Оригинал взят у в Плутарх против Солона, или Как греки заботились о смысле брачных отношений
Солон – афинский политик конца VII – начала VI веков до н.э. В 594 году до н.э. провел в Афинах ряд реформ и внес изменения в городское управление. Переработал существовавшие до него нормы греческого гражданского права, которые были записаны сначала на деревянных досках, а затем и выбиты в камне. Законы эти получили название таблиц Солона.


С критическим подходом Плутарха к древним авторам мы уже познакомились, когда он беспощадно громил «Историю» Геродота. Относительно законов Солона у него тоже имеется свое мнение.

«… Нелепым и смешным кажется закон, позволяющий богатой сироте, в случае неспособности ее мужа, (который в силу закона выступает ее опекуном) к брачному сожительству, вступить в связь с кем-либо из ближайших родственников мужа. Некоторые находят, что и этот закон установлен правильно: а именно, против мужчин, не способных к брачному сожительству, но женящихся на богатых сиротах из-за денег и на основании закона производящих насилие над природой. Мужчина, видя, что такая жена отдается, кому хочет, или откажется от брака с нею, или, оставаясь в браке, будет терпеть позор, неся наказание за свою жадность и наглость. Хорошо еще и то, что богатой сироте было дано право выбирать себе любовником не всякого, а только одного из родственников мужа, чтобы ребенок был близок по крови ее мужу и происходил из одного с ним рода.

читать дальше
» (Солон. 20)

В общем, что хочет нам сказать Плутарх о законах, регулирующих межполовые отношения в Афинах V века до н.э.?

«Солоновы законы о женщинах вообще говоря кажутся во многом нелепыми. Тому, кто застанет любовника своей жены на месте преступления, он дал право его убить; а тот, кто похитит свободную женщину и изнасилует ее, карается штрафом в сто драхм. Если кто занимается сводничеством, — штраф в двадцать драхм; исключение он сделал только для женщин, которые «ходят открыто», — Солон разумеет гетер, потому что они открыто ходят к тем, кто платит деньги. Далее, он запрещает продавать и дочерей, и сестер, если только девушку не уличат в преступной связи с мужчиной. Наказывать за один и тот же поступок то с неумолимой строгостью, то с благодушной шуткой, назначая какой попало денежный штраф, неразумно; впрочем, ввиду тогдашней редкости монеты в Афинах, трудность доставать деньги делала денежный штраф тяжелым». (Солон. 23)