shano
| суббота, 15 июля 2017
15.07.2017 в 03:16
Пишет
Sindani:
Важные вехи истории #ушу в начале ХХ века или «Три звезды #Цзинъу»
Последнее время мне отчаянно везет на любителей и поклонников оздоровительно- физкультурно-воспитательного ушу, но я уже стал куда более мудрым (хотел сказать просто более старым ) и уже не вступаю с ними в какие-либо дискуссии на эту тему...
Однако весь анекдот состоит в том, что на самом-то деле оздоровительно-физкультурными и философствующими боевые искусства Китая стали сравнительно недавно, на рубеже ХХ века, а до этого посредством ушу решали гораздо более прозаические, но при этом куда более важные, вопросы - вопросы выживания!
Вообще, хочется обратить внимание отечественных любителей ушу, что в дореволюционное время китайское общество было разделено на два мира: мир образованных людей и мир простолюдинов. И жизнь образованного человека в эпоху Цин формировалась из игры на цине и в шахматы, каллиграфии и живописи, что было свидетельством его высокой культуры. Также важной составляющей жизни образованного человека были поэзия, вино и чай. А что же составляло жизнь простолюдина? Дрова, рис и масло, соль и соевый соус, уксус и снова чай (соответственно 琴棋书画诗酒茶 и 柴米油盐酱醋茶. Как видим, места для ушу там вроде и не было. Что же поменялось в жизни Поднебесной?
С середины XIX века в Поднебесной произошло много событий, без которых невозможно понять те умонастроения в народе и среди образованных людей, что в итоге вытолкнули боевые искусства в качестве национальной идеи возрождения Нации. Опиумные войны, Японо-китайская война, восстание ихэтуаней и другие события позволили Западному сообществу заявлять, что азиаты - ущербные люди, что крайне болезненно воспринималось самими китайцами. При этом важно понимать, что при ихэтуанях обучение ушу впервые перестало быть закрытым клановым ремеслом и стало массовым и доступным для всех. Однако это сильно повлияло на качество обучения, а после разгрома восставших сложилась двойственная ситуация - с одной стороны эпический проигрыш китайских боевых искусств западным регулярным войскам скомпрометировал их, но с другой стороны – в широкие массы распространилось это самое ушу, которое продолжали распространять выжившие – как символ противостояния западным агрессорам.
читать дальшеИ в 1909 году в Шанхае, в городе с богатой традицией землячеств-хуэйгуаней (会馆 и тайных обществ (帮会, в доме номер 52 по улице Бэйсычуаньлу была создана уникальная для Китая той эпохи общественная организация, заявившая своей основной целью - изучение боевых искусств. Считается, что сам Хо Юаньцзя (霍元甲, 1868 - 1910) дал ей название «Физкультурное общество утонченных боевых искусств» (精武体操会
Однако Мастер Хо скоро умер при достаточно странных обстоятельствах, и реальной работой в Ассоциации занялись Чэнь Гунчжэ (陈公哲, 1890-1961), Лу Вэйчан (卢炜昌, 1883-1943) и Яо Чаньбо (姚蟾伯, 1890-1961). В историю ушу эти парни вошли как «Три героя Цзинъу»(«精武三杰»), ибо китайцы любят звучные и пафосные прозванья, особенно с отсылкой к Седой Древности. Термин «три героя» (三杰 как раз и является такой отсылкой – современники под эти термином понимали трех сподвижников (諸葛, 亮關羽, 張飛 легендарного Лю Бэя (刘备, полководца и создателя царства Шу со столицей Чэнду (современная пров. Сычуань). Эти исторические деятели были выведены в качестве персонажей одного из четырех классических китайских романов «Троецарствие» («三国演义»), и популярность персонажей романа привела к тому, что в итоге они в народной среде сформировали характерные стереотипы героев. Т.е. аналогия прослеживается вполне простая: Лю Бэй – Хо Юаньцзя и т.д.
Вот эти три друга и придумали некоторую концепцию, которая оказала фундаментальное влияние на дальнейшее развитие ушу.
И так, есть «три героя» – и три звезды в символике Общества, определяющие направление деятельности ассоциации Цзинъу:
- звезда с желтым сиянием (что считается счастливым предзнаменованием) в правом нижнем углу флага символизировала физическое воспитание, главная цель которого - здоровье, укрепить здоровье и сохранить с годами хорошую физическую форму
- синяя звезда (а синий в китайской культуре часто символ спокойствия) посередине эмблемы символизировала собой воспитание мудрости - развить умственные способности и интеллект, научить отчетливо понимать разницу меж правдой и ложью, ясно различать добро и зло.
- красная звезда в верхнем левом углу символизировало нравственное воспитание - духовное совершенствование и воспитание характера. С другой стороны, в ту эпоху красная звезда еще была и символом перемен, возрождения от Цинского застоя и маньчжурской оккупации к возрождению Китайской Нации.
Идея была прекрасна - развивая тело, ум, нравственность (体, 智, 德 достигнуть бесстрашия, мудрости, человечности (勇,智, 仁, тем самым достигая так называемые "три добродетели" (三德 ). Что интересно, традиционно три добродетели включали в себя нравственность, ум и почтительность к родителям
И с 1 июня 1910 года «Общество Цзинъу» начало свой образовательный процесс, и основная руководящая мысль (爱国, 修身, 正义, 助人 определяла цели, куда должны вести занятия в «Обществе». И хотя преподавалось множество разнообразных физкльтурных дисциплин, обучение должно было развивать патриотизм и нравственность, быть справедливым и помогать другим, т.е. через совершенствование физических качеств своего тела в первую очередь развивать моральные и интеллектуальные качества.
Что интересно, кроме множества стилей ушу, в Обществе также преподавали английский бокс и японское дзюдо, а также широкий спектр известных нам западных спортивных дисциплин: атлетика, гимнастика, футбол, баскетбол, теннис… И все это в сочетании с музыкой и каллиграфией, театральным искусством и фотографией, пением и медициной… Как видим, «Трое героев» стремились к максимально гармоничному развитию человека. Как тут не вспомнить полностью знаменитый стих Ювенала, известный лишь по краткой выдержке «Orandum est ut sít mens sana in corpore sano..»:
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.
И что самое интересное во всей это истории, так это возраст этих «Трех героев Цзинъу», возраст, которому еще вполне присущ юношеский максимализм и идеализм, стремление улучшить мир вокруг себя…
(с)vk.com/wall288925483_140336?w=wall1934447_18242
URL записи