Наверняка многие из дорогих читателей слышали о выдающемся английском поэте XVIII - XIX века Джордже Гордоне Байроне, который был любимцем женщин, распутником и обладателем мрачной харизмы. При ближайшем ознакомлении с его родословной становится ясно, что странности в этом знатном семействе - вещь заурядная и обыденная. Так, например, его дед, вице-адмирал британского королевского флота Джон Байрон, носил прозвище "Ненастный Джек" (Foul-weather Jack) за почти сверхъестественную способность притягивать к себе штормы, жертвой которых он становился как минимум дважды, когда его корабль терпел крушение. Его сын и отец поэта, капитан Колдстримских гвардейцев Джон Байрон носил прозвище "Безумный Джек" (Mad Jack), любил выпить и, по некоторым сведениям, был наркоманом (в то время в Англии в ходу был "лауданум" - опиумная настойка на спирту). По крайней мере передозировка опиатом является одной из двух основных версий (наряду с туберкулезом) его смерти в возрасте 35 лет.
читать дальшеНо речь пойдет даже не о них, а о брате адмирала "Ненастного Джека" и двоюродном дедушке поэта - Уильяме Байроне (5-м бароне Байроне), имевшем худшую репутацию из всех Байронов и за глаза прозванном "злым лордом" и "дьяволом Байроном".
Будущий "злой лорд" появился на свет 5 ноября 1722 года в Лондоне в семье Уильяма Байрона, 4-го барона из Рочдейлских Байронов.
В возрасте 14 лет он унаследовал титул барона Байрона после того, как его отец скончался 18 августа 1736 года. Титул влечет обязательства, и спустя два года, в возрасте 16 лет юный Уильям становится лейтенантом королевского флота. В следующем году он вошел в число попечителей созданного при особе губернатора приюта для бездомных детей. Знатное происхождение, военный чин, филантропия и благотворительность - все это создавало в глазах общества портрет идеального джентльмена, так что покойный батюшка мог бы, без сомнения, гордиться сыном. Брак с девицей Элизабет Шоу, богатой наследницей, лишь упрочил статус Байрона в высшем свете Англии. Впоследствии он занимал ряд престижных должностей и, казалось, прожить быть ему жизнь образцом для подражания, офицером и джентльменом, но все погубил случай, а может - просто вино, высвободившее истинный нрав барона из оков светских условностей.
Все случилось 26 января 1765 года. Уильям Байрон вместе со своим кузеном и соседом Уильямом Чевортом выпивали и играли в карты в компании таких же зажиточных землевладельцев в лондонской таверне "Звезда и подвязка". Высокие ставки, крепкое вино, бахвальство и фалометрия (у кого поместье больше, у кого карты лучше) - и вот между кузенами разгорелась нешуточная ссора. Поскольку все были основательно пьяны и горячи, было решено уладить все разногласия там же, в соседней комнате, без секундантов и лишних глаз. Комната была практически не освещена, и в данной ситуации здравый смысл, конечно, подсказывал позвать кого то в качестве секундантов или, хотя бы, зажечь еще свечей, однако кого-кого, а Байрона обстоятельства совсем не смущали. Без особого труда он расправился со своим родственником, нанеся тому укол в желудок. Доподлинно не известно, было это следствием плохого освещения, или Байрон специально нанес такой удар, чтобы противник умирал мучительной смертью, однако результат был один - Уильям Чеворт промучился всю ночь, и отдал Богу душу лишь под утро следующего дня. Что же касается Байрона, то он, как ни в чем ни бывало, явился на следующий день в суд на слушание своего дела, а поскольку свидетели на дуэли не присутствовали, а другой участник и потенциальный свидетель к тому моменту умер и явиться для дачи показаний не мог, лорда Уильяма обвинили лишь в непредумышленном убийстве. Высокое положение Байрона позволило ему отделаться штрафом, который он тут же уплатил и вернулся в свое поместье в Ньюстед триумфатором.
Общество, наслышанное о случившемся, тут же окрестило Уильяма Байрона "злым лордом" (Wicked Lord) и "дьяволом Байроном", справедливо полагая, что убийство было вполне умышленным и хладнокровным. Сам Байрон, которому новообретённые клички пришлись по душе, словно бы издеваясь демонстративно повесил шпагу, которой убил кузена, на стену для трофеев. А дальше - пошло-поехало. Злой лорд словно поставил себе цель на все сто процентов оправдать свое прозвище. Однажды он повздорил с собственным кучером, и вновь, поддавшись вспышке ярости, выхватил пистолет и просто застрелил бедолагу на месте. Затем, желая увезти труп подальше от любопытных глаз, он затащил его в карету и усадил там напротив ошарашенной жены, а сам сел на козлы, взял вожжи и погнал экипаж домой.
Другим его увлечением был моделизм - в лесу неподалеку от поместья он построил миниатюрный замок, где устраивал шумные вечеринки и попойки с друзьями. Он даже начал строительство двух небольших фортиков с пушками и подумывал вырыть котлован, который предполагалось заполнить водой и устраивать там импровизированные морские сражения. Элизабет, которой было все труднее уживаться с чудачествами сорвавшегося с цепи мужа, в один прекрасный день просто от него сбежала. Впрочем, лорд Уильям не особо и грустил - он тут же присмотрел себе любовницу в лице хорошенькой служанки, которую за глаза стали называть "леди Бетти".
Проблемы в благородном семействе начались когда сын "злого лорда", тоже Уильям, удрал со своей кузиной Джулианой Байрон, дочерью младшего брата нашего героя, того самого "Ненастного Джека". "Дьявол Байрон" заявил, что, во первых, отношений между родственниками он не потерпит, ибо от этого могут родиться уродцы или психи (будто они и без этого не рождались в благородном семействе), а во вторых его сын должен жениться разумно, на невесте с хорошим приданым, поскольку сам лорд изрядно поиздержался на свои увлечения и семейный капитал трещал по швам. Когда же сын дал ему отрицательный ответ, Байрон окончательно озверел и решил, что в таком случае сын не должен получить по наследству ни гроша, и принялся с удвоенным энтузиазмом прожигать свое состояние, дабы оставить нерадивому отпрыску лишь долговые расписки. Помимо собственно денег "злой лорд" занялся порчей имущества, вырубив весь окрестный лес и перебив более 2000 особей оленей в своих владениях и причинив ряд разрушений. Роскошное поместье превращалось в выжженную пустыню. Однако плану не суждено было сбыться - сын погиб на войне в 1794 году, и наследником "злого лорда" автоматически стал его двоюродный внук, будущий поэт Джордж Гордон Байрон, которому на тот момент было 6 лет и с которым злобный старик не имел каких либо дел и не питал неприязни. Дьявол Байрон скончался в своем разоренном поместье 19 мая 1798 года, оставив потомкам дурную репутацию и долги. Никто из родственников или знакомых о нем не горевал.