Оригинал взят у в Как это делалось при демократии - 5
А "диктатура Закона" римлянину бы и в страшном сне не привиделась. И никогда бы он не ляпнул dura lex, sed lex, потому что если закон настолько суров, что за это приходится оправдываться, с этим же надо что-то делать срочно!

Главный свод римских законов был принят списком в середине V века до н.э. - это Законы XII таблиц. А отменен он был в середине VI века уже н.э. с принятием Кодекса Юстиниана. Т.е. тысячу лет Рим управлялся этими законами. Понятно, что с их принятия многое, мягко говоря, менялось. Но отменить закон практически невозможно. Они и не отменялись.

"Произвол" претора доходил до того, что он просто блокировал "пришедшие в негодность" законы. Все равно именно он (и другие магистраты) обеспечивали или НЕ обеспечивали их выполнение.

Ну например. Согласно строгому цивильному праву, в собственности у римского гражданина находится некоторый определенный круг вещей, с которыми он может обращаться только некоторыми определенными способами. Это - земля (и, соответственно, недвижимость на ней) и всё, что нужно для ее обработки - рабы, скот, инвентарь. Причем все сделки насчет этого имущества осуществляются только строго формальным образом - с помощью особой процедуры, манципации. Чтобы продать такую вещь, вы должны либо принести или привести ее (в случае с недвижимостью, принести ее кусок - кирпич от дома, горсть земли с участка) к особому чиновнику - весовщику.

В присутствии весовщика, продавца и пяти свидетелей покупатель заявляет: "Я покупаю у тебя эту вещь за эту медь" и ударяет особым куском меди по весам весовщика. Потом он отсчитывает реальные деньги.

А если кто-то продал вам манципируемую вещь без манципации, а просто получил с вас деньги и отдал вам ее, то по строгому цивильному праву перехода собственности не произошло, он так и остался собственником вещи и в любой момент может потребовать ее у вас.

Но в какой-то момент эта лабуда, естественно, стала тормозить торговый оборот и очень всем мешать. Но претор не может отменить закон! И он его не отменял. Он просто ввел новый особый институт - преторское владение. Теперь, если такой цивильный собственник приходил требовать обратно свою вещь, которую продал без манципации, претор говорил:

- Да, дорогой, ты, конечно собственник по цивильному праву, тут не поспоришь. Только иска я тебе не дам, потому что это будет несправедливо - вы ведь с покупателем согласились о цене? Ты деньги получил? Ну и всё. Теперь ты собственник, а он владелец. Но с вещью ты ничего сделать не сможешь, потому что я тебе не дам - ни забрать, ни продать, ни использовать никак. А он - не собственник, нет. Но вот он как раз сможет и пользоваться, и продавать, и завещать.

Вот такой вот произвол...