Система римских имен весьма характерна и весьма удивительна. У греков родовых имен (по-нашему, фамилий) не было. Каждый грек был "Демосфен, сын Демарата, внук Антиоха" и т.д. Нет, конечно, аристократические семьи хранили память о том, что они из славного рода Алкмеонидов, но это не было индивидуальным идентификатором. И даже в "Я - Дункан МакЛауд из клана МакЛаудов" ударение все-таки стоит на "Дункан". Древним же (прям совсем древним) римлянам ставить такое ударение было просто некуда: "Я из клана МакЛаудов". Все. Никакого имени у меня нет. Да и меня, в сущности, нет. Есть клан. Я - это клан.
В древнейшем римском обществе субъектом общественных отношений был род, семья. Члены этой семьи были просто клетками одного организма, выступавшего навне как единое целое. Представителем этого организма в общественных отношениях всегда выступало одно лицо (вспомним о понятии persona) - pater familias, "отец семейства", старший член семьи мужского пола по восходящей линии.
Pater familias имел над членами своей familia* неограниченную власть - patria potestas**, "отцовская власть". Он мог их продать, убить, что угодно. От отцовской власти не освобождало ни совершеннолетие, ни вступление в государственную должность, даже высшую. От отцовской власти освобождала либо смерть отца, либо процедура отпущения им сына из под своей власти - э-ман-ципация (см. внизу по ссылке о значении manus), (наша эмансипация). Так вот только "отцы семейства" признавались римским правом personae sui iuris (лицами своего права - "сами себе хозяева". Все остальные не были лицами.
Так, положение сына было не просто подобным положению раба. Оно во многих отношениях было хуже. Например, если хозяин продавал раба, а новый хозяин отпускал его на волю, то раб становился свободным. Но если отец продавал сына, а новый хозяин отпускал его, то сын возвращался под отцовскую власть. Чтобы он стал свободным, его надо было продать троекратно, и троекратно же он должен был быть отпущен на волю. Именно так - в виде фиктивной троекратной продажи и отпущения - совершалась процедура эманципации.
читать дальше
В древнейшем римском обществе субъектом общественных отношений был род, семья. Члены этой семьи были просто клетками одного организма, выступавшего навне как единое целое. Представителем этого организма в общественных отношениях всегда выступало одно лицо (вспомним о понятии persona) - pater familias, "отец семейства", старший член семьи мужского пола по восходящей линии.
Pater familias имел над членами своей familia* неограниченную власть - patria potestas**, "отцовская власть". Он мог их продать, убить, что угодно. От отцовской власти не освобождало ни совершеннолетие, ни вступление в государственную должность, даже высшую. От отцовской власти освобождала либо смерть отца, либо процедура отпущения им сына из под своей власти - э-ман-ципация (см. внизу по ссылке о значении manus), (наша эмансипация). Так вот только "отцы семейства" признавались римским правом personae sui iuris (лицами своего права - "сами себе хозяева". Все остальные не были лицами.
Так, положение сына было не просто подобным положению раба. Оно во многих отношениях было хуже. Например, если хозяин продавал раба, а новый хозяин отпускал его на волю, то раб становился свободным. Но если отец продавал сына, а новый хозяин отпускал его, то сын возвращался под отцовскую власть. Чтобы он стал свободным, его надо было продать троекратно, и троекратно же он должен был быть отпущен на волю. Именно так - в виде фиктивной троекратной продажи и отпущения - совершалась процедура эманципации.
читать дальше