- Совершенно точно, "такой как я" в принципе не мог бы выучиться на Западе, это было нечто типично советское. Подробности, вероятно, здесь не слишком уместны в силу чересчур личного характера, но я достаточно хорошо знаю западные системы обучения и подготовки научной молодежи, чтобы говорить об этом с полной уверенностью.
- То есть, советская подготовка физика ценна своими специфическими чертами? Считаете ли вы, что нидерландская/датская специфика также важна для физики?
Я не силен в истории математики - так что, возможно, ошибусь - но мне кажется, что советская и российская математика сильна как раз своей связью с мировой наукой.
- Я не говорил про советскую подготовку физиков в целом, я говорил про конкретно свою ситуацию "адъютанта его превосходительства", личного сотрудника большого научного босса и при этом отличного физика и прекрасного человека - сочетание весьма редкое само по себе. У меня не было никогда определенной темы. "Мишенька, тут в PRL вот что появилось. Посмотрите и расскажите мне, пожалуйста, подробно" (в пределах всей физики!). Когда мне было двадцать четыре, он предложил помочь ему дописать учебник по физике твердого тела, который он никак не мог домучить предыдущие сорок лет (и который был готов примерно на треть). Когда он решил, что мне нужно научиться кое-чему, чему в нашем институте научиться было нельзя, он договорился с другим большим академиком в Москве, и я туда регулярно ездил в течение почти двадцати лет, без всякого официального статуса. Некоторые из моих нидерландских аспирантов и постдоков очень талантливы. Но я не могу позволить им разбрасываться, да они и не будут - они знают, что тогда они ни за что не найдут работу. Я не могу попросить их помочь мне с очередной книгой - вместо этого им нужно писать оригинальные статьи. Я не могу прикрыть их и гарантировать им карьеру просто потому, что я крут (хотя, вероятно, мое научное влияние сейчас как минимум сопоставимо с научным влиянием моего руководителя тогда - но на Западе это работает не так). В результате, я занимаюсь всей физикой конденсированного состояния (это больше половины всей физики) и кучей вещей за ее пределами, а больше таких не будет никогда. Они не смогут выучиться этому.
Нидерландская специфика несомненно важна. Такой настрой: мы маленькая страна, мы не можем заниматься всем, мы должны очень тщательно выбирать, чем заняться, и делать это лучше всех в мире (при этом, что важно, "мы" - это не этнические нидерландцы, и даже не граждане королевства Нидерланды, а все научные работники в королевстве, независимо от паспорта и даже от владения нидерландским языком; в таких нехилых научных странах как Германия и особенно Франция это, мягко говоря, не совсем так).
- То есть, важен бывает индивидуальный подход?
Спасибо; очень интересно!
- В советской науке были такие патриархальные заводи. Феодализм в самом хорошем смысле. В плохом тоже был, и более чем, тут уж кому как повезет. На Западе их нет. Или почти нет. Во всяком случае, у физиков - математики вечно на особицу.
ivanov-petrov.livejournal.com/2063580.html?thre...