По итогам некоторого количества читанного современного подросткового фэнтези (переводного) и какого-то количества переведенного сформулировал, чем мне не нравится идея "избранного", "предназначенного", который единственный только и может спасти и т.д. Притом что вроде бы сама идея неплоха, если говорить о фэнтези как инициатическом жанре (а правильная инициация, имхо, как раз и предполагает возможность для _каждого_ стать избранным, Спасителем, Великим Охотником, о котором будут слагать песни), в современном ее воплощении я зачастую вижу некий дурной детерминизм. С одной стороны, герой зацикливается, ему перекрывается возможность для саморазвития: если раньше ты воспринимал себя как аутсайдер и фрик только потому, что не знал о своей великой миссии, то теперь все норм, прими себя, ты не фрик, а избранный с очень неприятной гордынькой. И во-вторых, сюжет в таком случае сводится к тому, что героя нужно допинать до заданной точки, а то и откровенно заманипулировать, чтобы в нужную минуту он оказался в нужном месте. Поэтому ему нередко врут, скрывают него важные компоненты квеста и т.д.
И это получается своего рода анти-фэнтези. Потому что в том же "Властелине колец", в общем, неважно, будет ли именно Фродо тем, кто донесет кольцо до Ородруина. Теоретически, если бы Фродо погиб, скажем на переправе, это мог быть любой из Хранителей. Да, это был бы другой сюжет, но история с географией на этом бы не закончились.
И это получается своего рода анти-фэнтези. Потому что в том же "Властелине колец", в общем, неважно, будет ли именно Фродо тем, кто донесет кольцо до Ородруина. Теоретически, если бы Фродо погиб, скажем на переправе, это мог быть любой из Хранителей. Да, это был бы другой сюжет, но история с географией на этом бы не закончились.