad. США, 1943. Режиссер Sidney Salkow. Сценаристы: Robert Lee Johnson, Ferdinand Reyher. Актеры: Bobby Samarzich, Conrad Binyon, Mary Lou Harrington и др. Драма.
Премьера и массовый прокат с 20.05.1943 (США).
Северная звезда / The North Star. США, 1943. Режиссер Lewis Milestone. Сценарист Lillian Hellman. Актеры: Anne Baxter, Dana Andrews, Walter Huston и др. Драма.
Премьера и массовый прокат с 4.11.1943 (США). Массовый прокат с 3.03.1945 (Швеция), с 24.01.1947 (Голландия), с 21.03.1947 (Франция), с 5.04.1948 (Дания).
Три русские девушки / Three Russian Girls. США, 1943. Режиссер: Henry S. Kesler, Fyodor Otsep. Сценаристы: Maurice Clark, Dan James. Актеры: Анна Стэн, Kent Smith, Mimi Forsythe и др. Комедия.
Премьера 30.12.1943 (США). Массовый прокат с 14.01.1944 (США).
Песнь о России / Song of Russia. США, 1944. Режиссер: Gregory Ratoff. Сценаристы: Paul Jarrico, Richard Collins и др. Актеры: Robert Taylor, Susan Peters, Михаил Чехов, John Hodiak и др. Мелодрама.
Премьера 10.02.1944 (США). Массовый прокат с 17.02.1944 (США), с 19.02.1945 (Швеция), с 11.11.1945 (Финляндия), с 7.07.1947 (Дания).
Дни славы / Days of Glory. США, 1944. Режиссер Jacques Tourneur. Сценаристы: Casey Robinson, Melchior Lengyel. Актеры: Gregory Peck, Тамара Туманова, Alan Reed и др. Мелодрама.
Премьера 8.06.1944 (США). Массовый прокат с 16.06.1944 (США), с 13.11.1944 (Швеция).
Контратака / Counter-Attack. США, 1945. Режиссер Zoltan Korda. Сценаристы: John Howard Lawson, Mikhail Ruderman и др. Актеры: Stars: Paul Muni, Marguerite Chapman, Larry Parks и др. Драма.
Премьера и массовый прокат с 26.04.1945 (США). Прокат в Швеции с 15.10.1945. Прокат в Португалии с 16.03.1946.
Берлинский экспресс / Berlin Express. США, 1948. Режиссер Jacques Tourneur. Сценаристы: Curt Siodmak, Harold Medford. Актеры: Merle Oberon, Robert Ryan, Charles Korvin и др. Детектив.
Премьера и массовый прокат с 1.05.1948 (США), с 15.11.1949 (Швеция), с 17.02.1949 (Португалия), с 14.03.1949 (Испания), с 28.03.1949 (Дания), с 14.06.1949 (Франция), с 9.06.1950 (Финляндия), с 17.04.1951 (Япония), со 2.04.1954 (ФРГ), с 1.11.1954 (Австрия).