Mos, moris, m - ОБЫЧАЙ. (Ну еще "нрав", отсюда и
moral)
Есть божественный порядок, установленный Небом, и реализует его сакральное право. Но есть и порядок человеческий. Люди как-то сами взаимодействуют друг с другом, находят приемлемые для всех способы этого взаимодействия, используют их десятилетиями, а то и веками. А если что работает, не надо это чинить...
...считало римское государство. Оно подходило к делу так: "Закон - это то, что принял народ. Он мог принять это формально - голосованием на комициях, а мог - неформально, просто постоянным употреблением. Значит, обычай - это тоже, в некотором смысле, закон". Поэтому если на суде вы доказывали, что вот так поступали отцы, деды так тоже поступали, ну и вы так сделали, то этот аргумент принимался.
читать дальшеНебольшое отступление: с нашей злобно торжествующей максимой "Незнание закона не освобождает от ответственности" римляне бы не согласились. Да, каждый должен знать законы и нормы, для этого они публикуются, для этого их списки хранятся в храме Сатурна (вместе с римской государственной казной) - каждый может прийти и сделать себе копии. Но если вам удавалось доказать, что вы добросовестно не знали какой-то нормы (например, были в длительной отлучке, когда ее приняли, а доступа к интернету не было), то вы от отвественности освобождались.
Верно и обратное: если какая-то норма длительное время не употребляется, значит, народ счел ее ненужной. Значит, она и не должна употребляться. Поэтому если какой не в меру начитанный истец выскочит перед претором и, подбоченясь, скажет:
- А по закону от ...дцать лохматого года мне с ответчика причитается вот это!
То ответчик ответит:
- А когда этот закон вообще последний раз применялся?
- Да, - скажет претор, порывшись в документах, - я тоже что-то не припомню. Иди-ка ты, истец, домой...
При разобре дел преторы и судьи должны были принимать во внимание, например, торговые обыкновения, в том числе и местные, а они могли быть разные. Скажем, римлянин с иудеем ударили по рукам. Римлянин говорит: "Деньги отдам через неделю". Но римская неделя - 9-дневная, а у иудеев - 7-дневная. Судья будет рассматривать - где собственно происходила сделка. В Риме? Тогда иудей должен был учесть длительность римской недели. В Иерусалиме? Тогда римлянин - иудейской. В третьем месте? Вот тут сложный случай...
И все римские наместники также не ломали местных обычаев, а опирались на них. Проблемы возникали там, где эти обычаи римляне просто не понимали...
Скажем, такое недоразумение произошло с теми же иудеями или христианами (которых римляне поначалу от иудеев особо не отличали). Римляне недоумевали:
- Блин, да кто ж вам запрещает верить в этого вашего... Йух... Йах... э, да вы и сами не знаете, как его зовут! Или в этого "Хреста". Мы вас вовсе даже не заставляем верить в нашего Юпитера. У нас тут каждой твари по паре, и все верят в какую-нибудь хрень. Но почему?.. почему при этом нельзя каплю вина вылить перед статуей императора? Это же просто обряд, подтверждающий лояльность. А чем вам его статуя в храме мешает? Есть не просит, никого не трогает, молиться на нее не обязательно! Так вы ведь умереть готовы, только чтобы нормально себя не вести! Ну какое-то же злобное суеверие!
Письмо Плиния Младшего к Траяну все проникнуто этой растерянностью. Он не знает, что делать с этими христианами. Да и Траян не знает, поэтому выбирает типично американский крайне нелогичный с точки зрения права (на что ехидно потом указывали христиане) способ решения: don't ask - don't tell. Так они даже don't tell не могут...